Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Миу Мау отвечает на вопросы. Часть вторая

Интервью с miumau дизайнером, художником и автором множества статьей. Первая часть здесь

А: А в чисто изобразительных областях - в каких техниках, какими материалами ты работала? Какими любишь работать? и почему?

М: Знаешь, я честно подумала над этим вопросом и не могу вспомнить, чем я не работала. Всем, чем можно что-то покрасить, нарисовать или изобразить я уже работала. За время учебы в художке я затолкала в офортный станок
все, что можно было, все что приходило на ум, было вымазано краской, воском, бензином, керосином, олифой, аниллином, приклеено к бумаге, приглажено тряпкой к картону, прокатано через пресс, проглаженно утюгом,пропитано ПВА, покрыто лаком, накатанно на стекло, отпечатанно на холсте, пришито, привязанно... Потом когда я приехала сюда, у меня еще была фаза экспериментов длиной в 3-4 года, когда запихивалось в цветные и черно-белые копировальные аппараты и принтеры все, что можно, от тканей, пленок, картонок и дощечек до частей растений и небольших предметов. А напечатанное на бумаге переносилось на другие материалы с помощью все того же бензина, керосина, утюга, итд... И все это еще было умноженно на запаивание в пленки, закатывание в плексиглас и двукомпонентные массы.. короче, все что можно было я попробовала.
Большую часть - для того, чтобы сделать и успокоиться.

А: Чем ты работаешь в последнее время?

М: В последнее время я пишу картины маслом, рисую иллюстрации простой тушью на бумаге или картоне, рисую в тетрадках гуашью и темперой, цветными карандашами и водостойкими фломастерами. В тетрадки иногда по старой привычке приклеиваю что-нибдуь чуть ли не скотчем, делаю коллажи, могу высушенное растение приклеить или пуговицу пришить, но только так, иногда, ради развлечения...
Люблю рисовать маслом, но это требует особого отношения - я привыкла в последние годы устроиться где-нибудь на уголке, быстро вытащить две коробочки с карандашами и красками, и нарисовать что-нибудь. А с маслом так не получается, надо расположиться нормально, уголком стола не отделаешься. Зато материал красивый и "благодарный".
Гуашь люблю, потому что она позволяет ровно закрасить плоскость, и меня не смущает, что она при высыхании меняет свой цвет, хотя многие ее за это ругают. Еще я люблю "старым советским способом" рисовать титановыми белилами, смешанными с лелинградской акварелью. Потому что получается краска того же качетва, как хорошая темпера, и много хороших цветов.
Люблю простую медовую тушь. За то что блестит и не растворяется водой после высыхания.

Я совершенно не справляюсь с разными материалами, из которых делают что-то трехмерное. Хотя папа у меня скульптор, и умеет вылепить что угодно, он не передал мне этот талант - когда у меня в руке кусок
глины, я не знаю, что с ним делать, и даже если выдумаю, чего я хочу, совершенно не могу этого добиться. Зато я могу связать любую форму из шерсти или сшить из ткани. Больше всего я люблю работать с толстыми
пальтовыми драпами, или с "вареной шерстью", им можно придать любую форму, вплоть до шара....

А: У тебя есть какие-то постоянно любимые техники и материалы?
Или все бывает наплывами, периодами?


М: Бывают наплывы, но остаются какие-то техники, которым я "остаюсь верна" и к которым возвращаюсь снова и снова (я их только что перечислила)

А: Что-то особое ты любишь из материалов? какие-то особые марки ручек или кистей, бумаги?

М: Фломастеры Copic, ручки Faber Castell, восковые карандаши Karismacolor и кисти Da Vinci

А:Найдя твой ЖЖ , я первым делом наткнулась на дискуссии по поводу костюмов, современной одежды - коллекций знаменитых модельеров - и старинного,исторического костюма. Откуда в тебе эта любовь?

М: Я еще в детстве научилась шить и шила себе сама все на свете. Когда приехала в Германию, первым делом пошла работать в ателье, где шили лицензионные модели для "кутюра", потому что мое художественное образование было не закончено, но я умела шить, и искала работу. На этой работе научилась шить "на высшем уровне" и окончательно влюбилась в это ремесло.

А: Правда ли то, что ты не носишь брюк вообще?:) ( я-то знаю, мне-то нравится эта общая у нас черта:))
Почему это так? отчего ты носишь только юбки - тебе удобнее так или это красивее или у тебя есть какая-то концепция женственности - и это ношение концептуально?


М: Мой друг и учитель Абдулла как-то с горечью заметил, что во мне слишком развито женское начало, и полностью отсутствует мужское. И действительно, я люблю и ношу только очень "женственную" одежду, а брюки мне таковыми не кажутся. У меня есть одна пара джинсов, и сшитые друзьями-маньяками кожанные брюки, но я в них выходила из дома раза два.
У меня "бабские формы", как называет это мой двоюрдный брат - модельер, и я в основном ношу подходящие к ним "бабские платья". :-)

А: Ты левша? я догадываюсь об этом по тому, что у тебя все профили на рисунках повернуты в другую, чем мне привычно, сторону. Ты всегда была левшой? Переучивали ли тебя? Как это связано с твоей работой?

М: Да, левша, и всегда была левшой. Пыталсь переучивать в школе с боем и с настоящей войной и за первые 2 класса даже добились неплохих успехов, но потом я сломала правую руку, а после наврала, что не могу ей больше писать, чтобы меня оставили в покое и разрешили писать левой. Позже я обнаружила, что я умею писать вниз головой, снизу вверх, сверху вниз, справа налево и слева направо, "зеркально", по кругу, слева направо и одновременно вниз головой, обеими руками.

А:Ого!
А тебе легче или тяжелее чем правшам?


М: Насколько от этого легче или тяжелее работать - не знаю. Некоторые вещи просто не работают в левой руке, поэтому я их беру в правую руку, без проблем. Например я режу ножницами правой рукой, в левой большинство нормальных ножниц все равно не работает. Шью я обеими руками одинаково хорошо и хватаюсь за иголку то одной то другой рукой - по мере того, как удобнее. И ножом режу разными руками. Например я режу хлеб левой рукой, а картошку чищу правой...
А мышь я всегда держу в правой руке, не знаю, как это получилось. При этом я довольно лихо орудую и рисую мышкой :-)

А:Кроме того, я прочла в твоих ста фактах описание того, как ты видишь мир - и поразилась. Твое это видение - оно как-то влияет на работу? Может ты как-то особенно видишь рисунок, когда над ним работаешь?


М: Мое "очень особое видение" связанно с тем, что я во-первых просто довольно плохо вижу (-6), во-вторых у меня сильный астигматизм. Для работы это означает всего лишь, что мне надо следить за тем, чтобы смотреть на то что я делаю, точно через середину очков, а не как-нибудь боком или наклонив голову, иначе я вместо ровной линии вижу дугу и соотвественно криво рисую... Если я случайно посмотрю на что-то со стороны а не прямо, я могу "промахнуться" рукой на добрых полметра, или могу не пройти в дверной проем и "промазать" так, что ударюсь лбом о стенку в 30 см от двери :-) Но такие вещи со мной случаются крайне редко, например если я сонная иду куда-то посреди ночи.
А вот смотреть под ноги, когда я спускаюсь с лестницы, мне действительно нельзя. Ступеньки находятся далеко, и смотреть на них можно только под большим углом (обычно ведь не пригибаешься носом к ступенькам), поэтому они для меня выглядят настолько деформированно и на вид находятся "не там", что я начинаю спотыкаться и падать.

А:На картинках у тебя практически одни женщины. Я знаю, что это не ты, они не автопортретны в смысле внешности. Но во всех них есть что-то общее во внешности - откуда это? кто они?
И при этом героини твои часто выступают в окружении атрибутов твоей жизни, так что создают впечатление автопортретов. Это какая-то особая ты?


М: Я так не думаю, хотя говорят, что все художники в какой-то степени рисуют себя, а так же многие говорят, что мои девушки очень похожи на меня. Раньше я рисовала много мужчин, но мои мужики почему-то нагоняли на публику ужас, они у меня все были такие огромные, мрачные, угловатые...
В какой-то момент я просто перестала рисовать их в иллюстрациях, чтобы не пугать зрителей, остались девушки, которые всем вроде нравятся. Я в последнее время часто думаю, что это неправильно, и надо "возвращать мужиков в мои картинки", даже если они у меня получаются такие страшные-ужасные.

А:Что такое по твоему личный стиль художника? Это какие-то узнаваемые образы? особые черты? степень декоративности?

М: Личный стиль складывается из многих параметров, которые у конкретного художника постоянно повторяются - техника исполнения, материалы, характер линий и штрихов, способы стилизовать предметы, степень реалистичности или условности, форма тех или иных предметов, повторяющиеся искажения (у кого-то большие тела и маленькие головы, у
кого-то вытянутые фигуры с длинными пальцами или ногами и.т.д.), излюбленные цвета или способы комбинирования цветов...

А: Помнишь, ты говорила про продаваемость иллюстратора? Что для успешной продажи иллюстратор должен обладать узнаваемым стилем и придерживаться его. Тогда заказчик может ткнуть и сказать - хочу вот так! если же художник слишком разнообразен и может и так и этак - это пугает заказчика.
А что ты сама думаешь про это? Действительно нужно остановиться на одном стиле - и даже может быть умышленно развивать, создавать его?


М: Чтобы быть продаваемым? Конечно. Чем понятнее. в чем заключается товар, тем легче его продать. Чем больше известно о стиле иллюстратора, тем меньше будет "сюрпризов", и возможных незапланированных претензий, когда работа будет готова. Чем точнее иллюстратор соответствует ожиданиям, тем короче его путь к желанному результату, который устраивает заказчика, тем больше он может "наплодить" товара, тем больше его можно будет продать и тем больше он интересен тем, кто торгует его иллюстрациями.

А: Мне кажется, если это даже лучше для бизнеса, возможно это скучнее для
художника?


М: Естественно. Обычно там, где начинается коммерческий успех. начинается тоска для художника. Там где художник выработал конкретный понятный стиль, создал его из набора приемов, для него кончается поиск и начинается просто продукция многочисленных одинаковых картинок. Это обычно не интересно и хочется искать чего-то нового, придумывать, изобретать, а продавцы ничего такого не любят .

А:А если ему хочется пробовать, экспериментировать, разбрасываться?

М: Тогда начинаются сложности. Либо приходится "поступиться" творческими полетами ради зарабатывания денег. Либо искать способы выработать новый стиль и найти что-то новое, так чтобы не разбежались заказчики, или чтобы старый стиль перешел в новый не так заметно, либо надо искать совсем новый круг заказчиков. Это почти никогда не получается сделать "без боя".

А:Или тут дело как в анекдоте про конкурс степных музыкантов - первое место у аксакала, который играет на своих струнах одну ноту - тын-тын-тын, а второе у помоложе, которы играет две ( повыше и пониже) - тан-тын-тан-тын. И когда корреспондент спрашивает про причины этого , аксакал с достоинством отвечает: молодой еще - ищет... А я нашел!
То есть может человек со стилем - это тот, который уже наигрался и у него выкристализовался такой наиболее близкий ему и работающий стиль?


М: Может быть мы опять путаем художника с профессиональным иллюстратором?
Если профессиональный иллюстратор "наигрался", можно его поздравить с тем, что он "приплыл к своему берегу", и может теперь ни о чем не думая плдодить картинки и деньги, до гроба. Если удожник "наигрался", то можно ему посочувствовать, потому что все самое интересное в его жизни закончилось.

А:Стало быть, это необходимо лишь иллюстратору, а художник может быть свободнее - и жить периодами? Нравится ему одно - и в это время у него период такого стиля, нравится другое - и стиль иной?

М: Естественно. Художник и живет периодами. Он делает то, что считает нужным, независимо от того, обидятся на него потенциальные покупатели. или нет.

А:Ты живешь сейчас в Германии. Давно ли ты там оказалась и каким образом?

М: Я приехала сюда почти 15 лет назад, это длинная неинтересная история про "как" и "почему".

А:Какова художественная обстановка в Германии? Каково там быть художником?

М: Художником везде трудно быть, но кого это интересует - если у человека нету других вариантов, кроме как быть художником? :-)
В Германии вообще обстановка "не очень", и художественная - в том числе. Как я уже писала в некоторых статьях, тут уже довольно много лет царит сплошной "праздник безвкусия", и то что выставляется как искусство в большинстве случаев - просто ужас какой-то. Соответственно и параметры оценки искусства стали совсем другие, и "рынок" предъявляет художнику требования, которые имеют мало отношения к настоящему искусству.

А:И каково быть русским художником за границей? Сложно ли это, есть ли особые трудности - или художественный язык не знает границ?

М: По-моему никого особо не интересует, какой ты художник. Если художник делает что-то, очень сильно замешанное на его народных традициях, приближенное к его "народному искусству", его обычно практически вообще никто не понимает, и он никому не нужен. Если же он делает просто искусство, не имеющее конкретного национального окраса, то его происхождения мало влияет на продаваемость или еще что-то.

А:Как твой немецкий - ты свободно участвуешь в художественной жизни, работе и прочем?

М: Я говорю на немецком свободно и без акцента.

А: Куда бы ты хотела отправиться, чтобы жить и рисовать - в идеале, если отвлечься от практических трудностей? Я знаю, что ты любишь жару - ты бы выбрала место за клиимат - или за какие-то особенности природы?

М: Туда где жарааааааа! Желательно 35 градусов и больше, круглый год. Я хотела бы жить там где тепло, имет возможность вырастить огромный сад, и конечно хорошо бы еще иметь рядом море и пляж с песочком. И чтобы никогда в жизни больше снега не видеть!

А:О! совершенно с тобою согласна насчет снега! Как сказала одна моя знакомая из теплых краев: снег - это то, на что нужно приезжать смотреть на три дня в году.
Но вернемся к тебе. Ты личность загадочная. Твои работы подписаны не именем, а псевдонимом. Ты срослась со своим псевдонимом - Миу Мау? Тысячи людей тебя знают именно под таким именем. Оно тебе родное?


М: Меня почти все так зовут. Только родители еще зовут меня по имени :-)

А:Давно ли оно у тебя и как появилось?

М: Лет 12 назад.

А:Тебя зовут им в реальности, а не в виртуальном общении?

М: Да, у меня сначала было это прозвище в реальной жизни (китайские друзья дали) а потом я его начала использовать как "никнейм" в интернете.

А:А как тебя называют при общении? Вот я называю тебя коротко Миу, цитируя кого-то с работы, ты говоришь, что они обращаются к тебе фрау Мау. Так прямо и говорят в действительности?

М: Да, на работе сотрудники, говорившие по-немецки, называли меня Фрау Мау или Миумау. Даже шеф меня так называл, и едва удерживался, чтобы не представить меня так на каком-нибудь важном собрании заказчикам.
Русскоязычные друзья склоняют это Миу и Мау как хотят, говорят "Мява" или "Мяфа" или "Миучка" или "Мяфочка", там куча всяких таких вариантов.

А:Миу, а правда, что ты умеешь гадать на картах - и не просто картах, а картах Таро? Мне кажется, это какое-то особое , отдельное от гадания на простых картах,
умение.


М: Правда.
Думаю, что карты, это такой же оракул, как и все остальные. В обычных картах, точно так же, как и в картах Таро, можно увидеть все, что касается человека, во всех подробностях. Это только вопрос правильной
постановки вопроса и времени. Правда надо отдать картам Таро должное - там все возможные состояния, в которых может побывать человек, разложенны по полочкам особенно четко, можно очень коротким путем прийти к очень подробному прогнозу.

А:Я у Ошо где-то читала, что одна из его учениц рисовала карты Таро, а он ее очень поддерживал, говоря, что это ее собственный тип медитации. Ты сама себе рисовала?

М: Нет, что ты! Я слишком серьезно к этому отношусь, чтобы взять на себя смелость рисовать колоду Таро. Это не шуточки. Мне кажется, что многие художники совершенно зря сделали это, продемонстрировав очень несерьезное отношение к этой теме. Это ведь не просто 64 темы, удобно разложенные для иллюстратора по полочкам. Чтобы нарисовать все карты, по идее, надо пережить все описанные там состояния и ситуации, а кто может этим похвастяться. из нарисовавших по такой колоде? И вообще, я думаю, что именно мне вообще не стоит этого делать. Я хочу нарисовать некоторое количество картин, описывающих смысл той или иной карты, но сами карты я
рисовать не буду.

А:Ты думала когда-нибудь о том, чтобы написать книгу? У тебя столько советов и размышлений разбросано по твоему дневнику дизайнера-маньяка, по жж, что прямо эти тексты можно публиковать.

М: Книгу, большей частью состоящую из текстов с моего сайта, я уже написала. Осталось закончить несколько картинок и поправить пару мелочей в тексте, и все. Вот я сейчас полечусь месяц, потом приедет в гости Тёма Лебедев, и мы все доведем до ума.

А:Идея писания книг тебе кажется привлекательной?


М: Да, мне кажется, что мне очень повезло в жизни с интересными людьми и приключениями. Если просто перечислить все ключевые факты, которые я знаю о своих родственниках, начиная с прабабушек, уже получается идеальная заготовка для детективного романа. Половина моих работодателей были такими "странными птицами", что про них можно писать отдельную книгу. И помимо этого мне довелось встретить за мою короткую жизнь невероятное количество выдающихся людей. Я недавно писала в своем жж, что получила письмо от писательницы Сири Хастведт, она спрашивала, как мои дела, и не собираюсь ли я написать книгу, хотя я именно с ней даже не говорила о таких планах. Она написала: "Черт возьми, мы с тобой видели живого Карлоса Кастанеду, одно это уже повод, чтобы написать книгу!". И я думаю, что она права.
Только у меня теперь очень много планов, и очень мало возможностей, поэтому придется очень сильно думать, с чего начинать, и что делать первым. У меня больше не получится, как раньше, делать 200 проектов параллельно.
Как это ни печально, мне пришлось смириться с фактом, что сил в распоряжении мало, и я по-настоящему могу что-то делать всего пару часов в день.

А:Чтобы ты хотела от человека, который заказывает тебе книгу? Вот чтобы он пришел и сказал: а напишите мне книгу.. - о чем?

М: Я не отношусь к людям, умеющим писать книги на заказ. Я же не профессиональный писатель. Я могу написать то, что у меня на уме, и потом искать желающего это издать.

А:Некоторое время назад ты оставила работу, вышла из вечной спешки-круговерти заданий, сроков, проектов. Хотела делать давно задуманное, свое, интересное. И тут прищлось сражаться с больницами, операциями, слабостью...

М: Да. В принципе болезнь привела меня к тому же самому: круговорот из заданий, сроков, проектов и вся эта беготня потеряли смысл. Теперь осталось только немного сил на самое главное.

А:Мы все за тебя очень переживали. Но переживать в нащем смысле - это одно, а переживать это время в твоем смысле - совсем другое. Но ты и из больницы отвечала жизни рисунками. Тебе как художнику сильно помешал этот опыт?

М: Я бы не сказала, что я "отвечала жизни рисунками", на самом деле это было то самое "нытье в картинках", которое я сама так не люблю. И не надо было, наверное, этого делать. Правильно говорил мой друг Семислав, от того, что страдания и переживания рисуют, описывают в дневниках и письмах, им придают только еще больше формы и материальности, и они становятся более реальными. Надо стараться отвлекаться от них, не думать о них и заниматься другими вещами, хотя бы в мыслях, как можно чаще.

М: Сейчас мое "художество" страдает, т.к. я не могу найти сил и времени чтобы порисовать, вот уже больше месяца. Но у меня теперь есть оправдание, чтобы в любой момент посылать к черту всех, и заниматься только тем, что я считаю нужным, а не тем, чем я должна заниматься по мнению других людей. Я воспользуюсь этим, чтобы спокойно заниматься своими делами, когда вернусь домой.

А:Что в тебе изменилось, в твоем отношении к жизни, к важности вещей в этой жизни?

М: Конечно многое изменилось в отношении к жизни. Если выражаться совсем грубо, то я теперь живу "с одной ногой в могиле", и к сожалению это теперь будет так всегда - три тяжелые операции причинили мне больше вреда, чем сама болезнь, и их последствия больше ничем не лечатся. Понятное дело, что никто точно не знает, сколько ему осталось жить, но я особенно часто натыкаюсь на напоминания о смерти. Когда живешь в таком состоянии, часто переоцениваешь решения - большие и маленькие.

Я, конечно, большой оптимист, и часто беспечно провожу время, не думая ни о чем "таком". Но я натыкаюсь на свои границы много раз в день, и тогда понимаю, что все в жизни изменилось очень сильно. Стоя в магазине среди кучи продуктов, я понимаю, что 90% всего, что меня там окружает, есть жизнеопасно. И таких "мелочей" в моей жизни теперь много. Я не могу больше "просто так", проходя мимо холодильника сунуть в рот кусок еды, или не могу схватиться за какой-то предмет, раньше не казавшийся мне особо тяжелым, и переставить его в другое место. А главное - всего сил очень мало, и приходится очень строго смотреть, что я могу сделать.
Помыв лишний раз посуду или сделав какую-то мелочь, раньше казавшуюся совершенно незначительной, и делавшуюся за 2 минуты между делом, я лишаю себя возможности сделать что-то более важное.
Мне срочно нужно научиться ни о чем больше не волноваться (громко рассмеялась, когда писала эту фразу. Это, наверное, будет самой тяжелой задачей из всех).
Нужно учиться не растрачивать силы на лишние эмоции, движения, ненужные дела и "незначительную возню", может быть так мне удастся высвободить еще немного энергии, нужной для дел.

Пока даже при самом строгом отборе "самого важного" получается раз в 10 больше, чем я могу сделать. Пока не знаю, как решить этот вопрос.Видимо, искать тайные источники жизненной энергии, и одновременно отсеивать еще какие-то дела за ненадобностью, а оставшиеся пытаться лучше организовать. Ты же у нас мастер организации, я буду к тебе приставать, чтобы ты меня научила делать все рационально и эффективно!

А:Приставай, конечно! Я тебе с удовольствием помогу:)
Спасибо тебе огромное за ответы, за все интересные мысли в твоих статьях. Когда я опубликую этот текст, ты уже уедешь на месяц. Желаю тебе отдохнуть там от всей суеты и тяжких мыслей, отогнать болезнь как можно дальше, набраться сил - и может начать писать новую книгу!


..................................................
Коменты оставлять тут.
Tags: about_lj, art, my_articles, project_interview
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments