Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

обвинители

Вы заметили, что и в жж и в жизни многие говорят вам вещи, которые звучат, как упрек и должны вызывать у вас чувство вины?

Причем вещи эти могут быть фантастически разными и почти все их объединяет то, что упреком они быть не могут. Однако эта интонация сразу вызывает в человеке встрепенутие вины и попытку оправдаться - от лепетания до давания с размаху в нос. Между тем самое важное в таких ситуациях остановить в себе готовое чувство вины, которое послушно ведется на упрек и задать беспроигрышный вопрос: и чо и что?

На фотографию любой женщины приходит некто и говорит - фууу, толстая. Что делают в ответ? Немедленно волнуются, начинают уговаривать сказавшего, что нет, нет, не толстая, прекрасная - или даже завираться - вполне худая, худая - или давать в нос - а свою фотку покажи!

А важно вообще не включать это чувство тревоги. Спросите фукнувшего - и что?

Фуу-толстая,ябневдул. - Аааа, только-то? Ну это пофиг. Вас никто в кандиты не рассматривал и не будет, так что пофиг-пофиг. ( На самом деле на все ябне есть отличный ответ, который дала в сериале Даунтон аббей Мегги Смит. Помните, там отказывают жениху-интригану, владельцу газет-пароходов, и он говорит, сузив глазки - имейте в виду, если я сейчас отсюда выйду, вы меня больше не увидите! - и старая графиня мгновенно отзывается ехидно: точно обещаете?)

Или - нуу, это некрасиво. - Вам некрасиво? И что? Кого это волнует.

Это просто самое красноречивое. Но на самом деле на месте этого может быть любое заявление - от "это баян" до - "какой-то вы плохой родитель".

Это конечно вариант того типа поведения, которое я описывала в посте "Понаехали на вас?" - когда вы вместо объяснений начинаете спрашивать. В данном случае это совмещение спрашивания с неким отбрасыванием, намеком на то, что сообщение не представляет ценности.

Я видела великолепный пример такого поведения человека, не принимающего на себя вину, которую произвольно хочет наложить другой человек. У моей сестрицы есть компания подруг, с которыми они дружны с юности - и я их наблюдала несколько раз в год на праздниках. Они вырастали, обзаводились бойфрендами, мужьями, детьми. И вот одна из них в присутствии мужа, встает на дне рождения в гостях на весы и говорит: 62 кг. Муж внезапно встрепенулся весь и говорит с неожиданным ужасом - 62?? Причем понятно, что ни внешний вид ее до этого никаких претензий у него не вызывал, ни сколько кг обычно весят женщины, он не очень хорошо представляет - просто у него что-то было внутри и эта цифра как-то попала в графу - должно быть стыдно.

Я прямо замерла - что будет? Что она сделает? Начнет доказывать, что это мало? Что это отлично для родившей женщины? Что на себя посмотри?

Она же без паузы просто пожала плечами и сказала - да хоть 72.

И муж остался в некой прострации, которая вся вертелась вокруг - и правда, че это я?

Я вот к этому. Не привязывайтесь, ради бога к толщине в этом посте, он вовсе не про это. Вам могут говорить что-то про ваше рисование, вкусы, родительский стиль, хозяйство, увлечения, политику в жж таким тоном, как будто вы провинились. Научитесь не вестись на мгновенное чувство вины - от посторонних людей. Признавайте спокойно факт и добавляйте - и что? Пусть теперь у Мойши голова болит собеседник объясняется - что именно. А дальше уже можно с его объяснением поступать как хочется. От - выкинуть из общения за глупость - до - поставить границы, если близкий и отвертеться от общения не удается. Человек, который хочет вызвать в вас чувство вины на ровном месте - вам не друг, на самом деле, и беречь его не надо. Не обязательно давать ему в нос - но уж совершенно точно не обязательно перед ним оправдываться по придуманному им поводу.
Tags: divan_psychology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 198 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →