Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Как получить удачный результат

Интересную мысль думаю уже несколько дней. Все, кто делает что-то творческое, задумывались хоть раз - почему вещи получаются или не получаются. Вы задумывались?

Вот я и рисовала очень много всего и руками делала множество работ - и поле для наблюдений у меня было обширное. Единственное твердый вывод, который я сделала - удачность результата совершенно не зависит от тяжести работы и большого количества усилий. Естественно, мы говорим уже об умеющем человеке или профессионале. Усилия, прикладываемые к обучению, расход сил на пробы и вырабатывание навыков - это совсем другое. Будем считать, что человек уже умеет - рисовать, лепить, шить, работать по металлу - и теперь делает творческие работы. Так вот в этом процессе нет прямой взаимосвязи между тяжестью усилий и удавшимся результатом.

У меня почти всегда, если было трудно, много усилий, переделок, поправок, поисков - результат в конце концов выходит... нууу... ничего себе. То есть совсем плохо профессионал сделать не может, а в результате бесконечного прикладывания сил и переделок сделает на нормальном уровне. Но я вот смотрю на результат и взвешивают вложенные силы и вижу - что для стольких усилий результат так себе. Но я вообще в этом вопросе вместе с Тесла и против Эдиссона. Мне лично кажется, что чем напряженнее и труднее дается дело - тем больше ты просто занимаешься перебором неправильных вариантов.

Что самое смешное в неправильных вариантах - они никак логично не связаны с правильным ( читай - удачным). Нет такого, что ты последовательно перебираешь пять неверных вариантов, все время приближаясь к верному - и что это закономерный путь. Нифига. Можно выбрать правильный вариант сразу первым. Перебор неправильных - не-необходим для этого. Но сознание Эдиссона, которого любят так цитировать - что-то вроде того, что гениальность это один процент таланта и 99 процентов присиживания штанов - оно бытует в обществе. Каждый раз, когда я говорю, что неверные варианты необязательны, мне непременно начинают вдохновенно нести эдиссонообразную чушь ( с моей точки зрения), что каждый неверный вариант ведет тебя ближе к верному, и на ошибках учатся, и что-то еще такое расхожее. А вовсе нет. Если тебе, условно говоря, нужна маджента 30 процентная - мильон других цветов будут не те, и перебирание зеленого, лилового, коричневого никак не приблизит тебя к результату. Практически каждый цвет, на который упадет твой взор, не будет тридцатипроцентной маджентой - и что? Можно их мильон перебрать,можно три, можно сразу мадженту взять.

Общественный настрой постоянно влияет на объективность наблюдений и выводов. Безусильное - кажется неценным, подспудная мысль про натруженную задницу и раскалывающуюся голову - вот тогда правильно поработал - все время проникает в оценку. Родители и пословицы с детства долбят про труд и пруд. А в действительности-то наблюдается, что все совсем иначе, чем на самом деле.

Вот в этой невозможности угадать и таится интерес мой. Вы все, если делали творческие работы ( из головы, от себя, самосозданные) знаете эти штуки. Вот над этим вы пробились много часов - и результат средний, а вот это сделали практически без усилий, до смешного легко, само собой, без заноз и надсадности - а оно вышло отлично, и эффектно, и прекрасно. У всех есть такие работы, которые зрителей читателей очаровывают и приводят в восторг -и долго, неоднократно - а автор удивляется - я же просто так сделал, почти безусильно. У меня есть тексты такие - я их записала влет, как внутреннюю шутку, как вполне обычную мысль - одну из десятков, которыми я каждый день бомбардирую домашних - а часть записываю для жж - и вдруг этот пост и с кучей коментов, и ссылок и аукается долго. У меня так было с постом про укротителей крокодилов, или как работают психотренинги. Я для него не рыла никаких сведений, не готовилась, даже не обдумывала долго саму мысль,а он вышел неожиданно удачным и живучим.

Я уже давно обдумывала разные группы таких вещей - картинки нарисованные, одежда сшитая, вот украшения сейчас - когда их много, начинаешь смотреть на них как на материалы для исследования, искать закономерности, пытаться найти правила. Я еще лет в 20 пришла к одному выводу - и он дальше только подтверждался. Удачнее всего выходят - и больше и дольше нравятся всем вещи двух сортов.

Первое - беспроигрышное. В любом-любом деле есть беспроигрышные варианты, всегда эффектные, всегда интересные, всегда привлекательные. Но вокруг них намотано очень много самозапретов. Каждый художник представляет эту беспроигрышность - и избегает ее, как стыдное что-то, слишком легкое. Между тем постоянно появляется кто-то простодушный, который как бы не знает об этой позорности - берет и делает - и все восхищены. Валентино делает красные вечерние платья, Макото рисует котиков. Простодушные не стыдятся беспроигрышности - и каждый раз поражают публику.

Я я юности всегда ходила в гости с картинками - приносила хозяевам. И вот иногда был повод - и я сидела и мучительно придумывала что-то - чтобы и оригинально, и художественно, и стараний много - и почти всегда это было уныло и скованно. И иногда я "жульничала", как мне казалось - нужно было быстро - и я рисовала что-то беспроигрышное, внутренне шаркая ножкой и рассыпая извинения. И если первые, многостарательные, мне и спустя время было видеть не сильно приятно, то со вторыми случалось удивительное. Я совершенно забывала, что их рисовала, и придя через год к кому-то, восхищалась картинкой на стене и спрашивала откуда это - и они на меня смотрели страннейшими глазами. Эта беспроигрышность и ее постыдность - она только в голове своей, окружающие ее не считывают, у них и впечатление совершенно другое и восторг искренний.

Второй сорт удачных вещей я называла "осенятки". Ты внезапно видел всю вещь целиком, знал, как ее сделать - и без мучений, переделок и приблизительных вариантов сразу делал набело. Все шло легко и само-собой, все цвета и пропорции вставали на места безусильно - и оно тоже было легко. И получался результат и красивый, и эффектный, и нужный. Причем "осенятки" даже не требовали вот этого этапа провидения, воображения идеи - можно было на ходу присесть к столу, не собираясь вообще ничего такого создавать - и сделать все на одном дыхании - как будто обводишь уже существующий на белом листе рисунок. Вот эти вещи я ценю больше, чем беспроигрышные. Беспроигрышные все же немного "головные", рассчитанные, а "осенятки" - чистое вдохновение, сам не знаешь результата и он превосходит ожидания.

А как у вас с удачными работами складывалось? вы пытались это наблюдать и обдумывать? Или сейчас всмотрелись в опыт свой и что-то увидели интересное?
Tags: creativity, pro_menya, tehnologii_jizni
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 107 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →