?

Log in

No account? Create an account
Про любовь к себе - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про любовь к себе [Sep. 9th, 2011|11:47 pm]
Alika
[Tags|]

Я наткнулась в жежешных ссылках на интересный вопрос - "как суметь полюбить себя". Хожу, думаю об этом уже который день. Мне кажется, это один из фундаментальнейших вопросов в отношении себя у человека. Редко кто вырастает в своей родительской семье полностью укомплектованным этой нормальной, без провалов и взвинченности, спокойной любовью к себе. А значит, всю дальнейшую жизнь должен сам работать над этим.

Муж мой по этому поводу цитирует Алесю Петровну. Она говорит, что относиться к себе нужно, как ее котик - вот он лежит и уже не знает, в какое место еще себя поцеловать:)

Мне кажется, спокойная, уверенная любовь к себе выглядит очень притягательно и заразительно. С таким человеком хочется быть рядом. Чаще, конечно, увы, встречается демонстративная самовлюбленность - когда человек убеждается, что на него смотрят, или даже окликает зрителей, а потом демонстративно и с нажимом целует себя куда-нибудь. Под хвостик или в плечико:)

Но вопрос "как полюбить" остается. Мне кажется, во многом этот вопрос обращен к окружению и звучит на самом деле так: "я знаю, что вот эти меня не полюбят, и вот эти не оценят, и вот эти заругают - как я сам-то себя могу любить такого???" Человеку постоянно кажется, что он выталкивает себя - косорукого, в цыпках и с прыщами, заикающегося и кривоногого на суд перед каким-то кружком судей - и заранее начинает умирать от стыда за своего неудавшегося ребеночка. Ну и уже заранее давать ему оплеуху - что же ты, несчастье мое, таким уродился???

И многие станут возражать - ах, нет, мне на окружающих плевать, я сам к себе предъявляю высокие требования и до них не дотягиваю. Ну да, ну да, конееечно. Если вас привезти на необитаемый остров со всеми удобствами, где вам нужно будет работать над каким-то своим проектом - диссертацией, книгой, программой, коллекцией новой керамики - в окнах голубое теплое море, дом полон еды и чистой одежды, кругом океан на много миль и абсолютно точно никто вас не видит - вы скоро поймете, что нюхать цветы все равно каким носом - кривым или курносым, плавать в воде все равно с какими волосами - густыми или тонкими, есть на веранде поутру фрукты и пить кофе все равно с застенчивостью или развязностью, а спать в гамаке не мешают ни модельные, ни кривые и волосатые ноги, ни отсутствие свободного французского. Любая тревога по отношению к своим качествам вас будет настигать только при мысленной картинке про возвращение. А стало быть при картинке, когда вы выталкиваете себя в освещенный круг при воображаемых судьях.

Недавно мой старый пост про красоту по ту и эту сторону океана опять кто-то вынес на поверхность и его обсуждали, и я наткнулась на совершенно чудесный комментарий. Девушка говорит примерно следующее: Ну что за чушь она пишет! Что мы стараемся для мужчин? Все это совершенная ерунда. Я совершенно точно одеваюсь и крашусь для себя. Просто когда я не крашусь, я становлюсь совершенно невидимой. А когда я накрашена и одета - меня сразу замечают мужчины, они заговаривают со мной, стараются познакомиться - мне это приятно, и у меня повышается настроение.

Я не спрашиваю вас, что в голове у этих людей, которые не могут сделать двухходовую логическую цепочку:) Я говорю, что это факт - постоянную внутреннюю оглядку на людей вокруг люди искренне воспринимают как личные отношения между собой и собой.

Но ведь от людей никуда и не денешься? Очень трудно отпилить внутри - вот это мы делаем для них, это для себя, это реальные проблемы, это я себе нафантазировал страшного. Но любой такой распил вам поможет. Ваши волосы не может судить целый амфитеатр людей со стопроцентно прекрасными, густыми и кудрявыми/ гладкими ( ненужное вычеркнуть) волосами. Ваша зачетка с графой на знание языка не лежит перед залом одних Набоковых. В вашем "зале судей" сидят такие же вы, если вы вглядитесь:) И если вы сильнее вглядитесь, большинство из них судорожно сжимают в руках свои зачетки с разными предметами.

Мне кажется, такое неплохо было бы сделать всем - посмотреть, а кто собственно судьи, а перед кем, собственно, держим экзамен? Точно ли все они превосходят вас? Точно ли Набокову есть дело до того, чтобы вас судить? Точно ли самый едкий судья имеет квалификацию? Или он просто кто-то ехидный из вашего детства?

А потом у меня есть идея, что можно сделать.

Вот представьте разные ситуации, разного вида любви посторонних. За что и как могут родители любить ребенка? За что и как работодатель своего работника? Учитель ученика? Друг - друга? Любовник - любовника ( пол подставьте по надобности)? Врач - пациента? Вспомните столько вариантов, сколько вам придет на ум.

И опишите идеальное с вашей точки зрения отношение. Не как бы вы любили в идеале своего ребенка - а как и за что вообще в идеале выглядит любовь к своему ребенку? У вас совершенно точно есть такая картина в голове - и относительно строгости, и относительно балования, и относительно внимания к деталям или предоставления свободы. Как относится работодатель к своему работнику, которого он любит и ценит? Как ведет себя любящий хозяин по отношению к коту, собаке или хомячку в идеале?

Опишите это хорошо и со вкусом - на бумаге.

А теперь возьмите эти списки и представьте, что вы, занимающийся сейчас этим, - тот самый идеальный хозяин кота, или руководитель, или родитель. А вы обычный, тот, кто есть вы - и есть этот ребенок, или кот, или ученик. Это ваш список дел на ближайшее будущее:) Просто идите по списку и делайте.

Если вы написали про ребенка, что аккуратно бы собирали его работы в папку, давая ему понять, что это ценно и уважаемо - посмотрите, есть ли у вас отдельное, полное уважения место для ваших работ? Если бы хвалили его за усилия - начинайте точно так же хвалить себя за них. Если бы вы вглядывались в его интересы, поощряли бы их, покупали ему книги и энциклопедии, показывали бы его специалистам или отвели бы в кружок - сделайте себе то же самое. Не говорите себе - да, но... Просто идите последовательно и по каждому пункту делайте то, что бы сделали для любимого другого. У вашего кота есть когтеточка по последнему дизайну? А у вас? Ваш начальник сообщает другим, какой вы молодец с последним проектом. А вы?

Заодно убедитесь, что в качестве кота, ребенка или ученика вы делаете то, за что вас стоит любить:) Что вы сидите рядом теплый, или пьете таблетки вовремя, или делаете домашние задания, или сочувствуете и понимаете.

В общем, мне кажется, работы вам на ближайшее время хватит:)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: autumn_flavour
2011-09-10 06:53 am (UTC)
Это та самая мысль, которая пришла ко мне, когда у меня было еще только двое детей. В какой-то момент я поняла, что любовь к себе - это не ужас-ужас, которым пугают в детстве ("слишком себя любишь!"), а отношение к себе как к собственному третьему ребенку. Ну так сейчас у меня четверо :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-09-10 06:55 am (UTC)
Вот точно!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gtn
2011-09-10 06:55 am (UTC)
Тружно себя полюбить, потому, что человек, как веер, складывается из многих пластинок.
Если одна костяная пластинка себя полюбит и напьется вечером, то остальные будут страдать. А если полюбит себя другая пластинка и заставит жить в жесткой дисциплине и разумной организации труда и отдыха, в занятиях физкультурой, то другие взбунтуются и скажут, что это не любовь а тирания.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-09-10 06:57 am (UTC)
Это у вас любовь к себе может выразиться в "пойти и напиться вечером"?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mumimama_j
2011-09-10 06:56 am (UTC)
Спасибо! Все очень конкретно. Есть, над чем работать)
Никогда себя особенно не любила, совсем недавно задумалась об этом. Боюсь, передам детям...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-09-10 06:57 am (UTC)
А между тем, ваш юзернейм очень и очень говорящий:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ovaleeva
2011-09-10 07:27 am (UTC)
В свое время я ужасно мучилась этим вопросом - как это? как отличить, где любовь к себе и свой внутренний голос от другого? Так что статья очень понравилась ))
И буквально вчера встретила в интернете некий список "советов себе самому", один из которых прямо врезался:

"Никогда не поздно иметь счастливое детство. Однако второе детство зависит исключительно от тебя..."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: elfi88
2011-09-10 07:33 am (UTC)
а я вот, как-то думая о любви к себе вдруг подумала такую простую мысль - Кроме меня самой у меня ведь и нет никого! В самых сложных ситуациях в жизни именно я сама себе помогаю! Вытаскиваю себя за волосы из депрессий, решаю свои проблемы. Я себе - самый лучший друг! И я себя люблю! Я такая какая я есть и другой меня у меня не будет! Поэтому нужно себя очень беречь и дорожить собой!

В общем у меня эдакий внутренний диалог произошел)) С тех пор, всегда, когда на меня пытается навалиться тот страх "несответствия судьям", я всегда думаю - я не умею тото то-то и у меня это и вот это не так-то, но зато у меня есть такая классная я!)))

Я надеюсь вы понимаете, о чем я хотела сказать)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: f_ophelia
2011-09-10 08:09 am (UTC)
да :)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: m_alice
2011-09-10 07:39 am (UTC)
я вот почти год занимаюсь тем, что учусь себя любить)
психотерапия + разные энергетические и медитативные практики)
ощущение, что вылезаешь из скорлупы наносного, чужого, страхов, обид и прочего. причем, не только на ментальном, но и на физическом уровне (когда уходят мышечные зажимы, отпускают боли, которые считал уже чем-то привычным и неизбежным за 32 года).
а поводу любви к ребенку - это тоже идеальная картинка. ведь очень часто наша любовь к дитяте изначально не безусловна и не построена на полном принятии, она сразу оценочна, построена на сравнении (все дети как дети, а ты?) и прочее.
вот например http://allegoriyagrand.livejournal.com/5917.html?mode=reply#add_comment
или вот у людмилы петрановской была хорошая статья на эту тему http://ludmilapsyholog.livejournal.com/113459.html
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: la_kis
2011-09-10 07:46 am (UTC)
ой, как вовремя и понятно! большое спасибо!
..Вы знаете, именно над эти я последнее время и задумалась. Как вернуть себе любовь (и внимание) к себе, которую я недополучила в детстве.
Вот сейчас прочитала и поняла.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shenda
2011-09-10 07:49 am (UTC)
Да! Как-то я в последнее время подзабыла любимый анекдот "ша дети, я делаю вам маму!" В итоге мамы моим детям явно недостает... Это, правда, совершенно неэгоистичный аргумент.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cmotruc
2011-09-10 07:50 am (UTC)
Думаю, что некоторое недовольство собой даёт силы для работы над собой.
Если человек всем доволен, то где взять силы для изучения того же французкого?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-09-10 08:12 am (UTC)
ээээ... чтобы читать что-то интересное?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: svinkavoblakah
2011-09-10 07:53 am (UTC)
Вы, Алика, как всегда, очень четко написали )
Как раз учусь )

А про тех, с двухходовой цепочкой, захотелось сказать, что у них в голове мех, он заглушает предыдущую мысль )))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: shantimora
2011-09-10 07:28 pm (UTC)
у них в голове мех, он заглушает предыдущую мысль )))

а! какая прелесть! можно пользоваться сравнением?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: irrishka
2011-09-10 07:55 am (UTC)
Какое счастье, что я себя и так уже люблю, и можно ничего этого не делать, а спокойно читать Донцову. :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: yggdraa
2011-09-10 08:24 am (UTC)
У меня есть подруга, с которой мы как-то на эту тему (любви к себе) разговаривали и она с ужасом выдала "ты что, если я буду любить себя и баловать, то я буду тупо целыми днями ничего не делать читать Донцову!".
Ну так я считаю и ладно, Донцова когда-нибудь кончится, а любовь к себе - останется :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: irondragonfly
2011-09-10 08:29 am (UTC)
Моя подруга как-то сказала прекрасную вещь - про то, что так уж любить себя взрослому человеку не первостепенная задача, но мало кто умеет себя уважать. Просто, спокойно и крепко, как любого другого неплохого человека.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: diletant_xpenob
2011-09-10 09:09 am (UTC)
Надо же, а я любовь и уважение в случае любви никогда не разделяла даже. То есть, уважать, но не любить кого-то я могу, а вот любить и не уважать - ни разу не получалось на моей памяти.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: mona_silan
2011-09-10 04:17 pm (UTC)
Ни-фи-га. Человеку, который себя любит, эти фоточки не нужны. Нет, ну не то что совсем не нужны; не то что - кто сфотографировался на фоне пальмы, сразу засветился как нелюбящий себя. Зависит от.
Но всё-таки типичные вконтактные фоточки просто взывают к одобрению: "Ну скажите мне, что я хороший; видите, какой я крутой и замечательный? скажите, скажите это мне: сам я в этом не уверен".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kinif
2011-09-10 09:18 am (UTC)
Очень точный рецепт! Я как раз недавно себя поймала на том, что мои дети при энциклопедиях, кружках, игрушках и красивых футболках, а я не могу второй месяц себе купить блокнот для зарисовок. Так что начала к себе относиться примерно как Вы описали. Начало получаться даже)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tamrik0
2011-09-10 09:24 am (UTC)
У меня в детстве была спокойная увереность и любовь к себе, я твердо знала, что я хорошая, лет до пяти это вызывало умиление, а потом моя мама усмотрела в этом эгоизм, нарцисизм и самовлюбленность и начала усиленно меня "исправлять". То что я отлично училась, много читала, хорошо рисовала, было ничто по сравнению с беспорядком на столе. На каждую попытку поделиться радостью за удачный рисунок или решенную сложную задачу, мне тут же тыкали в четверку по английскому и не идеально убранную комнату. Мне 28лет, а я до сих пор разгребаю это и восстанавливаю свою внутреннюю гармонию, а моя мама, вообщем-то не глупая и добрая женщина до сих пор считает, что не дала мне вырасти "самовлюбленной зазнайкой" - уверенность в себе это ничто по ее мнению, если будешь делать все идеально ВСЕ это увидят
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: silamandarina
2011-09-10 04:01 pm (UTC)
О да, и я выросла с убеждением, что если не ВСЕМ очевидны достоинства моей работы - наверно, у меня не получилось :) Такая нелепая установка, а так сложно отделаться от нее :)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: barsa_carta
2011-09-10 09:27 am (UTC)
какая хорошая идея.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: minstrel_la
2011-09-10 09:33 am (UTC)
хорошо вы написали, мне особенно понравился пример про тёплого кота и хозяина)))
наверно, важно ещё, поймав в себе оглядку на «судей», остановить распространение заразы. Например, удержаться и не внушить собственным детям, что про их достижения все немедленно забудут, как только увидят невымытый пол и неаккуратно сложенные журналы на столе — но вот про это будут помнить вечно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mari_che_chka
2011-09-10 09:35 am (UTC)
Спасибо. Образ "наедине с океаном и творчеством" и "любить себя как другого неплохого человека" утаскиваю к себе во внутренний шкафчик. Буду учиться примерять его, когда снова налетит приступ самоедства, и любить себя, как следует. Потому как я вроде неплохой человек, но вечно об этом забываю)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: andrzejn
2011-09-10 09:36 am (UTC)
Отличный рецепт. Одно место резануло:

..За что и как могут родители любить ребенка?..

Я думаю, что вопрос "за что" лучше не поднимать. Потому что ровная уверенная любовь, что к себе, что к другим - она не за что, она просто есть. Опять же, самые обездоленные непременно решат, что уж их-то любить вовсе не за что...

Лучше сфокусироваться на одном вопросе: "как".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-09-10 09:42 am (UTC)
Это же не про конкретных детей и родителей - фантазировать можно все. В том числе, что в идеале радует в ребенке - то, что он весел и жить ему радостно, то, что он любознателен и все ему любопытно, то, что он не сдерживает себя, если что-то любит - а выражает это. Зачем я буду тушеваться и не сознаваться, что я за это детей люблю? И за ясные глазки и за легкость порадовать:)

А когда начнешь работать с собой - и это всплывет - можно и себе сказать, что лучше иметь ясные глазки, легко радоваться и быть любопытным - с одной стороны - и любить себя _за это_ с другой стороны.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: prometa
2011-09-10 09:41 am (UTC)
Мне сама концепция "любви к себе" кажется несколько искусственной. Она подразумевает некоторое отделение от себя, разделение на две части - любимую и любящую. Любящая часть, видимо, периодически сбивается с истинного пути и начинает прикидывать, достойно ли то, что отделилось, этой любви.

Котик, который лежит и не знает, куда бы себя еще поцеловать, себя не любит. Он просто для себя самый главный котик. Когда он закрывает глаза, весь мир исчезает.

Как можно любить свою ногу? Я точно не люблю ее по отдельности, это просто.. моя нога, и она мне нужна, чтобы бегать, ходить и стоять. Отличная нога, к которой я не испытываю, при этом, особых чувств. Так и себя. "Любить" - переходный глагол, но к местоимению первого лица он кажется мне неприменимым. Нельзя же сказать "я люблю нас".

По-моему, достаточно просто быть в центре своего мира.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-09-10 09:44 am (UTC)
Считайте его просто антонимом к чувству "нелюбить себя":) Если у вас есть вариант, который вас устраивает, как противоположность "нелюблюсебя" - все уже отлично.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: irjii
2011-09-10 09:48 am (UTC)
Алика, спасибо Вам большое! Очень для меня сейчас актуально.
Ну и раз я первый раз в вашем ЖЖ подала голос :) спасибо за весь журнал - читаю все, а многое перечитываю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tvoronina
2011-09-10 10:04 am (UTC)
я вам когда-то писала про похожее в formspring и даже потом у вас в жж комменты были - как перестать с каждым своим действием или решением связывать хор этих судей:)

насчет любви к себе - у меня теперь часто гостит мама, и я уже взрослыми глазами заметила, что она на говорит комплименты - ни мне, не сыну, ни дому моему, ни городу любимому. я спросила почему? она ответила, что потому, что когда все хорошо - то это так и надо, о чем тут говорить? говорить надо, когда что-то не так.
я подумала, что из такого может вырасти детская нелюбовь к себе. работаю теперь над собой, учусь себя баловать:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: naglaya_aglaya
2011-09-10 10:11 am (UTC)
Добрый день, Алика!

спасибо за пост. Очень актуальная тема для многих, думаю.

Про любовь к себе очень хорошо в "Исцели свою жизнь" Луизы Хей, которая всегда подчеркивает, что все положительные изменения в жизни человека начинаются именно с любви к себе
ЛкС несет новые радостные события, конец депрессии, исполнения желаний

ЛкС - это не расслабленное ничего неделание, а наоборот работа над собой - положительные мысли о себе и физическая нагрузка для своего тела
причем довольно сложно начать думать про себя хорошо, поддерживать себя во всех начинаниях, хвалить себя,
если большую часть жизни привык себя казнить и осуждать, а отсюда все депрессии болезни


(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eka42003
2011-09-10 10:27 am (UTC)
Идеальный родитель будет в лепёшку разбиваться ради своего ребёнка: будет водить его на кружки, читать ему книжки, играть с ним, таскать по врачам, утешать, когда ребёнок заплачет...
Идеальный начальник будет способствовать тому, чтобы любимый подчинённый карьерно рос, чтобы у него была удобная квартира и прекрасные условия для работы, чтобы этот подчинённый был известен в профессиональных кругах, чтобы проявил себя...
Идеальный друг примчится на помощь другу с другого конца Вселенной в пять часов утра и они вдвоём в едином порыве одолеют всех врагов...

Но я-то, которую я стремлюсь любить, не такая. Я не похожа на идеального родителя, на идеального начальника. Мне не хочется, мне лень прилагать ради кого бы то ни было такие гигантские усилия. Тащить себя (или кого-то) в театр, где мне будет интересно, вставать пораньше, чтобы заняться полезной зарядкой, от которой каждая мышца запоёт, выяснять, где какая конференция или конкурс, чтобы я, любимая, в ней (в нём) поучаствовала и потешила своё тщеславие. А сидеть в очереди в поликлинике, чтобы милая я (или даже кто-то, если он не кричит в голос), поправила своё здоровьичко! Нет, это для меня великий подвиг. А уж сделать уборку и ремонт, чтобы усталая (ещё до начала уборки) я с комфортом отдохнула!!! Доживу ли я до этого комфорта?
В общем, получается, для меня учиться любить себя вышеописанным способом означает истязать себя большую часть времени, чтобы доставить себе некое кратковременное удовольствие или не всегда очевидную пользу.
К примеру, любила бы я получать в подарок цветы. И полезла бы я, обдирая колени и рискуя сверзиться, в гору, чтобы сорвать эдельвейс и, выбившись из сил, в конце дня преподнести бы его любимой себе.
Или была бы такой литературной героиней, которая обстригла бы себе волосы, чтобы подарить самой себе гребешок для их украшения.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: predlojeniya
2011-09-10 12:00 pm (UTC)
Ну так а детство то закончилось. Никто кроме Вас вас не будет водить Вас на кружки, читать Вам книжки, играть с Вами, таскать по врачам, утешать, когда Вы заплачете...
Никто за Вас карьерно не вырастет, не сделает Вам удобную квартиру и прекрасные условия для работы, не сделает Вас известным в профессиональных кругах, "проявит" Вас для мира. Никто не примчиться
в пять часов утра и не одолеют всех врагов... кроме Вас самой.
И можно начать жить для себя, любить себя, быть для себя самой-самой главной волшебницей, спандер-меном, другом и вообще кем захотите, а можно верить в сказки и ждать, когда же придет ТОТ кто проживет ВАШУ жизнь за Вас...
И это не про абсолютное-одиночество-самодостаточность. Это про то, что детство закончилось, а начальник и друзья не обязаны быть для Вас мамой и папой - теми, кто обеспечит удобством, комфортом и помощью в любое время суток.
Это все я пишу прежде всего себе, Вы уж простите, пожалуйста, что Ваш комментарий оказался так близко мне.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yozhyk
2011-09-10 10:49 am (UTC)
Одна из заповедей гласит: "Возлюби ближнего своего, как самого себя!"
А как же можно возлюбить ближнего, если себя не любишь? :)

А еще помогает в этом процессе осознание того факта, то ты - не стодолларовая бумажка, которая всем нравится, кто-то просто имеет право тебя не любить, и в этом нет никакой трагедии :)
(Reply) (Thread)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>