Вот я и рисовала очень много всего и руками делала множество работ - и поле для наблюдений у меня было обширное. Единственное твердый вывод, который я сделала - удачность результата совершенно не зависит от тяжести работы и большого количества усилий. Естественно, мы говорим уже об умеющем человеке или профессионале. Усилия, прикладываемые к обучению, расход сил на пробы и вырабатывание навыков - это совсем другое. Будем считать, что человек уже умеет - рисовать, лепить, шить, работать по металлу - и теперь делает творческие работы. Так вот в этом процессе нет прямой взаимосвязи между тяжестью усилий и удавшимся результатом.
У меня почти всегда, если было трудно, много усилий, переделок, поправок, поисков - результат в конце концов выходит... нууу... ничего себе. То есть совсем плохо профессионал сделать не может, а в результате бесконечного прикладывания сил и переделок сделает на нормальном уровне. Но я вот смотрю на результат и взвешивают вложенные силы и вижу - что для стольких усилий результат так себе. Но я вообще в этом вопросе вместе с Тесла и против Эдиссона. Мне лично кажется, что чем напряженнее и труднее дается дело - тем больше ты просто занимаешься перебором неправильных вариантов.
Что самое смешное в неправильных вариантах - они никак логично не связаны с правильным ( читай - удачным). Нет такого, что ты последовательно перебираешь пять неверных вариантов, все время приближаясь к верному - и что это закономерный путь. Нифига. Можно выбрать правильный вариант сразу первым. Перебор неправильных - не-необходим для этого. Но сознание Эдиссона, которого любят так цитировать - что-то вроде того, что гениальность это один процент таланта и 99 процентов присиживания штанов - оно бытует в обществе. Каждый раз, когда я говорю, что неверные варианты необязательны, мне непременно начинают вдохновенно нести эдиссонообразную чушь ( с моей точки зрения), что каждый неверный вариант ведет тебя ближе к верному, и на ошибках учатся, и что-то еще такое расхожее. А вовсе нет. Если тебе, условно говоря, нужна маджента 30 процентная - мильон других цветов будут не те, и перебирание зеленого, лилового, коричневого никак не приблизит тебя к результату. Практически каждый цвет, на который упадет твой взор, не будет тридцатипроцентной маджентой - и что? Можно их мильон перебрать,можно три, можно сразу мадженту взять.
Общественный настрой постоянно влияет на объективность наблюдений и выводов. Безусильное - кажется неценным, подспудная мысль про натруженную задницу и раскалывающуюся голову - вот тогда правильно поработал - все время проникает в оценку. Родители и пословицы с детства долбят про труд и пруд. А в действительности-то наблюдается, что все совсем иначе, чем на самом деле.
Вот в этой невозможности угадать и таится интерес мой. Вы все, если делали творческие работы ( из головы, от себя, самосозданные) знаете эти штуки. Вот над этим вы пробились много часов - и результат средний, а вот это сделали практически без усилий, до смешного легко, само собой, без заноз и надсадности - а оно вышло отлично, и эффектно, и прекрасно. У всех есть такие работы, которые зрителей читателей очаровывают и приводят в восторг -и долго, неоднократно - а автор удивляется - я же просто так сделал, почти безусильно. У меня есть тексты такие - я их записала влет, как внутреннюю шутку, как вполне обычную мысль - одну из десятков, которыми я каждый день бомбардирую домашних - а часть записываю для жж - и вдруг этот пост и с кучей коментов, и ссылок и аукается долго. У меня так было с постом про укротителей крокодилов, или как работают психотренинги. Я для него не рыла никаких сведений, не готовилась, даже не обдумывала долго саму мысль,а он вышел неожиданно удачным и живучим.
Я уже давно обдумывала разные группы таких вещей - картинки нарисованные, одежда сшитая, вот украшения сейчас - когда их много, начинаешь смотреть на них как на материалы для исследования, искать закономерности, пытаться найти правила. Я еще лет в 20 пришла к одному выводу - и он дальше только подтверждался. Удачнее всего выходят - и больше и дольше нравятся всем вещи двух сортов.
Первое - беспроигрышное. В любом-любом деле есть беспроигрышные варианты, всегда эффектные, всегда интересные, всегда привлекательные. Но вокруг них намотано очень много самозапретов. Каждый художник представляет эту беспроигрышность - и избегает ее, как стыдное что-то, слишком легкое. Между тем постоянно появляется кто-то простодушный, который как бы не знает об этой позорности - берет и делает - и все восхищены. Валентино делает красные вечерние платья, Макото рисует котиков. Простодушные не стыдятся беспроигрышности - и каждый раз поражают публику.
Я я юности всегда ходила в гости с картинками - приносила хозяевам. И вот иногда был повод - и я сидела и мучительно придумывала что-то - чтобы и оригинально, и художественно, и стараний много - и почти всегда это было уныло и скованно. И иногда я "жульничала", как мне казалось - нужно было быстро - и я рисовала что-то беспроигрышное, внутренне шаркая ножкой и рассыпая извинения. И если первые, многостарательные, мне и спустя время было видеть не сильно приятно, то со вторыми случалось удивительное. Я совершенно забывала, что их рисовала, и придя через год к кому-то, восхищалась картинкой на стене и спрашивала откуда это - и они на меня смотрели страннейшими глазами. Эта беспроигрышность и ее постыдность - она только в голове своей, окружающие ее не считывают, у них и впечатление совершенно другое и восторг искренний.
Второй сорт удачных вещей я называла "осенятки". Ты внезапно видел всю вещь целиком, знал, как ее сделать - и без мучений, переделок и приблизительных вариантов сразу делал набело. Все шло легко и само-собой, все цвета и пропорции вставали на места безусильно - и оно тоже было легко. И получался результат и красивый, и эффектный, и нужный. Причем "осенятки" даже не требовали вот этого этапа провидения, воображения идеи - можно было на ходу присесть к столу, не собираясь вообще ничего такого создавать - и сделать все на одном дыхании - как будто обводишь уже существующий на белом листе рисунок. Вот эти вещи я ценю больше, чем беспроигрышные. Беспроигрышные все же немного "головные", рассчитанные, а "осенятки" - чистое вдохновение, сам не знаешь результата и он превосходит ожидания.
А как у вас с удачными работами складывалось? вы пытались это наблюдать и обдумывать? Или сейчас всмотрелись в опыт свой и что-то увидели интересное?
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →