Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Рассказки о психологии

Как большинство людей, думающих над собой, не лишенных ума и принесших из детства и несчастных отношений проблемы, аукающиеся по жизни, я интересовалась психологией. Я и сейчас убеждена, что все, идущие в психологи профессионально, в истоках имеют то же желание справиться со своими проблемами. Я свое желание разобраться с собой не камуфлировала абстрактным интересом и желанием помогать другим. Все, что меня интересовало - моя собственная персона и ее наиболее легкое существование внутри этого мира.

Никогда не приходилось мне прибегать к помощи профессионалов. Специально я не искала, поэтому допускаю, что там, где я не искала, существуют люди, способные очень и очень мне помочь. Но просто так, по жизни, среди встреченных мною бескорыстно психологов, никто не вызывал у меня желание втянуть его в решение моих проблем. Мой старинный приятель Ш., тоже психолог по образованию и увлечению, человек математически беспристрастный и сухой, спросил как-то меня, отчего я так недоверчива.

Мы обсуждали знакомых психологов, встреченных по ходу разных семинаров, в которых я была втянута, и я сказала, что никому из них не могла бы довериться. Старый вопрос того, что супер тренер по баскетболу не обязательно двухметровый негр с фантастическим броском, а вовсе даже низенький пузан, меня не убеждал.

Ш. предлагал мне разделять профессионала и человека с личной судьбой, но я не могла. Я сказала, что все время помню, что у А. нелады с женой и он пьет, что Б. мать-одиночка, влюбленная в руководителя фирмы, и иногда ненавидящая посторонних женщин за подозрение в намерении его охмурить, а В. - пожилая парочка, увлеченная какими-то паранормальными явлениями с энтузиазмом пятиклассников, но при этом с обостренными родительскими чувствами...

- Так кому же бы ты поверила? - спросил он наконец без раздражения, но с нетерпением.
Ответ сам собой пришел мне на ум.
- Богу, сказала я.
- Что? - изумился он.

-Богу, -повторила я. - Ты же знаешь, я не религиозна и все мифологические сказки любой религии для меня только сказки и культурологический материал. Поэтому это не конкретный бог с именем, мамой и национальностью. Это просто идея верховной всемогущей силы.

Так вот, я не могу поверить и припахать к своим проблемам ни одного человека, потому что у них свои проблемы, они слабы, они страдают - каждый от чего-либо. И зная это, я вижу в них людей, которых мне жалко, которым я чувстую обязанность ( никем, впрочем, на меня вроде бы не накладываемую) помогать, оберегать их и не усложнять их жизнь. Как, скажи мне, в таких условиях, я могу отдаться своим проблемам с их участием?

Бог в данном случае выступает не абстрактной, отвлеченной силой, у которой ты что-то просишь без обратной связи, на свой страх и риск, чувствуя себя одним из мириадов просителей. Я имею в виду, что вот если бы психолог, сидящий напротив меня, был был богом, я бы с ним поговорила. Бог - это значит, у него нет своих проблем, все его проблемы решены, ему некуда спешить - и он может заняться мною всецело и полностью. Мне не нужно его беречь, думать об экивоках, вежливости, его уровне умелости, его нелюбви к другим психологическим школам.
Мне не нужно думать, что под его взглядами лежит его личный опыт личных проблем и неудач. И мы оба можем заниматься только мною, а стало быть действительно заниматься этим.

-Хм, - озадаченно сказал Ш.

-Скажу тебе больше - и в качестве идеального возлюбленного я тоже представляю себе бога - человека ничем не раненого, ничего не тащащего за собой, совершенно свободного, совершенно принадлежащего себе и сейчашней ситуации, посвященного мне полностью, которого не надо лечить, при котором не надо избегать каких-то слов, мыслей и ситуаций, которого не нужно ежесекундно оберегать, завоевывать,быть деликатной - короче вести себя как с неполноценным и уязвимым - каковыми мы люди, в подавляющем большинстве и являемся.

Я не пробовала спать с Далай-Ламой, поэтому говорю о "большинстве" - вполне возможно он свободен, легок, весел и неуязвим. Но у него есть достоинства, исключающие проверку на практике - он вывел себя за границы нормального мира отношений, ему не нужна частная любовь и деление с кем-то постели.
-Хм, - еще более озадаченно сказал Ш.

Но поскольку на эту идеальную ситуация надеяться не приходилось, больше всего мне нравились те места в психологии, которые позволяли работать с собой самой по себе. Это меня устраивало полностью. Себя можно не щадить, себя можно дубасить по всякому, с себя можно строго требовать, но при этом не раздавать искусственные оплеухи, чтобы взбодрить.

Ш. оказался идеальным другом для этого. Ничем особым меня не третируя, в течении лет он предоставлял мне свою квартиру на постой, свои книжные шкафы, новые журналы, распечатанные статьи, разговоры и рассказы. Даже те оплеухи, которые я считала за оплеухи и сердилась в момент получения, впоследствии оказывались - моими собственными.

Те немногие моменты, когда я на него злилась за идиотизм, помимо его обычной нарочито сухой и калькулированной, не личностной, манеры держаться, потом обычно бывали обдумываемы мною же - и выводили меня на мои собственные проблемы, которых я не замечала. Он не возился со мною, не рассказывал мне обо мне, но все поворотные моменты в моем понимании себя так или иначе были связаны с тем, что я прочла, валяясь на его диване в запущенной и дурацкой квартире старого ( и старого) холостяка.

Продолжения будут.
Tags: divan_psychology, pro_menya
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments