?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Чтение про ADHD [Aug. 31st, 2012|01:54 am]
Alika
[Tags|, , , , ]

Читаю книгу про ADD у взрослых, посоветованную hope_t. Называется The Disorganized Mind: Coaching Your ADHD Brain to Take Control of Your Time, Tasks, and Talents ( "Неорганизованные мозги", примерно)

Автор ее - коуч для людей с ADHD - синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Я еще не так давно народ спрашивала - вошел ли в жизнь этот диагноз в русскоязычном мире или по прежнему считается ленью и неорганизованностью. Я про многие вещи в последнее время узнаю с изумлением, что они не лень и не плохое поведение, а конкретное заболевание, выражающееся во вполне реальной недостаточности в работе мозга. В случае с этим синдромом в мозгу не работаю участки, ответственные за планировании и выполнение действий. Эти люди действительно не могут усадить себя за работу, организовать последовательные действия и не помнят, как прокрастинация и несделанность плохо кончились для них в последний раз.

Нэнси Рэйти замужем за психиатром, который занимается ADHD, а сама специализируется на помощи в организации жизни после того, как диагноз поставлен и таблетки выписаны. Она сама сражалась с ADHD с детства и юности и считает, что коуч в жизни своих подопечных занимает то место, которое должен бы занимать тот самый участок мозга ответственный за организованность и выполнение дел. Она обеспечивает им как бы внешний командный пункт - разрабатывает стратегии, учит, как напоминать себе о ни - и просто звонит в промежутках между сессиями, чтобы напомнить или заставить отчитаться.

Интересно, что она выросла в семье с отцом-военным. Именно он взял на себя главную роль в воспитании и организации ее и братьев. Папа был суров и дом держал как казарму - душ нужно было принимать не больше трех минут, говорить по телефону не больше двух минут, а любая еда за столом должна была уложиться в полчаса. Когда ее старший брат постоянно опаздывал в школу, отец подошел к делу методически - взял секундомер, заставил его делать все, что он рутинно делает утром, собираясь в школу, замерил каждую операцию, расчитал время - и стал гонять сына, заставляя делать одно и то же утреннее действие снова и снова, пока не натренировал его укладываться в нужное время.

Братья на отца раздражались и считали тираном, а Нэнси, как ни странно, было хорошо. Она еще не знала о своем ADHD, но отец очень удачно работал для нее той самой системой внешнего управления и контроля. Она не испытывала к отцу никакого раздражения, чувствовала все его требования полезными и очень хорошо училась.

Проблемы начались в колледже. Когда она осталась наедине с собой - оказалось, что она не знает, как учиться. Умная и развитая девушка, она приходила со стопкой книг в библиотеку - как другие - чтобы написать нужное сочинение. Но в отличие от других просто сидела целый день перед этой стопкой, ничего не делая, вечером уходила домой и страшно удивлялась - отчего сочинение так и не написано? Ведь она делает то же самое, что другие - приходит в библиотеку и сидит за столом.

Когда ей поставили диагноз и она поняла то, что происходит с ее мозгами - ей пришлось вырабатывать разные способы, как обходить свой недостаток, как другими способами обеспечить, чтобы у нее получалось.

Я давно думаю эту мысль. Люди часто требуют от человека "настоящести". Им не нужно, чтобы он просто справлялся, им нужно, чтобы он выработал то, чего у него нет, отрастил те щупальца и жабры, которые "настоящие". Этим подменяется основная цель. Вот у меня с детства отвратительное чувство времени, я его не чувствую совсем. И я научилась справляться с этим, зная о том, что на "чувственные" ощущения полагаться нельзя. Я не опаздываю на совсем критические события типа отлета самолета или спектакля, я аккуратно планирую в обратном порядке перед отъездами или событиями, я выдвинула несколько обязательных правил, и на маленькие отрезки времени у меня работает таймер.

Но каждый раз, когда я упоминаю, что у меня нет чувства времени, кто-нибудь обязательно начинает меня уговаривать, что оно вырабатывается и я его должна тренировать. Мало того, чтобы я справлялась с задачами, включающими время - важно чтобы я "по-настоящему" его чувствовала - а то нещитово. А то, что за всю жизнь оно у меня ни в каких ситуациях так и не улучшилось, это ерунда, это я не старалась.

Так вот, по моему - справление - это цель. А таймерами или внутренним тиканием ты справляешься - это средство. Если вместо цели все силы бросить, как на цель , на средство - мало чего полезного выйдет. В ADHD, как пишет автор - отсутствие чувства времени - один из главных симптомов. ( поэтому кстати мне hope_t и посоветовала книгу) И мне понравилась позиция внутри книги - не надо тренировать то, чего у вас, возможно, урожденно нет - нужно строить систему, которая скомпенсирует недостаток и дает возможность делать то же, что и другие, или даже больше.

(Потом напишу еще про эту книгу, если интересно. там и про время и про прокрастинацию интересные мысли)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: silamandarina
2012-08-31 09:07 am (UTC)
Интересно, спасибо большое!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: himba
2012-08-31 09:12 am (UTC)
А людям без ADHD что делать? :-)

Для меня вообще главная проблема в этой области - понять, что именно надо специально "выращивать" и тренировать, а что можно оставить на самотек и дать развиваться / не развиваться самому. И я до сих пор нащупываю решения. Пытаюсь выстроить систему, при которой вещи, необходимые для элементарного выживания, в том числе и в школе / на работе, будут натренированы, а все остальное оставляю, пока придет или не придет само.

С другой стороны, люди ведь разные. Я себя помню: у меня очень многое необязательное вот так само "отрастало", без всякой посторонней помощи. Но у других детей такого не было. И я вижу, что у подруги ребенок, как я, а у меня - не как я, он реально развивает только то, что я ему целенаправленно развиваю, если не развиваю - ему не особенно интересно и надо. Плохо играл в футбол. Отец лето позанимался - начал хорошо играть в футбол. Не умел лепить. Сели, начали учить - залепил. И вот что? Постоянно развивать его во все стороны?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shvedka
2012-08-31 09:47 am (UTC)
>А людям без ADHD что делать? :-)

Ну, если некоторые приемы помогают преодолеть неорганизованность даже тем, кто к ней физически неспособен, то уж тем, кто способен - точно помогут :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: senris
2012-08-31 09:14 am (UTC)
До очень интересно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: leti_na_svet
2012-08-31 09:31 am (UTC)
Как интересно про отца-военного! Реальный пример того, что одни и те же действия для одного человека зло и тирания, а для другого - спасение в жизни.

И про "отращивание несуществующих конечностей" тоже очень интересно. У меня однажды был эпизод, когда мне в моём ребёнке предлагали всячески развивать то, к чему он совершенно не был склонен. С тех пор у меня свербила в мозгу "заноза", что этого совершенно не стоит делать. А лучше вместо этого заняться другими вещами. Приятно увидеть подтверждение правильности своих действий от эксперта. :)

Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-02 07:47 am (UTC)
эту мысль довольно трудно принять, я еще сама не до конца в нее сердцем верю. Но похоже, что она верна - пользы в развитии своих сильных сторон гораздо больше.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: lyasya_l
2012-08-31 09:35 am (UTC)
Спасибо! Напишите еще, интересно очень! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stihiynaya_haha
2012-08-31 09:39 am (UTC)
Пожалуйста, напишите ещё про книгу, это очень интересно. Про время особенно!
А про тренировку мотиваций быстро проходящих там ничего нет?))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-02 07:48 am (UTC)
может быть и есть. Я еще не дочитала. Надо, наверное фокус смещать в мотивациях - с длинной отложенной цели на короткую обозримую.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: maryacha
2012-08-31 09:46 am (UTC)
А это вообще, мне кажется, распространено: усиленно прокачивать то, что не дано от природы. И ничего, что зато дано что-то другое, чем можно компенсировать, все равно надо затрахать тем, чего нет. И в результате и умение не наращивается, потому как нечего наращивать, и компенсация не получается.
Мне кажется, тут есть что-то общее с необращанием внимания на способности. Ну, например, я гуманитарий, математика идет неплохо, а физика - полная жопа, не могу я. И вместо того, чтобы помочь нарастить то, к чему есть способности, меня имели этой чертовой физикой до бесконечности. Хотя я не собиралась выбирать профессию, связанную с физикой. Итог: физику я так и не знаю, природные способности остались недоразвитыми, сейчас, уже взрослая, работаю над этим. Ну и на хрена?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ieshka
2012-08-31 11:11 am (UTC)
Была история про мальчика-математика, которому не давались сочинения (а для поступления надо).
Ему помог только тот репетитор, который не растекался об идейном смысле произведения и что надо любить литературу, а представил сочинение как набор лего из фраз. Человек спокойно и успешно поступил.

Мне теперь интересно, как эту концепцию можно "перевернуть" для гуманитариев?:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: book4you
2012-08-31 09:58 am (UTC)
У меня есть одна любимая книжка на эту тему: Будиль Йеннсон "Десять размышлений о времени" ("Ten Thoughts About Time" Bodil Jonsson). Мне она в какой-то момент помогла остановиться, избавиться от ощущения паники, что у меня ни на что не хватает времени, и вообще успокоиться.
Я писала на нее рецензию: http://book4you.livejournal.com/42822.html
Возможно, Вам будет интересна эта книга.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eril13
2012-08-31 05:40 pm (UTC)
спасибо за рекомендацию
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autumn_flavour
2012-08-31 10:03 am (UTC)
Ооо, как прекрасно про папу-военного! То есть его детям я очень сочувствую, конечно (сама дочь военного с похожим подходом к жизни - например, в выходные подъем у нас был не позже 9, а отбой вплоть до моего 11 класса был в 9-30 и ни минутой позже), но как четко и прекрасно человек из примера решил проблему! Кстати, с сыном у нас было похожее дело, он все время опаздывал, собираясь в детский сад, и я ему рисовала много таблиц, часов, хронометражных прибамбасов и всяких штук, чтобы он не думал, а просто шел по заданной схеме, и все. Ни один метод не сработал на 100 процентов, зато все вместе дали отличный результат - сейчас ребенок собирается как пожарный, за две минуты, без моего участия (что самое важное).

А бывает СДВГ наплывами? У меня с детства бывает, что если я расслаблюсь, то могу долго-долго делать какие-то обрывки дел, бросать, брать что-то другое, и при этом никакая план-схема действий в мозгу не выстраивается вообще никак. Чтобы вернуться к нормальной жизни, надо все выбросить из головы, отложить все из рук, встать и твердо задать себе задачу: что я буду делать сейчас, что потом, что в промежутке, на что сколько времени отведу и как узнаю о том, что это время прошло. После этого я снова нормальный человек. Но сами эти отключки нормальности меня всегда несколько озадачивали - почему наработанное умение отключается вдруг, если ты себя перестаешь специально контролировать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nuga_nagaina
2012-08-31 10:27 am (UTC)
Мамочки, я как в зеркало посмотрела... с наплывами-то этими...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: irsam
2012-08-31 10:04 am (UTC)
Очень интересно, и о самом синдроме (да, у нас до сих пор считают ленью и неорганизованностью, несмотря на всю продвинутость в нейропсихологии), и о компенсаторных приемах. Буду ждать про время и про прокастинацию.
(Reply) (Thread)
From: dovaga
2012-08-31 10:28 am (UTC)
Согласна, что люди делятся как минимум на две категории по чувствованию времени. Кто-то может его отслеживать, для других это непостижимо. Работаю с клиентами, которые должны приходить ко мне по предварительной договоренности в определенное время.Я очень четко свое время контролирую, родилась такой))И при планировании встреч стараюсь клиента вписать в более-менее узкий временной промежуток, или, говоря другими словами позволяю ему выбрать удобное ему время, а потом сужаю его и предупреждаю, что я буду на месте именно в этот промежуток. И что вы думаете?)) Сколько процентов укладываются в эти (назначенные самими же) рамки? 50 в лучшем случае))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eyes_green
2012-08-31 12:44 pm (UTC)
Для меня это - кошмар всей моей жизни. То что приходится ждать кого-то. Я редко опаздываю, почти никогда. Встану намного раньше, соберусь, приеду минимум за 20 минут раньше. Посмотрю как ехать к месту назначения - заранее, чтобы не потерятся. Опаздания других воспринимаю как личное неуважение к себе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: eyes_green
2012-08-31 12:41 pm (UTC)
А как понять, без диагноза врача, где просто лень и неорганизованность а где "природой не дано"? А то ведь очень легко просто сказать - "Ах, ну не дано мне природой!" и не делать. Меня, как человека с четким внутренним таймером, всегда раздражают такие высказывания. А подруги которые постоянно опаздывают, потому что у них "нет чувства времени" - уже знают что ждать их я нигде и никогда не буду. Ну может в ооочень редких случаях.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-02 07:33 am (UTC)
Подруг можно строить - звонить, например, на каждом этапе. Уже вымыла голову? нет? значит вычеркивай это, переходи к надеванию платья:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: eternal_spinach
2012-08-31 12:51 pm (UTC)
Ну, на самом деле натренировать всё можно.
Но иногда для этого надо потратить 15 лет жизни. Результат не стоит усилий. :-)
В случае с СДВГ проще принимать медикаменты, если, конечно, нет противопоказаний.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-02 07:32 am (UTC)
Можно натренировать. но чаще всего с огромными усилиями до совершенно незначительного уровня, который другим даром дается как начальный. Есть ли в этом какая-нибудь выгода в рамках собственной жизни?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: premchik
2012-08-31 01:51 pm (UTC)
О, вот это колоссальная мысль: "не надо тренировать то, чего у вас, возможно, урожденно нет - нужно строить систему, которая скомпенсирует недостаток и дает возможность делать то же, что и другие". С какой бы позиции не смотреть на свои "неспособности", вот это очень полезное действие: понять, чего не хватает в твоем восприятии мира и построить систему, компенсирующую недостаток. Самое сложное в этом, по всей вероятности - как раз вот это определение недостающего. Изнутри-то его не видно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-02 07:31 am (UTC)
А окружающие на что?:)) Нужно прислушаться - за что больше всего упрекают!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tin_liva
2012-08-31 02:01 pm (UTC)
интересно еще, конечно!
задумалась, а как же узнать-то, как отличить лень ленивую от "лени" которая заболевание... похоже в этом разобраться может только специалист:) но я как представила себя спрашивающей семейного доктора (сперва нее, ибо вроде как всегда всё с этой позиции начинается) – а скажите, может у меня вот такой вот диагноз? или такой? эх, у нас с медициной совсем запущено, можно долго чем то болеть пока спохватиться...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-09-02 07:30 am (UTC)
Диагноз, да, только врач может установить. Но я думаю, если захотеть, можно добраться до специалистов в конце-концов.
(Reply) (Parent) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>