Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Должно ли искусство быть светлым и милым? Gehard Demetz

Я вот все продолжаю думать про этого художника - , который делает такие красивые деревянные скульптуры (Gehard Demetz). В коментах там несколько раз сказали вещь меня в ту минуту удивившую - недобрый, неприятно, нет чего-то светлого.

Я и сама эскапистка та еще, но требование от искусства солнышка и улыбки кажется мне малосправедливым. "Светлые" картинки в обилии идут на оформление тестов "какой ты котик" в блогах или подписей рукодельных тетенек на малорегулируемых форумах. У искусства более высокого ранга другие задачи.

Тут не так давно одной моей знакомой предложили сделать выставку в галерее. Но в процессе обсуждения выяснилось, что это не то, к чему мы привыкли с советским союзом художников. Там ведь было как? Молодой художник ходит в молодых, подает по одной картине на групповые выставки, вступает в ряды своей художественной пионерской организации, к сорока ему устраивают персональную выставку - по итогам, так сказать. На эту выставку просто вешается, что у него есть - натюрморты-портреты-зарисовки-скульптуры. Просто так рядами, объединенными фактом, что это его работы.

Знакомой же моей сказали, что нужна тема. Это не просто ее работы, развешенные на стенах, а галерея хочет идею, тему. И тема не означает - одинаковые работы. Тема означает - интересный поворот, надкартиночный смысл, что-то большее, чем каждая картинка или скульптура, какая-то верхняя концепция. К беседе подключилась другая знакомая с опытом галерейным - и она подтвердила эту необходимость, сама ищет сейчас поворот для объединения своих работ и для идеи, какие дальше делать. Мы это бурно пообсуждали, и в результате идею с галереей отложили - потому что отыскание темы, объединяющей уже сделанное и создание под нее работ в тот момент было слишком трудоемким.

Вот у Гехарда Деметца такая сверхтема есть, и мне кажется очень интересной. Он не собирается вырезать портреты детей-солнышек, лучиков, звездочек и лапочек. Это увлечение теософией принесло ему образ для его скульптур. ( и помните, я не так давно говорила, что для художника очень важна "легенда", что-то такое о нем и его творчестве, что можно повторить почти как стихи, когда его характеризуешь?) Смысл их в том, что дети до определенного возраста ощущают сквозную связь со своими предками, предшественниками - и не связь в виде "мы маленькие детки, мы листики на вашем дереве, сю-сю" - а как будто трансляцию прошлого, их забот, ошибок, трагических ошибок, как будто в маленьком теле они вот эти, прошлые люди и несут всю тяжесть этого прошлого. Оттого всякие предметы при них , оттого лица тревожны и сосредоточены. А в будущем они вырастают, теряют эту связь, эту связанность с прошлыми людьми, и могут отвечать только за себя и управлять своей жизнью - но и делать свои ошибки.

Людей, которые могут просто похоже нарисовать или вылепить что-то, гораздо больше, чем людей, которые могут создать идею под этим, интересный образ. Поэтому просто резчики по дереву не стали известными, а этот стал.
846570
Фото - dazeddigital.com
Tags: art, gehard_demetz
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments