Comments: |
Как научить ребенка слушать себя? быть наедине с самим собой и чувствовать себя комфортно? Это возможно привить-научить или это должно присутствовать в генах при рождении?:)
Возможно. Можно учить думать и делать оценки. Чтобы что-то оценить, приходится на это посмотреть чуть внимательнее, чем это делается обычно на бегу (чем "под погремушки"). В общем, все нарабатывается только практикой, и если начинать лет с 2, то к 12-16 получается много чего умеющий подросток :)
как страшно становится
8 часов в тишине - это прекрасно спасибо вам за пост, есть о чем подумать
вы пропустили одну немаловажную деталь в этом эксперименте - это были не абы какие подростки, а те, которые зачем-то пришли в поликлинику на прием к психологу. Т.е. как миниму, родители имели основания предпологать, что у этих детей есть какие-то проблемы. Так что считать их среднестатистическими подростками довольно странно.
Не говоря уже о том, что, например, там были запрещены электронные читалки, которые от бумажной книги отличаются весом и отсутствием цветных картинок. никаких побрякушек по бокам там нет. Еще там были запрещены айподы. Но, кажется, разрешены пластинки. И о чем должно говорить то, что подростки кидались к айподам, как тольк оэксперимент считался законченным? По-моему, только о том, что они привыкли жить с музыкальным сопровождениям, а пластинок и проигрывателей в их доме уже не было, а если вдруг и были, то явно не с тем набором пластинок, который хотелось слушать подросткам.
А чем это немаловажная деталь? 1. Психолог не психиатр, он имеет дело с относительно здоровыми людьми, которые способны вместе с психологом работать над своими проблемами. если бы у них была психиатрия - то у них были бы объективные невозможности вести себя по другому из-за проблем с мозгами объективных.
2. Практически любого подростка и любого взрослого можно отвести к психотерапевту и им найдется над чем поработать. между вами сегодняшней, не ходящей к психотерапевту, и завтрашней, к нему пошедшей, нет никакой разницы. Но разница будет - в восприятии ( да она с проблемами, чего же от нее ожидать)- и в реальности - вы будете после работы с ним на самом деле лучше себя вчерашней( нормальной)
3. Мы совершенно не знаем, какие проблемы решают подростки. Если у них у всех ADD - то да, им трудно заранее. А если у них у всех застенчивость? Им тогда раздолье без общения-то. Абстрактное " у них проблемы" Ни о чем не говорит.
4. По сравнению с подростком с улицы у них больше преимуществ - они понимают концепцию работы над собой и практически ею занимаются. То есть к эксперименту над собой они подготовлены гораздо больше первого попавшегося лоботряса, уткнувшегося в компьютер.
хм интересно, только позавчера столкнулась с темой цифорвых онанистов. Не то что первый раз столкнулась, просто на собственной шкуре очередной раз в этом убедилась. Встретилась с кучей фотографов и все мужчины и они сразу же начали обсуждать технику, пока обсуждали я наблюдала за собой, и что меня техническая сторона никогда не волновала..а когда спрашивают, я начинаю образно пытаться рассказать...и что затвор должен звучать определенно, и в руке лежать приятно..все на уровне тактильных образов.
про друзей подруг такая же тема - я так привыкла к тому что мой небольшой круг общения всегда обсуждает все, анализирует и смотрит с разных сторон, что каждый раз сталкиваясь с остальным миром я ударяюсь в тотальную мизантропию. А еще самое сложное это выходить из своей уютной тихой пещеры, где нет ни телевизора, ни телефона, медленный интернет который я ловлю халявный, что бы не отвлекал особо ^^...выходишь - и начинают литься потоки ненужной информации.
> с кучей фотографов и все мужчины
Исследования подтверждают эти наблюдения. В общем и целом, мужчин часто интересует техника сама по себе, как игрушка - внутреннее устройство, характеристики. Женщин интересует конкретное применение аппаратуры к уже стоящим (а не придуманным специально для этой аппаратуры) задачам. Также, в средней школе мальчики и девочки примерно одинаково интересуются компьютерными играми, но к старшим классам происходит расслоение - одни дети почти перестают ими интересоваться, другие, наоборот, увлекаются еще больше, и тут уже подавляющее большинство мальчики.
Замечательный постинг. Я тока добавлю что в случае подростков, зачастую проблема не в том что у них нет мнения - а у них просто еще вообще ничего нет. Как с детства привыкли повторять что говорят родители или какие другие авторитеты, так и прпродолжают. И свое мнение появляется позже.
А еще бывает что человек теряет свое мнение, находясь под каблуком кого-то близкого (супруга или родителя). Проще не иметь мнения чем каждый раз подвергаться критике или впутываться в спор. Я после развода осознала насколько глубоко и далеко засунала свое мнение ради душевного спокойствия....
когда заваливается ЖЖ вполне взрослые люди фрустрируются донельзя.
эксперимент интересный, но - всё в одну кучу смешалось, ту же музыку можно слушать как фон, а можно так же как книги, с вчитыванием и вдумчиво, опять же собирать модель корабля\отгадывать кроссворд, судоку\раскладывать пасьянс - можно вполне механистично (собственно под определенным углом подобные заниятия берут лидерство в неосмысленных занятиях), а можно вполне сознательно. И книги можно читать бессмысленно и формально, я знала одного человека, который умудрялся читать очень много, очень быстро, и не могу точно объяснить этот способ\вид чтения, но что-то близкое к просматриванию - как если бы слова и смыслы пролистывались словно бессмысленные картинки. Опять же компьютер - если исключить интернет и игры, то есть масса занятий которые вполне себе соизмеримы с "обычными" - ту же коллекцию можно каталогизировать на бумаге, а можно в экселе. И писать - можно от руки, а можно в ворде - разницы с точки зрения осмысленности и вдумчивости никакой - вопрос как обычно не что используется, но как и для чего. И это всё понятно, эксперимент не строгий, и автор собственно и не претендует на строгие выводы. Но больше меня заинтересовал момент с засыпанием - что спать дети не могли. И на этом я вспомнила о том, что люди делятся на тех, кто может заснуть только в тишине и тех кто принципиально в тишине спать (и, или заснуть) не может (моя родительская семья делилась строго на три категории - на тех кому без разницы, тех кто только со звуком и тех кто без звука). И вот пока я вспоминала тех кто без звука не может спать, кому телевизор жизненно необходим для сна (я из тех кто не может спать при свете, звуке и других раздражителях - только в тишине, абсолютной и могильной) и пыталась вывести разницу подумалось - всё это навевает мысли о неуверенности в себе и страхе перед миром\жизнью - первобытные люди сидели у костра и смотрели во тьму и одних тьма пугала своей чудовищностью, а других нет - и вот современный шум гаджетов - это что-то близкое к костру - для тех кто боится темноты, только костер отделяет их от ужасов скрывающихся во тьме. В эксперименте самое интересное - страх-))
У Филатова на эту тему было хорошо. http://www.bards.ru/archives/part.php?id=27472Сомкните плотнее веки И не открывайте век, Прислушайтесь и ответьте: Который сегодня век? В сошедшей с ума Вселенной, Как в кухне среди корыт, Нам душно от дикселендов, Парламентов и коррид. Мы все не желаем верить, Что в мире истреблена Угодная сердцу ересь По имени "тишина". Нас тянет в глухие скверы - Подальше от площадей, Очищенных от скверны, Машин и очередей. Быть может, вот этот гравий, Скамеечка и жасмин – Последняя из гарантий Хоть как-то улучшить мир. Неужто же наши боги Не властны и не вольны Потребовать от эпохи Мгновения тишины, Коротенького, как выстрел, Пронзительного, как крик... И сколько б забытых истин Открылось бы в этот миг, И сколько бы дам прекрасных Не переродилось в дур, И сколько бы пуль напрасных Не вылетело из дул, И сколько б "наполеонов" Замешкалось крикнуть "Пли!", И сколько бы опаленных Не рухнуло в ковыли, И сколько бы наглых пешек Не выбилось из хвоста, И сколько бы наших певчих Сумело дожить до ста! Консилиумы напрасны... Дискуссии не нужны... Всего и делов-то, братцы, - Мгновение тишины...
Любопытное исследование, но мне тоже показалось, что всё в одну кучу смешано. Что они пытались удалить из жизни этих подростков на 8 часов, всю электронику? Тогда почему нельзя с друзьями во дворе поиграть? Если же всю социальную составляющую, то почему нельзя в айпаде музыку послушать? Непонятно мне, как исследователю, что они пытались выяснить.
Ну и общий теоретический посыл как-то ускользнул от меня. В чем ценность побыть на едине с пластинками и книжками, в саморазвитии? Но ведь есть и теории психологического развития, которые во главу угла как раз ставят общение, а не изоляцию.
Интереснее бы было настоящее антропологическое исследование, где бы за этими же подростками просто понаблюдали, причем длительное время. Без всяких ограничений, сколько времени они бы проводили за компьютером, сколько с книжкой, а сколько во дворе с друзьями.
Даже, вернее будет сказать, этнографическое исследование. Антропология это всё же не то.
Здесь смешали два вопроса: экзистенциальное одиночество и способность к концентрации. Есть поколение, которое способно отвлекать себя вещами, которые требуют определенных навыков и дисциплинированого ума (музыка, чтение, искусство, филантропия, работа, родительство) и есть поколение которое может отвлекать себя вещами не требующими дисциплины, но более энергоемкие бубенчики ему недоступны. Разница между этими двумя поколениями не качественая, а количественая. Одни отгораживают себя от пропасти ширмочкой из соломы, другие - ширмочкой из кирпичей. В масштабах пропасти это не очень существено :)
У меня сразу возникли ассоциации с нашей еврейской субботой - шабатом. Правда, в него разрешено общение, и мы обычно ходим друг к другу в гости, но не пользуемся компьютерами, сотовыми телефонами и другими средствами электронной связи. День для себя, внутри себя.
а у меня с йом кипур возникли ассоциации, хотя и тут общение не запрещено...:)
Т.е. чтение собрания из 100 томов Донцовой это не бубенчики на встречу, а чтение Толстого из интернета это плохо?
Интернет это такой же инструмент доставки печатного слова как и книгопечатание, что выберешь на полке, то и будешь читать. На полке стоит много разного, выбор за потребителем. В реале есть некая премодерация издательствами, но это премодерация не развивает способность выбора или интеллект потребителя.
Интернет это такой же инструмент для общения как и лавочка перед домом с семечками или бутылкой водки, только собеседника интересного найти проще. Но если хочется общаться только "о бабах" или "о тряпках" и прочих сплетнях, то нечего на инет пенять.
Бали-шмали.. евреи специально для этого изобрели шабат! :)
ох, у меня начальник такой..погремушечный.. принцип жизни у него такой: главное - бежать, махать руками, всем обещать, выкрикивать какие-то слова. Как сделать хорошо и как все потом будет работать - неважно. Если в нашей комнате тишина и покой, он выбегает и "гремит". Если никто не реагирует, начинает "цеплять".
И "цифровых" людей тоже знаю достаточно, и тоже сторонюсь..
Мне кажется, слишком много трагизма в выводах и комментариях. Я вспоминаю себя в 15-17 лет - у меня все время был включен телевизор, радио или просто музыка, я часами играла в компьютерные игры (интернета тогда дома не было), часами трындела по телефону. Ну, и книги я так же могла читать по полдня не отвлекаясь. При этом я хорошо училась в школе с уровнем загрузки, мягко говоря, "выше среднего". Сейчас же (мне 28) я спокойно себя чувствую без общения, бубнеж из телевизора вообще раздражает, только от чтения осталась зависимость (не критично, что читать - жж или книги). Не могу сейчас сделать какой-то вывод глобальный, но я рада, что родители не впали в панику "наш ребенок не может быть наедине с собой", а разрешали мне проводить время так, как мне хотелось. Не факт, что они бы смогли меня наставить на путь истинный, но отношения бы точно испортились. Возможно, еще причина в том, что этот возраст предполагает большой поток информации на учебе (у меня, например, в универе поток этот стал намного мельче и явно не такой разнообразный), и мозг настраивается непрерывно принимать и обрабатывать информацию и чахнет без этого... А у взрослых этот процесс замедляется, вот им и кажется диким, когда все говорит, поет и блямкает одновременно.
Логично. И дело тут не в учебе и потоке информации. Подростковый возраст он такой - нацелен прежде всего на общение. На внешнюю среду. Влюбленности, дружбы, ссоры и пр. это самое главное в этом возрасте. Я работала с подростками - они могут набиться 20 человек в пятиметровую команту и им будет хорошо :) И растут они и себя познают при этом замечательно! А как-то жила в старом доме, как раз с лавочами по дворе так эти подростки там целыми днями-вечерами в любую погоду тусовали и... я вспомнила себя в этом возрасте :))) Сейчас я наверное не смогу в мороз "просто так" сидеть на улице и трендеть :) Я тогда - точно так же запросто!
Хотя думаю, что проблема "шума" и невозможности себя занять тоже есть :( | |