Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Эйко Ишиока. Откуда растет независимость и оригинальность.

Сегодня дочитывала рассказы, как Эйко Ишиока работала над костюмами к Дракуле Брэма Стокера. Там какие-то запредельно фантастические костюмы сочинены. Сейчас фильм придет, я его посмотрю, и может отдельно пост напишу про работу над этими костюмами.

Но сама Эйко меня очень занимает. Она знаменитейший дизайнер японского происхождения, она получала высшие награды в дизайне тогда, когда еще и женщин-то в этой профессии не было - с шестидесятых-семидесятых. Она работала практически во всех областях дизайна - от упаковки до сценографии. И при этом ее везде приглашали за главное качество - она не принадлежала ни к какой традиции, она не была ни в каком русле натоптанном, ее можно было пригласить на проект и быть уверенным, что это будет ни на что не похоже.

Не смотря на то, что она чистокровная японка и на то, что мотивы восточные постоянно проникают в ее работы - и эти мотивы и ее эстетика не имеют ничего в себе традиционно японского, традиционно восточного. Все по касательной, как материал, как вид растения или ящерицы - точно такой же материал для переработки.

Это удивительно сразу по нескольким пунктам - женщина, японка, общество с традиционно жесткой структурой и иерархией и традиционной ролью женщины в нем. Мне ужасно интересно было, как можно было вырастить в себе такую независимость, неподдельную оригинальность и сокрушительную уверенность, что все должно быть ровно так идеально воплощено, как у нее в голове возникло.

Она выросла, хотя и в традиционной Японии, но в семье, где оба родителя ее были дизайнеры и оба очень сильно увлекались западной культурой. То есть выросла в окружении западных книг, западного искусства и западной эстетики - в то время, как вокруг был "нормальный" восточный колорит. Семья заложила в ней эту уверенность, что окружение не обязывает ее ни к чему, что рамки, привычные картинки, обычаи - не неотменимые законы природы. Даже про традиционную семью и роль женщины - ее отец говорил ей, что неправильно, если эта роль мешает женщине ( человеку) развивать свои таланты и склонности, следовать своему призванию и прокладывать свой путь к вершинам. И у родителей получилось. Ей как будто ничего не мешало - даже в тех условиях, когда для женщины это не было привычно и общепринято.

Мне всегда отдельно интересно вот это детское, корни в семье, откуда вырастают какие-то качества, как по всей жизни потом идут следы обожания или давления родителей. ( Вон Дали с детства родители обожали и считали верхом совершенства - правда же, это заметно?) А с женщинами интересно вдвойне. И главное - почти никогда ничего не вырастает на голых камнях - если всмотреться, всегда есть какие-то удивительные неправильности, нестандартности, особенности в семье, которые катапультируют человека в его особенную жизнь со своим талантом.
___________
Что я читаю ( большое спасибо conjure, которая рассказала вот тут и про Эйко и про книги):
Книга про работы Эйко для сцены и кино: Eiko on Stage
Книга про ее работу конкретно над фильмом про Дракулу: Coppola and Eiko on Bram Stoker's Dracula
Tags: amazon, anthropology, design, females, reading
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments