Alika (rikki_t_tavi) wrote,
Alika
rikki_t_tavi

Category:

Беспристрастный свидетель и неправильное считывание людей

Из всего Хайнлайна,  который меня не увлек, запала мне  в душу только одна идея - беспристрастного свидетеля. Если вы не читали Хайнлайна, то вкратце - это такой человек, который служит  беспристрастным свидетелем в разных ситуациях. Он все наблюдает, все запоминает, и его рассказ о случившимся считается абсолютной правдой и принимается в доказательство. Но. Он не просто наблюдает и рассказывает. Он рассказывает без каких-либо домыслов, догадок, перепрыгов интуиции, выводов и предположений. У меня есть особо чувствительное место в сознании и касается оно правды-неправды, и фигура этого свидетеля просто сразу отлично легла на мою эту необходимость.

На деле это очень сложное умение, хотя и необычайно необходимое. Это как в математике, то, что я непрерывно втолковывала детке все время учебы - ты должна очень хорошо понять, что дано, отчетливо понять, что дано, не больше и не меньше - и хорошо понять, что требуется узнать. Но для начала - уметь вычленять вот это "дано".

Я сталкивалась  с этим в разговорах со многими людьми, особенно  когда они в стрессе, в огорчении, в злобе и гневе. Они не могут отделить "дано" от своих объяснений, "чтения мыслей" и приписывания намерений. Раз за разом просишь их - расскажи только то, что реально было.

И раз за разом они начинают: выхожу я такой, а она из-за кустов выскакивает, целовалась там с этой сволочью Серегой, увидела меня, заюлила вся и пытается увести от места, тянет в сторону домиков...
- Погоди, -говорю, - ты видел, что она целовалась?
- Ну... нет, но я знаю!
- Видел Серегу там?
- Нет... Он, наверное, спрятался там, гад.
- А видел, что она именно из-за кустов и именно выскакивает?
- Ну да! а откуда же еще?
- Видел именно резкий прыжок? Слева или справа?
- Ну... я видел ее на дорожке... она там внезапно появилась, значит, выскочила из кустов...
- Ты смотрел все время на дорожку, ни разу не оторвал взгляда?
- Да нет, я вообще вышел посмотреть на соседнюю веранду с другой стороны, не поставили ли еще чай.
- То есть ты смотрел в другую сторону, на веранду?
- Ну да.
- А как же увидел, как она выпрыгнула из кустов? -
- Да просто вижу уже ближе к дому краем глаза, что-то светлое - поворачиваю голову - а там она на дорожке.
- А свет там на всей дорожке?
- Кажется, нет, только от дома падает.
- То есть если человек шел там, где не освещено, его может быть не видно?
- Ну... да...
- А когда ближе подходит и в свет попадает, становится заметен?
- Ну... в общем да.

После долгих заставлений историю пересказывать заново первая часть оформляется в беспристрастносвидетельское " Я вышел посмотреть в сторону соседнего дома, не готовят ли чай. На улице никого не заметил. Пока смотрел на соседнюю веранду, краем глаза увидел на дорожке что-то светлое - повернулся и увидел в свете, падающем от дома, Наташу. Она шла по направлению к домику".

Дальнейшая история препарируется в таком же духе, каждое слово проверяется на прочность и остается только то, что было на самом деле. Например, не "она была расстроена" - а что-то вроде "она не улыбалась, глаза у нее были мокрые" ( может у нее аллергия с насморком и слезотечением).

К концу упражнений история исчезает. Остается набор некоторых наблюдений и отсеивается набор объяснений, домыслов и приписывания намерений. Это очень противно:) - вот только что на руках у тебя было дело, а вот его уже и нет.

Тренировать такое переписывание-пере-рассказывание историй очень полезно. Вы удивитесь, сколько интерпретаций все-таки норовит проскочить в этот рассказ.

Делание выводов о человеке до знаний о нем похоже на задачку, в которой вы пишете ответ, не уяснив, что было дано, что вытекает и что требуется выяснить.
Делание выводов о человеке на основе домыслов, аналогий с другими людьми или событиями кажется очень удобным, шорткатным способом решения. Но на деле часто ошибочным.

И я  даже собирала истории, в которых люди неправильно "считывали" других людей и вели себя соответственно. Вот например, довольно забавная, вам для развлечения.

В юности у меня были очень богемные подруги, художественные интеллектуалки. И вот одна из подруг очень любила играть  - не в игры, а как на сцене. Для каждой ситуации, для каждого периода жизни у нее была роль, которой она увлекалась и играла в нее с таким увлечением, что сама иногда верила, что это так.


Однажды отправились мы в гости к моему приятелю, и обнаружили, что у него теперь временно живет его друг. Я знала, что друг взял академку в институте, поссорился с родителями, устроился на простую работу для заработка и поселся у моего приятеля. Дуся, назовем подругу так, не  знала ничего, кроме того, что друг работает на простой работе и сейчас отсыпается после смены. Пока мы болтали, друг проснулся и вышел, мрачный и сосредоточенный, в гостиную. Пообещал нам приготовить ужин. И тут Дусю как переключили. Она вдруг стала очень разговорчивая, но как-то простонародно-разговорчивая - шуточки, прибаутки, по плечу всех хлопает, все время подрывается по хозяйству что-то сделать. После ужина чуть ли не в подол  сгребает посуду со стола и идет на кухню мыть. И все время приговаривает что-то прибауточное. Ну мыть и мыть. Я и свою-то посуду мыть не люблю, а в гостях вообще никогда не порываюсь, но пришла ей блажь и ладно. Друг хозяина все мрачнеет, а Дуся все щебечет.

А через неделю встречаю я приятеля, и мы, естественно обсуждаем прошлую встречу. Я  расспрашиваю про его друга и он рассказывает мне, что друг у него большой сноб, любит одеваться хорошо, Гессе, хорошие сигареты и вообще считает себя аристократом и довольно чопорным.  Затем в разговоре с Дусей я об этом упоминаю - как обычно упоминают дополнительные сведения о новых знакомых. И вдруг она взвивается до потолка. И некоторое время там бегает со свирепыми негодованиями. Я слышу только выкрики: Аристократ?!.. А чего же... Ну я бы вам показала, аристократичность!!... Да никто бы не заподозрил!

И выясняется очень смешная вещь. Дуся считала  его как братца из деревни. Уж не знаю, почему - то ли из-за упоминания работы, то ли из-за того, что живет у друга - я честно не знаю, как у нее голова работала в тот момент. Но она искренне восприняла это как картинку - застенчивый и неотесанный деревенский кузен приехал в город, устроился на работу и живет из милости. И включила городскую заботливую тетушку, не забывшую деревенских корней. Не тушуйся, милай, мы тут не кусаимсся! Я этого не знала, но видела, что она во что-то играет, ну так я и привыкла и не обращаю внимания. Но ее огорчению не было предела! Да если бы мне сказали!! Да если бы намекнули, что ему аристократичность подавай! Да я бы! да он такое бы увидел! Да никто вообще не заподозрил бы меня в знании слова "посуда" - и она, подняв носик, изобразила, как ее бы возмутило такое подозрение. Она еще прошлась туда и сюда в роли интеллектуальной аристократки, с ледяным выраженим лица и медленными поворотами надменной головки.

Уговаривать саму Дусю не играть для каждого нового человека, а быть собой, было бессмысленно, мы ее с детства знали и уже не пытались. Но я отчего-то сильно запомнила этот эпизод - именно как пример того, что человек не имеет отношений с действительностью, пусть даже скудной и неполной, а придумывает ее полностью - а потом обращается с этой свой придуманностью. Интересно, что сердилась она не на себя, а на всех вокруг, что мы не сказали, а братец из деревни не вел себя так, чтобы его снобизм выглядел очевидным, и чтобы она смогла сыграть другое:)

А умение быть беспристрастным свидетелем  встречается  не так часто, как хотелось бы.
Tags: divan_psychology, istorii, ludi
Subscribe

  • Дождь для жителей пустынь

    Дождь в саду напоил всех. Вода налилась внутрь моего суккулента и стоит там среди восковых листьев, не растекаясь, как желе. Хорошо, что дождь…

  • Бенеснапинг в саду

    Обхожу свой участок и разглядываю. Вот у крыльца расцвела единственная калла. И стоит так уже долго. Мне они кажутся очень странными растениями - и…

  • Летние игры в креативность

    Кери Смит, которая придумала все эти книжки, в которых можно писать и рисовать, страницы можно рвать и резать, вырезать из них картинки, делать…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 184 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Ochen' horosho opisali. U menia eto tozhe bol'noi vopros. I skol'ko viakikh problem voznikaet ot togo, chto ljudi ne otlichajut svoi nabljudenia ot interpretacij
Da i u sebia eto vylovit' neprosto.

rikki_t_tavi

9 years ago

Не у вас ли в журнале я читала про метод "милицейского протокола", который, по идее, должен передавать факты, а не интерпретации. То есть пишем "кольцо из желтого металла", а не "золотое кольцо" и т.п.
Да-да! Это был пример из времен охоты на коррупционных чиновников и реальный протокол, который журналисты осмеивали, как пример "бестолковости" милиции. Я пока писала, тоже вспоминала про это.

lall

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

mellusina

9 years ago

> А умение быть беспристрастным свидетелем встречается не так часто, как хотелось бы.

Мне кажется, что быть беспристрастным свидетелем - это вообще умение, которое достигается либо специальными усилиями, как в описанном Вами случае, либо связано с нарушениями мышления и восприятия.

Просто потому, что человеческое восприятие контекстное, т.е. то, что мы видим - мы сразу встраиваем в смысловой контекст прошлого опыта. А что не встраивается - то мы не видим (известная история, когда туземцам показали фильм про гигиену и профилактику болезней, а они увидели там только, как выскакивает курица, потому что только это было им понятно).

То есть, мне кажется, что контекст неизбежен при первом восприятии, а далее уже дело вкуса - готов человек проделывать в данном конкретном случае специальную интеллектуальную работу, чтобы вычленить события и отделить их от контекста в своей голове.
конечно, в процессе-то все стихийно воспринимается и кладется в удобные коробочки уже известные:) Агата Кристи вон на этом основывает весь метод своей старушки Марпл! Марпл, встречая незнакомого человека или ситуацию, прикладывает ее к случаям и людям из памяти - а дальше сразу считает, что похожий человек будет и характером похожим обладать и поступит, как известный ей человек.

Самый минимум - хорошо бы люди прикладывали это в проблемных ситуациях...

madam_pik

9 years ago

сознание и память людям склонны как врать, так и изменять, в угоду подсознательному и неосознаному. не всегда, но часто случается.
Можно потренироваться на очень недавних событиях для начала:)
Когда я представляла, какой бы профессией из по-настоящему фантастических хотела бы овладеть, это была как раз работа беспристрастного свидетеля :)

И еще, возможно ошибочно, я подумала, что люди с синдромом Аспергера по воле природы как раз такими свидетелями и являются в некотором роде.
Мне вот про них тоже было интересно с этой точки зрения. А вдруг не могли бы, потому что из-за отсутствия социальных умений просто " не видели" бы какие-то факты?
насколько я помню (могу ошибаться) у хайнлайна эта профессия предполагала специальное высшее образование)))
И регулярные переосвидетельствование - переаттестацию. Примерно как у врачей в Америке, если я правильно понимаю их принцип работы с медперсоналом :)
Кроме того, там был принцип: свидетель не вмешивается в происходящее. Интересен эпизод, когда журналист приглашает свидетеля для разоблачающего интервью, ничего не добивается, а потом, после завершения интервью, свидетель говорит ему: ну, если я был вами, я спросил бы его еще про вот это, и на руки обратил бы внимание.. - А почему вы мне этого раньше не подсказали!? - Ну, молодой человек, вы, похоже, не понимаете сути моей работы... :)

cat_arch_angel

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

dolsi

9 years ago

_grif

9 years ago

dolsi

9 years ago

_grif

9 years ago

dolsi

9 years ago

dolsi

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

dolsi

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

dolsi

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

dolsi

9 years ago

Ох, я работала с женщиной, которая в каждом рассказе, в каждой фразе видела второй, третий и пятый слой.
"Видела" или "выдумывала"?
Умение быть Беспристрастным свидетелем - это в том числе умение выбирать слова :))

mona_silan

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

tanfree

9 years ago

Мне рассказывали, что все еще гораздо хуже. Что увиденные нами факты все равно проходят через призму нашего восприятия бытия и выливаются потом во что-то совершенно далекое от правды. И даже есть такой специальный термин "лжет как свидетель". И после этого группа людей видевшая одно и тоже событие дает совершенно разные показания вплоть до противоположных, типа, один видел, что волосы у реципиента темные, а другой - светлые.
Я с подобным сталкивалась не единожды в своей жизни, когда начинаешь вспоминать какое-то событие и выясняется что твой оппонент помнит его иначе. Причем иначе помнит именно то, что считается фактом. Например, я помню, что я к нему пришла, а он помнит, что наоборот, он ко мне...
А научиться вот такому вот беспристрастному восприятию бытия было бы крайне здорово!
"Расемон" Акиры Куросавы. 4 свидетеля, у каждого - своя история.

lis_rikky

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

la_calvados

9 years ago

lis_rikky

9 years ago

sq_ratatosk

9 years ago

lis_rikky

9 years ago

Мне тоже больше всего запомнился у Хайнлайна беспристрастный свидетель. Даже в профиле цитата есть. Меня всегда удивляло количество домысливаний.
Пошла посмотрела цитату:)

Похоже, что домысливания распространеннее для людей, чем умение видеть только то, что видишь.

spanki_2500

9 years ago

tanfree

March 23 2012, 04:39:06 UTC 9 years ago Edited:  March 23 2012, 04:39:33 UTC

Даа, Беспристрастных Свидетелей очень не хватает :)
Я правда встречала похожий тренинг в книге "Гештальт, ведущий к просветлению" (Вы не читали? Я не то чтобы советую, я сама её не осилила...) Там товарищ обучал этому людей в своей группе. Показывал, что "Ты сердишься на меня из-за того, что я не поздравил тебя с праздником" - это совсем не наблюдение, ведь на самом деле просто "Ты хмуришься, глядя примерно в мою сторону" :)
Меня тоже на одном тренинге учили примерно этому - не рассказывать "историй". В качество подопытной вывели девочку с какой-то травмой - и заставляли ее перерассказывать свою историю без "истории". Привели ее к тому, что если не накручивать вокруг. то ничего особенно страшного даже в страшной истории нет.

tanfree

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

Да, мне тоже нравился образ Беспристрастного свидетеля
"Ты же знаешь, как ведут себя Беспристрастные.
- Ну... нет, не знаю. Я никогда сними не сталкивалась.
- Вот как? Энн!
Энн стояла на доске трамплина. Она повернула голову. Джубал крикнул:
- Тот дом на холме... ты видишь, в какой цвет он покрашен?
Энн сперва поглядела, потом ответила:
- С этой стороны он белый."(с)
С другой стороны, додумывать_очевидное_ и действовать, исходя из сложенного в своей голове образа действительности гораздо легче, поэтому рациональнее. Ошибки же, неизбежно накапливающиеся при таком методе, можно списать на несовершенство мира и окружающих, которые "не понимают".

Много об этом волшебном свойстве человеческой натуры пишет Пратчетт, но, так как он представляет заведомо "несерьезную", юмористическую фантастику, его, чаще всего, не воспринимают.
А жаль.
А что у Пратчетта? Я читала немного, но не могу сразу такого вспомнить.

wollsen

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

wollsen

9 years ago

fonyarkopff

9 years ago

Это очень трудное упражнение - саму себя заставить не домысливать и самой себе рассказать историю без "извращений" :) Почему-то требует мужества.
Соглашусь. Пожалуй, именно мужества.
Можно еще назвать это умение-созерцание. Умение не оценивать и не делить на плохое и хорошее, а принимать то что есть,так как есть.
Это вообще такое идеальное качество... Наверное, в детстве почти все им обладали, а потом научились оценивать и додумывать.

madam_pik

9 years ago

rikki_t_tavi

9 years ago

Все правильно, речь идет о шаблонах, о стереотипах.
На самом деле это не такое страшное понятие - шаблон. Мы ими (шаблонами) пользуемся в день по 256 тысяч раз. Иначе бы у нас мозг сгорел каждый раз анализировать простейшие вещи. "На кухне пахнет вареной капустой и мясом ---> шаблон ---> мама опять сварила борщ", "существо на двух ногах, прямоходящее, раскинуло верхние конечности в разные стороны и обнажило зубы и приподняло уголки рта ---> шаблон ---> твой начальник доволен тобой и хочет тебя обнять, улыбаясь", "существо на двух ногах, прямоходящее, на слабоосвещенной улице подняло одну верхнюю конечность с поблескивающим в ней металлическим предметом ---> шаблон ---> б**ть, так и знала, что не надо было по этому переулку ночью шляться, пора делать ноги".
Шаблоны нас спасают от перегрузки мозга (и не только). Но часто ведут и к ошибочным мнениям, когда мы ленимся хоть немного включать мозг.
Вот да, в том-то и уловка, что они часто работают, не нужно каждый случай с чистого листа рассматривать. Но плохо то, что как раз в ситуациях сложных и важных, когда нужно бы как раз отдельно подходить и индивидуально рассматривать - из-за эмоциональности, дефицита времени и стресса человек и склонен сваливаться в шаблоны.
у меня хайнслайн, кстати, тоже не пошел.
У меня тоже. Его этические и сексуальные закидоны вызывали у меня заворот кишок в мозгу:))

mona_silan

9 years ago

myrme_leon

9 years ago

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Дождь для жителей пустынь

    Дождь в саду напоил всех. Вода налилась внутрь моего суккулента и стоит там среди восковых листьев, не растекаясь, как желе. Хорошо, что дождь…

  • Бенеснапинг в саду

    Обхожу свой участок и разглядываю. Вот у крыльца расцвела единственная калла. И стоит так уже долго. Мне они кажутся очень странными растениями - и…

  • Летние игры в креативность

    Кери Смит, которая придумала все эти книжки, в которых можно писать и рисовать, страницы можно рвать и резать, вырезать из них картинки, делать…