Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Сеанс критики № 3


Начало: и выпуск 1, выпуск 2
Я в эксперименте с критикой предполагала вести его месяц, но сделала всего два выпуска, в то время как месяц - это как минимум четыре. Так что сегодня третий пост в продолжение. И две картинки, присланные читателями. Имен я не называю, по их желанию авторы могут остаться анонимными или проявиться.

Работа номер один.



У автора есть хороший потенциал, мне нравятся линии, которыми нарисованы ноги - более яркий контур и легкие, мягкие линии, обрисовывающие мышцы. Поза сложная, а не просто красавица в фас, глядя в объектив.  Человек похож на объемного человека, а не на набор палочек. Красиво нарисована копна волос.

Теперь критика в деталях.

Икроножная мышца в такой позе не будет напряжена. Эта мышца бугром на икре у женщин лучше всего выступает, когда они на каблуках - то есть понимаются на цыпочки. Тогда пятка подтягивается к икре, икроножная мышца напрягается и становится выпуклой. В такой позе, как здесь - носок тянется вверх - вся задняя поверхность ноги будет не вспухать, а растягиваться, сглаживаться.  Это можно легко проверить перед зеркалом - встать на цыпочки и посмотреть на ногу сзади и наклониться вперед или потянуть носки на себя и посмотреть на икру.То же самое относится и  линии ноги в районе ягодиц, там не будет захода, все будет вытянуто в одну линию.

Что касается рук - сейчас там произвольные волны, и рука похожа просто на слабоскрученный канат. В то время как все выпуклости у руки в такой позе вполне определенны - сначала выпуклость лопатки на спине, затем круглого плеча, потом ровно до локтя, и ниже локтя выпукло - и красиво, конусом сходит к запястьям.

Самое же ошибочное - это размер головы. Размер головы по отношению к туловищу сигналит нам о росте человека. В среднем голова укладывается семь раз в высоту. У детей меньше - и они кажутся маленькими. У рисунок моделей для моды больше раз укладывается - то есть голова меньше по отношению к росту и фигура выглядит элегантной, высокой и стройной. Здесь же голова уложится в фигуре от силы раза четыре с половиной-пять. Это пропорции карлика. В то время, как в рисунках спортивных людей мы хотим видеть атлетичность, вытянутость и стройность.

Простой еще ориентир - поднимите руки вверх и увидите. что внутренний сгиб локтя приходится примерно на одном уровне с макушкой. У этой девушки макушка достает почти до запястий. Лицо у нее огромное. в отличие от умеренного не слишком длинного тела, все его пропорции увеличены - и мощная челюсть и высокий лоб, а выше его еще череп до макушки. Эта огромная голова других пропорций и другого костяка, нежели туловище , сразу сбивает с толку и делает весь рисунок смутно неприятным, даже если вы не понимаете в чем дело.

Сбивают с толку и огромные развевающиеся  волосы. Йога - дисциплина статичных поз и нерезких движений. она в длящести, остановленности, гармонии. Что вы хотели сказать этими огромными волосами? Что она только что со всей силы вдарила лбом в пол и мы успели увидеть это мгновение?

Художник - не бесчувственный фотоаппарат, он не фиксирует бесстрастно все подряд или кидает в кучу случайные идеи. Художник отбирает то, что ему нужно, каждую деталь, каждую подробность, потому что они нужны ему для создания образа.
 Отсюда вопрос - что хотел художник, образ чего он собирался передать отобранными им деталями? Ожидаемый образ спокойствия и уравновешенности йоги уже  разрушен. Ради какой цели? Хотел ли автор подчеркнуть, что он считает йогу динамичной, порывистой и стремительной дисциплиной, в которой все летает ( а волосы и ткани традиционные средства передачи сильных движений в рисунке)? Хотел ли он создать образ кого-то, кто  восстает и разрушает  статичность йоги ( и таки вдаривает головой в пол с размаху?)  Или это была сатира - женщина сделала себе гигантский  начес, залила его лаком и он теперь стоит у нее в любой позиции, как голова кисточки, не повинуясь закону тяготения?

То есть просто красиво нарисованная грива - этого недостаточно для целей рисунка. Цельный образ, который автор предполагал донести до зрителей - вот что важно. И все детали и подробности должны работать на этот образ.


Работа номер два


Я очень люблю силуэтные иллюстрации. Мимо этой не могла пройти. Ребенок , зевая, идет в постель, вслед ему из шкафа вылезает страшный монстр. Что хорошего - мы сразу понимаем сюжет этой истории. Ничего не подозревающий ребенок, безмятежное зевание - и когти страшного существа наготове. Фигуры выразительны и история видна нам в динамике.

Теперь к критике. Силуэты пр своей простоте очень требовательный жанр. Мы не видим многих подробностей, оттого каждая мелочь в абрисе силуэта приобретает гораздо большее значение, чем в обычном рисунке. Классические силуэтные иллюстрации девятнадцатого- начала двадцатого веков довели это знание до совершенства. В этой работе есть определенное смешение, неуверенная средняя позиция между чисто силуэтами и рисование фигур и предметов в контражуре - когда свет сзади и освещены только детали по контуру. В контражуре свет может дробиться и гулять по контуру фигуры без строгой графичности, декоративной выверенности. Его любили иллюстраторы научной фантастики - взрыв, сияние, какой-нибудь серебряный шар и на фоне его фигуры  с резкими светотенями. Классическая силуэтная иллюстрация не оправдывает черноту силуэтов никакими фокусами освещения, они просто черные - вот как монстр сам. Поскольку здесь ребенок - имено классическая иллюстрация с детьми приходит на ум. В ней же все мелкие детали очень значимы и продуманы. То что "отстает", отделяется от общего контура очень продумано, четко и тонко нарисовано - кружевная оборка на рукаве, взлетевший воротничок, ресницы, пуговки, шнурки и тонкие отдельные волоски - все эти мелкие детали дают объемность плоскому силуэту. С этой точки зрения здесь вокруг всего контура ребенка детали и линии совершенно произвольные, некоторые "мусорные". Что за драный гребешок у него на макушке? Отчего все волосы по контуру у него драными клочками? Непонятна его прическа ( если он не сам сейчас кромсал себя в ванной). Пятнышки белого вдоль руки и линии на спине кажутся совершенно случайными, необязательными, дефектами скорее покраски, чем строго отобранными, необходимейшими деталями. Ножки внизу по контрасту  более четкие и графичные. Однако при такой яркой засветке контуров непременно должна быть маленькая линия, штрих, уходящий в черное пятно, чтобы показать, какая нога ближе к нам, как они разделены, шагая, сейчас они кажутся монолитной рогаткой с неравными плечами.

В пропорциях ребенок слегка собран из двух половин. Верхняя - от более взрослого и вытянутого, нижняя - от совсем малыша. Руки у малышей доходят примерно до конца туловища - вместе с ладошками. Если мы разогнем руку этому ребенку, она достанет практически до ступней. и в пропорциональных длинах она больше чем ноги. Чуть поднять пузико спереди и попу сзади, укоротить руку - и он станет больше походить на малыша.

Силуэтные художники виртуозно обходили  сложности наложения деталей, не создавая лишнего визуального мусора. Мне нравятся и силуэты деревьев за окном и ажурные занавески. Беда только в том, что у них одинаковый "узор" - они путаются графически - без всякой нужды или задуманности именно так. Эта одинаковость слишком много на себя берет внимания и задний план лезет в глаза, но при этом кажется хаотически прорисованным. В силуэте, как  я уже говорила, каждая линия несет нагрузку - а в занавесках линии  просто накаряканы, небезупречны. К тому же занавески эти дважды путаются с нужными деталями - справа скрадывают лапы чудовища, которые теряются на их фоне - а значит теряет драматичность и картинка! На этом дробном фоне с бело-черными линиями страшные лапы теряются - вливаются в общих хор какафонных туда-сюда штрихов. Слева занавески путаются с ажуром кровати - и ни тому ни другому это не идет на пользу.

Вот, к примеру силуэтная иллюстрация из старой книги - нет случайных, лишних деталей - все работают на историю. Нет небрежных случайных линий - каждая выверена.

До следующего, четвертого, выпуска!
Tags: art_for beginners, pic_critique
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →