Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Фотография и жизнь

Я вот пью свою ночную кружку какао и намазываю клубничную филадельфию на кусок поджаренного тоста - и думаю одну мысль.

У меня сверхценность правды, я знаю, я все время стремлюсь, чтобы оно, чем бы оно ни было - было правдой. Чужая неправда, несовпадение с действительностью, особенно умышленное, меня мучает физически, мне действительно становится плохо физически при этом. И я фотографировать, например, стараюсь всегда так, чтобы это было максимально так же как в реальности - по пропорциям, цветам, оттенкам. Как будто у меня внутри всегда есть мысль - если придут и потребуют предъявить - вот оно у меня, точно такое же - только я вгляделась очень пристально и постаралась увидеть это в максимально очищенном, немусорном виде.

С некоторых пор еще, неосознанно - я только сейчас поняла - я делаю так, будто меня завтра позовут для журнала Artful Blogging. Там показывают и рассказывают про художественные блоги - не про блоги художников, а про блоги, которые сами по себе художественное явление. И одним из условий является, чтобы все фото в блоге были наготове в большом разрешении для печати... И я, значит, бессознательно складываю оригиналы в одну папку, а обработанные картинки под тем же названием - в другую. Но они никак художественно не искажены, я могу взять большой оригинал и сделать с ним то же самое - осветлить, может резкости добавить.

И при этом есть другой пласт фотографирования - который отходит от действительности - ради красоты или настроения. Если предъявить эту же стену в реальности, там ничего такого и близко не будет. И это вполне понятная мне концепция. Я еще давно-давно прочла в каком-то молодежном журнале интервью с моделью, кажется из Риги. Журнал был не гламурный, а студенческий, неформальный, и журналистка обращалась к модели на "ты" сразу - " ну ты и макаронина, оказывается!". Потому что модель была длиннющая, узкая, бледная. Как пишет автор - у нее и уши были оттопыренные, и лицо бесцветное, никакой поразительной красоты не наблюдалось.

А потом известный фотограф ее снимал для плаката, кажется театрального фестиваля в городе. Ее накрасили, осветили, развеяли какие-то покрывала, сфотографировали и потом сильно обработали фото. И на плакате из тумана и вздувающихся тканей глядело лицо неземной красоты, со странными огромными глазами. И это не был портрет "макаронины". Если бы воображаемый кто-то потребовал предъявить оригинал - то не узнал бы плаката в худущей бледной девушке в осеннем пальтишке. И "макаронина" сказала - ты не понимаешь, мне не нужно быть красоткой изначально, мне нужно быть идеальным холстом, на котором художник ( фотограф) нарисует свой образ.

И я тогда подумала - какая странная, но правильная идея! Тут не нужна правдивость, художнику нужен образ, и лицо девушки для него один из материалов, а не конечная цель.

И вот эти фотографии - которые не честный портрет действительности, а отдельная сама по себе действительность - чтобы нам было красиво, или печально и светло, или поэтично - в них ведь разрешено все? Фотография сама по себе из-за этой скадрированности действительности - уже неправдива. Люди достраивают действительность за пределами кадра так, как ее нет на самом деле. Сам это выбор, вырезанность, выделенность - уже произвол. И отдельный увлекательный процесс, между прочим!

До цифровых камер меня всегда завораживало фотографирование, но фотоаппарат был мужским уделом и мне его никогда не давали - сначала папа, потом старый муж (СМ). И затем я много дружила с фотографами, меня снимали много, но опять же я не снимала сама никогда. И поэтому так отдельно заворожил меня момент в фильма "Сабрина", новом уже не с Хепберн. Там фотограф в Париже протягивает ей камеру попробовать ( они снимают для глянцевого магазина), она отшатывается в испуге - как и я же - это же не для нас, мне нельзя, я не могу! А он ей говорит вкрадчиво - просто посмотри в видоискатель. И она начинает смотреть - и как бы снимать, не нажимая на спуск. Просто ты смотришь на действительность, которая вдруг вырезана кадром - и это волшебное чувство. Переводишь объектив туда и сюда - и оно выделяется, вырезается из непрерывного окружения.

А потом, когда я сто лет назад впервые жила тут в жж, меня очень увлекали и вдохновляли две девушки - Маша dubrovskaya И Галя argentum_g. Обе сейчас делают другое, а тогда они были моей любовью в фотографии.

Маша делала разные художественные вещи и потом снимала их, или куски своего дома, или свою толстощекую племянницу. И она снимала их прекрасно-странно. Не как я - с наибольшей объективностью, и чтобы все было видно - а совершенно наоборот. Кадры у нее были странно отрезаны, вещи, которые она хотела показать, были не полностью и не в центре. И это было увлекательно, не просто, а так, что оставалась загадка и желание знать больше и ощущение, что за кадром продолжается волшебство. А еще она одно время убирала цвет с фона в монохром и оставляла цветным главную вещь. Это был простой прием, но я его увидела у нее в первый раз - и мне это страшно, страшно нравилось. У нее не выходило это нарочито, формальным приемом, а было так же прекрасно, как весь ее остальной мир. И я через нее вдруг поняла - нет, нет никакого запрета, никакой это не мужской мир - вот, можно делать это, и более того, можно делать противоположным мужскому способом.

Потому что мужской способ был какое-то непрерывное фиксирование скучной действительности в виде - я на фоне памятника. СМ был маньяком такого вида съемок. Километры пленок и кадров и слайдов, на большинстве которых я уныло стоя на фоне очередной достопримечательности. Я ненавидела и позировать так и потом эти кадры, они все назывались у меня - "Я и Родина-Мать", но поделать ничего не могла. Все мои робкие попытки предложить снять что-то живое - ну вот типа мы едим в кафе, или сидим на безымянной скамейке, но болтаем и смеемся, или забираемся по трапу на кораблик, или покупаем красивую ерунду - отметались. Нужно было стоять прямо, в крайнем случае красиво опираясь на постамент, памятник культуры или природы не загораживать, смотреть прямо, выражение лица иметь идиотское.

Все пять камер при расходе и разводе мостов достались СМ. И когда у меня был уже новый муж, и он мне купил аккаунт в жж, и я читала и смотрела фото других девочек и восхищалась - он сказал мне, как что-то совершенно бытовое и нормальное - а что же ты, если тебе так нравится, не фотографируешь? - и купил мне хорошенькую камеру, еще пленочную. Легкость и нетрагичность достижения мечты меня потрясла. Мне не приходило в голову, что это так просто может решаться. При этом НМ совершенно на камеру не покушался, учить и вопить на меня не пытался, ничего от результатов не требовал - она была моя - и смотреть в видоискатель и нажимать на кнопку:)

Сейчас, когда камера есть у каждого - зеркалка для пафосности, мыльница для ежедневности, камера в телефоне для ежеминутности - священность нажимания на кнопку совершенно исчезла. Поэтому, наверное, уже трудно понять, чем меня поразила Маша тогда. А это было именно то, что вместо официального фиксирования - "я на фоне" или семейных праздников - все стоят у стены с фотообоями и смотрят в объектив, Маша снимала совершенно необязательные вещи - и так как ей нравилось. Вот эта свобода от мужского фиксирования действительности со смыслом сохранения для потомков, а вместо этого возможность снимать вещи, предметы, углы комнаты, цветы, лица - вот что было для меня супер-открытием. Я немедленно начала снимать цветы на полу, фрукты на балконе, обшивку домов и красные листья под колесами красной машины. И у меня до сих пор лежат все кадры с моей первой пленки - вот эти листья и апельсины на балконе:))

А Галя-аргентум как раз возвращает меня к мысли об охудожественении действительности. Тогда она показывала фото каждый день, часто со словами "Доброе утро" - и они у нее были просто песня радости жизни. Совершенно прекрасные, яркие. И при этом она поступала совершенно не по-фотографски. Не хранила оригиналов, обрабатывала картинку для жж, ставила ее, а оригиналы стирала. И у нее беспрерывно спрашивали " какая камера это так хорошо снимает". Какая-какая - Argentum-G - вот какая:) И потом она как-то показала исходник и результат. На оригинале была стена с вьющимся виноградом и трещинами - вполне бытовая и бесцветная. А на конечной картинке была желтая, прекрасная, какая-то итальянская стена, яркие вьющиеся листья, слегка дымка и такое прекрасное закатное солнце. И я поняла, что огромную часть волшебства она сделала в фотошопе при обработке.

И что? и что? Будет ли ее кто-то призывать предьявить оригинал стены? Зачем нам вообще оригинал стены? К чему? Что в ней? Она не делает полицейский портрет стены - она делает другое - фотографию, картину, образ, который улыбается нам поутру в ленте и говорит - жизнь прекрасна, правда же вы тоже так думаете? И вот эта мысль - что действительность для фотографа может быть только "макарониной", из которой он создаст поэзию - она впервые мне пришла в голову на фотографиях аргентум.

И я потом видела еще фотографии с процессом - когда человек показывает улочку со старыми домами, а потом ее же с приложенными усилиями - и там все волшебно, и сизое темное небо, и желтый и оранжевый стен на его фоне, и у спешащей фигуры начинается история. Это конечное фото меня заставляет задохнуться - от красоты цвета и втягивания в загадку и историю за этим...

И при этом маниакальный любитель правды во мне обхватывает голову руками и кричит - это же неправда! Эта улица совсем не такая, и не было этого грозового неба - и если ты туда пойдешь, там ничего этого не будет!

А художник отвечает - ну и кому нужна твоя правда? Я никогда не пойду сравнивать это с действительностью, зато прямо сейчас мне красиво и чудесно!

И я уже научилась, как зритель, не слышать маньяка правдивости. А как фотограф - нет:)

Надо взять и специально себе разрешить/ себя заставить какое-то время обрабатывать фотографии в неправду, но повышенную красоту:) А вы пообещайте, что не будете требовать с меня соответствия действительности или просить предъявить оригиналы:)
Tags: about_lj_users, females, my_photos, pro_menya
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →