?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Бедная Русалочка [Sep. 4th, 2012|03:26 pm]
Alika
[Tags|, ]

В момент просыпания подумала интересную мысль про "Русалочку" Андерсена. Но знаете, как бывает с мыслями во сне - проснешься, а они не такие уж интересные. Но тут я походила час и все равно еще с ними согласна.

Три трагедии.

1. Трагедия инвалидности в чем-то одном. Она только говорить не умеет! На все остальное способная - думать, чувствовать, любить. С нею можно спать, на ней можно жениться, она сможет рожать детей, смотреть за хозяйством, ходить на балы. Но из-за неумения говорить, принц искренне считает ее чем-то вроде собачки - кажется, что она все-все понимает!

2. Трагедия соперничества. Хорошо соперничать, когда против тебя человек с недостатком. Будь принцесса глупа, или некрасива или тайная злюка - можно было что-то противопоставить. Но трагедия Русалочки в том, что с той стороны Очень Хорошая Девушка. Она красива, у нее хороший характер, она добра - и она действительно спасла принца! Ведь не подглядела же она спасение Русалочкой, не спихнула ее в море и не приписала себе - нет, она нашла бездыханного принца в опасном положении, будто выкинутого на берег волной, и поспешила его спасать. И она и все окружающие думали, что именно она его спасла. А что до этого была не шальная волна, а русалочка, которая изо всех сил поднимала его из глубин и тащила к берегу - этого никто не знал.

3. И третье - трагедия неграмотности! Русалочку нужно сделать лицом кампании по искоренению неграмотности на планете. Если бы ее научили читать и писать, она бы могла принцу рассказать и о своей любви и о том, как спасла его, и вообще обмениваться мыслями. Принц перестал бы считать ее за прелестную собачку, которая, кажется, все-все понимает, и стал бы считать, что она на самом деле все понимает. А узнав, кто его спас, немедленно бы женился в благодарность, как это у них у принцев водится...


( Jennie Harbour, 1932)

upd. Я вдруг поняла, что в моем детстве все религиозное из сказки было вынуто, оставалась история любви и не-убийства. Я так эту сказку и помню. То есть усилием воли смутно вспоминаю из взрослого чтения, что там было много сентиментального и скушного, но не могу это органической частью в историю вставить. Ну и религиозные осложнения у бедной девушки для меня не повод для умиления - а фактор, вызывающий раздражение против.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: kyorll
2012-09-04 11:06 pm (UTC)
Алика, умеете вы подкинуть мысль на сон грядущий)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: noair
2012-09-04 11:39 pm (UTC)
Не, не женился бы. Она и с навыком письма была бы говорящая собачка просто.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-05 01:15 am (UTC)
Это значит только, что вы не женились бы, посчитав за говорящую собачку:)

А принц явно женился бы на той, кто ему спас жизнь. Тут ударение не на словах "умеющая писать" ( поэтому женюсь) - а на словах "спасшая ему жизнь".
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: can_tata
2012-09-05 12:18 am (UTC)
Всегда думала, что подобрать на берегу и отнести во дворец - это как-то мелковато для спасать, что-то вроде "на моем месте так поступил бы всякий порядочный человек"..а вот в бурю на берег тащить - это да-а... :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-05 01:16 am (UTC)
Но принц же не знал, что у него такой выбор и такие две спасительницы. Не оставила умирать на берегу - значит, спасла.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: k239
2012-09-05 12:36 am (UTC)
А четвёртая трагедия - трагедия веры :) Просто всё так логично объясняется - и волна и спасительнца-принцесса... не осталось только места чуду - русалочке и детям воздуха
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pseudoplatanus
2012-09-05 12:54 am (UTC)
Спасибо ведь, как хорошо сказали. Мне кажется русалочка именно про это.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: lorern
2012-09-05 01:17 am (UTC)
Про пункт 3 с детства думала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: homomorphism
2012-09-05 02:29 am (UTC)
П.3 с детства тоже выглядел именно так.
И еще я все думала, а почему она не рисует? Ведь всю историю можно зарисовать в комиксах.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mona_silan
2012-09-05 03:10 am (UTC)
Так русалочка и есть вроде собачки - души-то у нее нет! И сама она так считает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: reanstrain
2012-09-05 03:51 am (UTC)
да, у Андерсона об этом было, что душа не в ногах и всё такое. хороший нюанс, кстати, все про него забывают, потому что жалко девушку бедную очень.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: reanstrain
2012-09-05 03:49 am (UTC)
ну да, вопросы известные. про пункт три одна девушка хорошо написала так, например:
http://bri.livejournal.com/452971.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: _mjawa
2012-09-05 04:18 am (UTC)
Так там же вроде бы стояло условие исполнения желания, чтобы принц не просто женился в благодарность за спасение (он же тоже, кстати, считал, что спас на морском берегу своего "найденыша с говорящими глазами". И по сути дела, она ему тоже за это как бы "должна" что-то.), или за красоту, и даже не просто влюбился, а по-настоящему, от всей души, чтобы стала она ему дороже отца с матерью, и он не видел бы иного будущего, кроме как повести ее к алтарю (и тогда она получит от него бессмертную душу). Так что, лишение языка, это как раз условие "и ты ему ничего не расскажешь, не напишешь и не нарисуешь - он должен понять и захотеть сам! Поскольку, действительно, "на все остальное она способная". Да еще и молчит! Сокровище!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yanaklink
2012-09-05 05:04 am (UTC)
несколько смутило перечисление того, чего можно делать с Русалочкой, словно она стиральная машинка: отжимает, стирает, сушит... ну вот только не поет!)
может быть, перечисляя ее товарные качества, ее и возможно считать айба-собачкой? :-)

мне кажется, сказка про становление и выбор Русалочки.
что же она выбрала: быть рядом с тем, кто ее не выбрал.
любым способом.
в жизни таких Русалочек - миллион.
гимн жертвенности
такой оправдательный момент, не могу говорить, потому у меня увели принца. эх. и красивая смерть.

и все-таки остается ощущение, что не все так просто.
словно там про то, что в жизни бывает все и про то, как человек с этим встречается.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yanaklink
2012-09-05 05:18 am (UTC)
ну то есть, нет насилия над чужой волей. наблюдение со стороны: принц, которого она хотела спасти,
любимый, встретившийся с ней и то, как она с ним общалась, то, до какой степени она смогла или хотела к нему приблизиться, встреча любимого с его Возлюбленной и принятие или непринятие этого факта, и что из этого вышло.
настоящие отношения двух людей. какой она выбрала способ, то и получилось.
дело не в немоте, мне кажется, а в этой способности приближаться к Другому.
и еще остается ощущение, что она что-то приобрела, не знаю, мудрость что-ли какую-то...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: 0lesja_0lgerd
2012-09-05 05:06 am (UTC)
Да, я тоже мучительно размышляла об этом в детстве. Почему она, чёрт побери, хотя бы куклами не изобразила всю историю? Ведьма запретила говорить, но ведь играть с куклами она не запрещала! Наивная бедная Русалочка, в общем...

Зато в диснеевском мультике был затронут другой интересный момент: "сиренства". Когда ведьма в облике принцессы шла по ночному берегу и пела русалочкиным глубоким, манящим голосом, у меня аж дух захватывало. Именно от этого образа.

И здесь, кстати, с американской простотой демонстрировался механизм как раз "использования чужого успеха". Там не было Очень Хорошей Девушки. Там была прожжёная стерва, тонко использовавшая интриги (у тебя самый лучший голос? давай сюда, пригодится; принц начинает влюбляться? непорядок, честная игра выгодна противнице, надо вмешаться) и юридические закавыки (как ловко заставила и Ариэль и Тритона подписать кабальный договор)... черт, значит уж Ариэль-то писать умела!!! о_0
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-05 06:02 am (UTC)
А я не смотрела мультфильм! Вы меня прямо заинтриговали историей.

Вот в мультфильме понятно - у соперницы должны быть недостатки - иначе никакой надежды нет на успех и победу...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mona_silan
2012-09-05 05:30 am (UTC)
О, я сразу читала полный вариант и "Русалочки", и "Снежной королевы", и "Диких лебедей", и прочих историй, и меня эта встроенная религиозность так поразила, что дополнительно встраивать её потом к понятию "Андерсен" не пришлось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: twi1ightsparkle
2012-09-05 05:36 am (UTC)
Хм..., а разве сказки Г.Х.А. печатались с купюрами? Насколько я помню свой желтый двухтомник со странными рисунками - там все аутентично было...
это я про религиозность.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dance_in_round
2012-09-05 05:50 am (UTC)
был еще красно-зеленый двухтомник, тексты частично покоцанные, и были еще издания "Детгиза", где выпалывались нещадно все религиозные моменты.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: fiamminna
2012-09-05 06:52 am (UTC)
Мне кажется принц на ней не женился бы, даже если бы она заговорила. Ну чтобы она ему рассказала? Что была русалкой и у нее был хвост и что плавала она неплохо, а тут и инквизиция как раз неподалеку.
Немного не в тему, но в "Собаке на сене" настоящая угроза исходила как раз от инквизиции и Диана связавшись не с тем человеком могла пострадать, именно по этому Теодоро и решили убить, не просто из ревности.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mona_silan
2012-09-05 07:02 am (UTC)
Инквизиция? У лютеран?? Эмм...

То есть что принц лютеранин нигде не сказано, он принц абстрактного Neververe королевства; но автор-то - да.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: green_tybloko
2012-09-05 11:09 am (UTC)
Кто принца спасает - тот его и танцует?:) Не нравится мне такой принц. В советской экранизации он примерно такой и был, и принцессе Недостаток прописали, сделали ее вертихвосткой и пустышкой. А жертвенной Русалочке в напарники дали такого же жертвенного Шута. Подобное к подобному.

А мне кажется, правильный принц не женился бы на Русалочке, даже если бы все узнал о спасении. Просто он запал именно на принцессу, а тут еще и обстоятельства сложились удачно - спасение, романтика, все дела. Узнай он правду, попереживал бы, пометался, потом выдал бы Русалочке орден какой-нибудь благодарственный - и вперед, к принцессе.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>