А советская действительность с ее бесконечными бутылочными горлышками решений бесчеловечна искусственно, с роботообразным вдохновением. Книгу зарубили - пара человек могут принять решение, нужна ли книга всему народу. И все - это и было узкое бутылочное горлышко. Ни других независимых издательств, ни других взглядов на "нужна", которые может осуществить человек с другим вкусом или человек, решивший рискнуть своими деньгами без необходимости их вернуть - некуда податься. В печать - только вот через это горлышко государством контролируемого пропуска. Ненавижу от всей души.
Разрешение на прописку? То же самое бутылочное горлышко между желаниями частных людей - и рынком жилья с другой стороны.
( Это, если вы не хотите читать книгу по каким-то причинам - про то, что вернувшись из эмиграции в Союз, Цветаева собирала в книгу стихи, редактировала свой сборник - и его не напечатали после внутренней рецензии - формализм и не нужно нашему народу. И любой переезд сопровождался изнурительными ( абсолютно лишними на мой взгляд, обескровливающе лишними) усилиями, чтобы разрешили прописаться.)
Вся советская действительность напоминает мне площадь, по которой в разных направленях несутся, не останавливаясь, машины, а людям нужно жить и ходить. На высшем и разумном уровне нужно требовать другой организации, упорядочивать поток, пускать его по отведенным местам, с отведенными парметрами скорости, ставить светофоры, обеспечивать переходы. Но в советском союзе такого типа поведение немедленно было бы вознаграждено связыванием по рукам и ногам - и бросанием под машину. Второй разумный выживательный тип поведения - уметь уворачиваться от машин, тренировать выживание в их потоке, тренировать успевание что-то делать в промежутках между машинами. И третий - парализованность перед их лицом и неумение считаться с ними как с силой природы. Цветаева относилась к последнему типу - замирать перед несущимся самосвалом.
А правильное устройство жизни должно заключаться в том, что сбивание самосвалу Цветаевой должно быть затруднено, даже если она сама не прилагает усилия.
( коменты я закрою - нет желания всю ночь провести в дискуссиях по поводу того, в чем я ни на йоту мнения не поменяю.)
Comments for this post were locked by the author