Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Чтение про ADHD

Читаю книгу про ADD у взрослых, посоветованную hope_t. Называется The Disorganized Mind: Coaching Your ADHD Brain to Take Control of Your Time, Tasks, and Talents ( "Неорганизованные мозги", примерно)

Автор ее - коуч для людей с ADHD - синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Я еще не так давно народ спрашивала - вошел ли в жизнь этот диагноз в русскоязычном мире или по прежнему считается ленью и неорганизованностью. Я про многие вещи в последнее время узнаю с изумлением, что они не лень и не плохое поведение, а конкретное заболевание, выражающееся во вполне реальной недостаточности в работе мозга. В случае с этим синдромом в мозгу не работаю участки, ответственные за планировании и выполнение действий. Эти люди действительно не могут усадить себя за работу, организовать последовательные действия и не помнят, как прокрастинация и несделанность плохо кончились для них в последний раз.

Нэнси Рэйти замужем за психиатром, который занимается ADHD, а сама специализируется на помощи в организации жизни после того, как диагноз поставлен и таблетки выписаны. Она сама сражалась с ADHD с детства и юности и считает, что коуч в жизни своих подопечных занимает то место, которое должен бы занимать тот самый участок мозга ответственный за организованность и выполнение дел. Она обеспечивает им как бы внешний командный пункт - разрабатывает стратегии, учит, как напоминать себе о ни - и просто звонит в промежутках между сессиями, чтобы напомнить или заставить отчитаться.

Интересно, что она выросла в семье с отцом-военным. Именно он взял на себя главную роль в воспитании и организации ее и братьев. Папа был суров и дом держал как казарму - душ нужно было принимать не больше трех минут, говорить по телефону не больше двух минут, а любая еда за столом должна была уложиться в полчаса. Когда ее старший брат постоянно опаздывал в школу, отец подошел к делу методически - взял секундомер, заставил его делать все, что он рутинно делает утром, собираясь в школу, замерил каждую операцию, расчитал время - и стал гонять сына, заставляя делать одно и то же утреннее действие снова и снова, пока не натренировал его укладываться в нужное время.

Братья на отца раздражались и считали тираном, а Нэнси, как ни странно, было хорошо. Она еще не знала о своем ADHD, но отец очень удачно работал для нее той самой системой внешнего управления и контроля. Она не испытывала к отцу никакого раздражения, чувствовала все его требования полезными и очень хорошо училась.

Проблемы начались в колледже. Когда она осталась наедине с собой - оказалось, что она не знает, как учиться. Умная и развитая девушка, она приходила со стопкой книг в библиотеку - как другие - чтобы написать нужное сочинение. Но в отличие от других просто сидела целый день перед этой стопкой, ничего не делая, вечером уходила домой и страшно удивлялась - отчего сочинение так и не написано? Ведь она делает то же самое, что другие - приходит в библиотеку и сидит за столом.

Когда ей поставили диагноз и она поняла то, что происходит с ее мозгами - ей пришлось вырабатывать разные способы, как обходить свой недостаток, как другими способами обеспечить, чтобы у нее получалось.

Я давно думаю эту мысль. Люди часто требуют от человека "настоящести". Им не нужно, чтобы он просто справлялся, им нужно, чтобы он выработал то, чего у него нет, отрастил те щупальца и жабры, которые "настоящие". Этим подменяется основная цель. Вот у меня с детства отвратительное чувство времени, я его не чувствую совсем. И я научилась справляться с этим, зная о том, что на "чувственные" ощущения полагаться нельзя. Я не опаздываю на совсем критические события типа отлета самолета или спектакля, я аккуратно планирую в обратном порядке перед отъездами или событиями, я выдвинула несколько обязательных правил, и на маленькие отрезки времени у меня работает таймер.

Но каждый раз, когда я упоминаю, что у меня нет чувства времени, кто-нибудь обязательно начинает меня уговаривать, что оно вырабатывается и я его должна тренировать. Мало того, чтобы я справлялась с задачами, включающими время - важно чтобы я "по-настоящему" его чувствовала - а то нещитово. А то, что за всю жизнь оно у меня ни в каких ситуациях так и не улучшилось, это ерунда, это я не старалась.

Так вот, по моему - справление - это цель. А таймерами или внутренним тиканием ты справляешься - это средство. Если вместо цели все силы бросить, как на цель , на средство - мало чего полезного выйдет. В ADHD, как пишет автор - отсутствие чувства времени - один из главных симптомов. ( поэтому кстати мне hope_t и посоветовала книгу) И мне понравилась позиция внутри книги - не надо тренировать то, чего у вас, возможно, урожденно нет - нужно строить систему, которая скомпенсирует недостаток и дает возможность делать то же, что и другие, или даже больше.

(Потом напишу еще про эту книгу, если интересно. там и про время и про прокрастинацию интересные мысли)
Tags: adhd_book, divan_psychology, double_timer, organize, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 95 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →