?

Log in

No account? Create an account
Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Критика коммерческих законченных работ [Jan. 30th, 2012|04:08 pm]
Alika
[Tags|, , , , ]

Наталья опять меня разволновала темой.

Я вот так до сих пор и не знаю про критику и коммерческие работы - что делать. Иногда я вижу какой-то промах у людей в работах, который они, очевидно, не заметили. Но работа-то уже сдана, оплачена и напечатана, поделать ничего нельзя. Что толку о нем сказать? Человека только расстроит, а способа выйти у него нет. Причем расстроит в любом случае - если несправедливо сказанное - то фигли к тебе вязались, когда не спрашивают, а если справедливо - что вот такая фигня, а не поправить, и все время будешь помнить и удовлетворенность от работы испортится.

Я думаю в таких случаях, что сказанное на будущее помогло бы - следить за этим. Но фиг его знает, когда пригодится, а расстроит уже сейчас. Так и молчу, если уже сданная работа.

У Литвака сейчас прочла максиму - Хвали бесплатно, критикуй за деньги. И в этой фразе есть поворот такой, не лежащий на поверхности, не к критику относящийся, а к критикуемому. То есть если продолжить мысль Литвака - критика это только то, за что автор заплатил бы деньги. Если личность, опыт, такт и польза от критика такова, что теоретически автор бы заплатил за его мнение - это имеет право на существование.

Я ( кроме заказанной платной критики:)) вижу только один выход, который вполне деликатен - вслух в какой-то момент говорить то, что могло бы пригодиться этому автору, не про него конкретно, но про это же. Он тогда сам может выбрать - посмотреть и проверить у себя. Но это такой... распылятельный метод. Может долететь, а может и нет. Может автором заметиться, а может проигнорироваться.

Опять же, если бы показывали на полпути, когда еще переделки возможны - можно было сказать. А если в готовом - фиг знает... Если человек случайно однократно не то сделал, то у него и не повторится. А вот если он будет повторять и повторять, а так бы поправил или отслеживал? Но как определить второй вариант?

Вот у меня есть пример ( прости, подруга!) с Миуной росписью в кафе Кофеин. Нашла как раз нужный фрагмент у comaberenicess. У этой девушки разные руки. Справа - модная сейчас в графике кисть с укороченными нежными пальчиками, а слева реалистическая крупная. Если посмотреть по согнутым указательным пальцам с обеих сторон, то они в два раза отличаются по величине и толщине. Но в глаза это никому не кидается ( никакого вреда), увидела я уже в законченном варианте ( уже не переделаешь) и в других работах не встречается ( не надо беспокоиться за будущее).

А художники существа нежные, их каждый обидеть может. И еще ведь неизвестно, критикуют, чтобы ему пользу нанести, или чтобы встать в позу - я лучше вас?

Какие у вас лично чувства - про критику в ваш адрес - и про ваше желание критику высказать?

_________________
У меня посты с экспериментом критическим
Я уже, оказывается, полгода назад писала "10 пунктов про критику".
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: mariasokolova
2012-01-31 12:35 am (UTC)
Твоя дилемма очень похожа на дилемму "критиковать ли платье, которое подруга уже купила и не собирается возвращать". Эту дилемму мы много обсуждали с одной нашей общей знакомой, назовем ее Фрося. Решили агри ту дисагри, и что это вопрос общего философского настроя критика и критикуемого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-01-31 12:52 am (UTC)
да, очень похоже.
Скажем, подруга уже на вечеринке в этом платье.
Явно пожалеть и не сказать.
Но, скажем, ей категорически не идут платья с отрезной талией и нужно покроя принцесс. Если ей не сказать - она будет уродовать себя дальше. Сказать - может не уродовать - но воспоминания о вечеринке будут опять же испорчены.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: a_str
2012-01-31 12:56 am (UTC)
"хвали бесплатно, критикуй за деньги" - это великолепная формула.
просто вот спасибо вам за нее.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexasha_kuka
2012-01-31 05:28 am (UTC)
критика часто бывает важна, потому что когда что-то делаешь долго, сростаешься с этим и уже не замечаешь помарок, как новых дырок на любимой футболке.

сама стараюсь критиковать редко, потому что страшно обидеть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kaabird
2012-01-31 05:30 am (UTC)
Хвали бесплатно, критикуй за деньги...
Спасибо!
В ЖЖ -- только хвалить, хвалить, хвалить. И восхищаться. Критика на этой платформе неконструктивна.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: silamandarina
2012-01-31 05:41 am (UTC)
Отношение мое такое: если говорит человек, к-рому я 100% доверяю в этом вопросе - надо исправлять (или делать выводы на будущее).

Если говорит человек, который не является в этом деле опытным специалистом - или я не знаю, кто это говорит - посмотрю еще раз внимательно, м. б., покажу кому-то еще - но в итоге могу посчитать, что мне виднее :)

То есть, в общем я знаю по опыту, что критика ценна, и стараюсь ее не игнорировать - но на первом месте идет мнение тех людей, к-рые для меня в этом вопросе авторитеты (и мое, если я в вопросе хорошо разбираюсь).

Если говорить при этом о моих чувствах - ну конечно, я расстраиваюсь, когда что-то, за что я отвечала, выходит с ошибками, даже если они не мои лично. Конечно, мне бы хотелось, чтобы все было идеально, и перфекционист во мне говорит: ну во-от, опять не получилось :( Потом поднимает голову максималист и говорит: ну да. Но сейчас мы проанализируем все-все ошибки, в следующий раз приложим тут и там больше усилий - и уж в следующий-то раз выпустим безупречный, бесконечно прекрасный продукт - надо только поднажать :)
Как-то так :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yogiki
2012-01-31 05:47 am (UTC)
Я исхожу из того, что если критика человеку действительно нужна - он сам о ней попросит. В случае с жж - прямо напишет или выставит свою работу в сообществе, где критика прописана в правилах. А так... Желающий учиться всегда найдет, где и у кого. Если не просит - значит или не нужна, или не готов и, скорее всего, просто не услышит - зато с большой долей вероятности расстроится или даже обидится.
Без спроса я могу сунуться с советом или замечанием только в самом-самом крайнем случае - вроде расстегнутой ширинки или развязавшихся шнурков, и то исключительно на ухо (в жж - в личном сообщении) и обязательно предварительно извинившись за гарантированно испорченное настроение. Как-то так.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: silamandarina
2012-01-31 05:50 am (UTC)
Кстати, вот Вам - если бы вдруг Вам захотелось заняться таким бизнесом - я бы платила за критику по художественной части и воспринимала бы это как выгодное вложение :)) Но если Вы за деньги кому-то говорите: "Вот смотри, тут и тут - ну, скажем так, можно сделать лучше ;) Посмотри вот это, почитай вот это, и потом переделай, имея в виду, что на выходе должно получиться так и так..." (ха-ха, это примерно как критикую я) - это уже консультация/обучение получается.

Так что, делаю вывод, для меня (и, думаю, не только) важно также, как это говорится - лично или публично - и в каком тоне.

То есть, одно дело, если человек (особенно уважаемый) лично мне говорит: "Ну, ты не переживай особо, но вот тут явно косяк"; а совсем другое - неизвестный юзер пишет в ЖЖ на всеобщее обозрение: "Ба-а, это вот Вы за деньги продаете, да?! Гм. Ну, это стыдно, голубушка" - конечно, я во втором случае буду и злиться, и обижаться - а кому такое понравится?! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: oven33
2012-01-31 06:13 am (UTC)
Алика, благодарю за такие своевременные и точно выраженные мысли! Утащила к себе в блог.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ooka_san
2012-01-31 06:23 am (UTC)
Про критику с мой адрес у меня как-то и мнения-то нет, меня редко критикуют - не потому, что так уж работы хороши, а потому, что народ вежливый, наверное))).По законченным работам критика именно по Вами изложенным причинам бессмысленна, а незаконченные я никому не показываю. В смысле полезности для будущей работы - это верно, но только для любителей (то есть уже некоммерческий вариант получается)или для юных профессионалов, у которых еще все впереди.Я вообще-то неоднократно замечала, что люди и профессионалы и любители, почти никогда не нуждаются в критике своих работ, зато всегда нуждаются в одобрении. Поэтому лично я предпочитаю одобрить, а покритиковать - если уж совсем явный ляп. И благодарна, когда на мои явные ляпы кто-либо укажет. Но только на явный ляп, а не на нечто, что "не заметят миллионы простых глаз"))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: n_artemova
2012-01-31 06:35 am (UTC)
А зачем это тому, кто критикует, высказывать недостатки в работе, которые он видит? Я уверена, он этой критикой в первую очередь обслуживает свои эмоции, поэтому чаще негативно отношусь к тому, когда начинают высказывать замечания уже по самому факту выкладывания работы.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: schadow
2012-01-31 07:05 am (UTC)
тут, вроде, легко всё. сообщить персоне, что если соберётся двигать проект дальше, пусть обязательно сообщит тебе. вот тогда можно и "подсказать".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lyama
2012-01-31 07:09 am (UTC)
я как-то покритиковал (огрехи в композиции, как я думал — по-дружески) году в 2002 или 2003, тут в интернете. Оказалось, что попал на больную, которая устроила чудовищную истерику и травлю. С тех пор зарекся.
Что интересно, сам я тоже больной, но интроверт, и скорее удавлюсь в уголке )
Тем более, что почти все недостатки хорошо вижу сам
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nadha
2012-01-31 07:19 am (UTC)
Случайно пришла к вам в пост из поста Натальи :) Мне тоже понравилась эта формула про критику за деньги.

Я бы ещё (если очень хочется сказать) спросила бы у человека, имеет ли смысл мне поделиться соображениями.

У меня был такой пример: мой муж намеревался собрать музыкальную группу. Мне идея очень не нравилась (муж не творец, он не пишет музыку, не пишет тексты и играет он так себе), но я понимала, что это абсолютно его дело, целиком. И мнения он не спрашивал.

Я как-то вне контекста спросила его, как мне поступить, если я не согласна с его мнением, но понимаю, что это его дело, могу ли я поделиться своими соображениями? Он решил, что я про его татуировку, которую он собирался сделать (она мне тоже не нравилась), и ответил, что мнение стоит высказать единожды в необидной форме, но потом больше к теме не возвращаться.

Я так и сделала, татуировку он сделал, группу собирать не стал. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: krivorukova
2012-01-31 07:24 am (UTC)
Работаю с видео: сценарии, режиссура, монтаж. Опыт пока не очень большой, всего четыре года. На каждом этапе производства прошу критики более опытных коллег. Очень благодарна им за помощь.
Когда фильм или ролик уже готов и принят заказчиком, то что-то править чаще всего уже нереально. Но критика готового продукта полезна всё равно: учитываешь ошибки, вносишь поправки в свою версию (а иногда бьёшься головой о стену, приговаривая "ну я и дура, что же теперь делать!").
Важно, чтобы критик соблюдал два простых правила: 1)сначала скажи о том, что сделано хорошо в обсуждаемой работе,а потом уже говори о недочётах; 2)не критикуй публично (если только тебя об этом не попросили).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nadezhda_k
2012-01-31 07:38 am (UTC)
А я вот подумала: а как насчет критики высокого искусства - фильмы, книги, картины, музыка и т.п. У нас ведь это сильно развито. Чем отличается от тех рисунков, которые в жж публикуют? Разве масштабность, большой охват аудитории делает критику легитимной? Ее конструктивность (так это необязательно совершенно)? Или профессионализм критиков? Или то, что критика не доносится непосредственно до автора (хотя при желании он все прочитает-узнает-услышит)? Почему в выставочном зале критиковать можно, а в посте нельзя?
(Reply) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>