Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Categories:

Откуда берется знание истории

Я посмотрела только начало про девочек и обойный клей. Дальнейшую их беседу на смотрела. А вот скажите, что вас возмущает? Что девочки сами не набрели на сведения или что официальные уроки им не рассказывали?

Я к чему. Я, наверное, лет до тридцати тоже не знала этого слова. Потом я попала в Израиле в музей Катастрофы, все внимательно прочла там и посмотрела и вышла, сжимая кулаки, со злыми слезами, с желанием пойти и крушить что-то.

В нашей школьной учебе никто и никогда не заострял вопроса на евреях. Фашистские зверства были направлены на вообще людей, не таких, как они. То есть про зверства, концентрационные лагеря и массовые расстрелы рассказывали много - но это были рассказы про наших людей против фашистов, а не про евреев отдельно. Да и в советской системе знаний вообще вряд ли где-то рассказывалось отдельно про жизнь и трагедии евреев - официально, я имею в виду.

Вы знаете отдельное слово цыганское про истребление цыган? А слово армянское про их полтора миллиона? А слово камбоджийское для их трех миллионов погибших? Я к тому, что интересоваться массовыми убийствами более ожидаемо для пострадавшей нации, у них это семейная память. А для всех остальных это должно быть то, чему учат. В школе говорят, в официальной истории войн внятно говорят, по телевизору слово произносят.

История для населения в конечном счете то, что можно пересказать несколькими фразами, ключевыми, практически поп-культурными. Вот как на обложке книги стоят несколько фраз - про что она, или про популярных блоггеров можно изложить в пяти фразах их суть - так и для исторических событий при многочисленном наложении разных изложений должно оставаться некое ядро, которое легко воспроизвести даже дураку.

И вот у меня вопрос - есть ли такое ядро для второй мировой войны, входит ли туда Холокост, точно ли повторено и рассказано это столько раз вокруг, что даже у дурака есть пять фраз, которые он может повторить? Или это только для тех, кто отдельно пойдет и поинтересуется? А не поинтересуется - и не пересечется никогда?

Большая часть американцев, например, хотя слово Холокост знают, но в их пятифразовую поп-версию второй мировой войны войдет фраза - во второй мировой войне американцы сражались против Германии и Советского союза, победили их и спасли мир.

И эти поп-версии, собственно отражают господствующую идеологическую версию в стране. В мое время учебы рассказывать отдельно про евреев не входило в господствующую версию. Они включались просто в общность "наши люди". А как сейчас? Входит?

Интересно было бы провести опрос с размахом. Если каждый из вас подойдет к пяти-десяти людям, не только друзьям, а к соседям, соработникам, одноклассникам детей - и спросит их - и про то, знают ли они значение слова Холокост, и знают ли они про то, что такое геноцид - и хотя бы один пример; и про то, что было во вторую мировую войну - вот этот выкристаллизованный вариант из пяти фраз? Без подсказок, только личные слова и личная версия знаний?

Можно будет узнать среднюю версию истории в обществе. И подумать, откуда она должна браться.
Tags: anthropology
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 347 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →