?

Log in

No account? Create an account
Десять пунктов про критику. - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Десять пунктов про критику. [Jun. 6th, 2011|03:27 am]
Alika
[Tags|, , ]

Целый день сегодня думаю про критику с разных сторон. И потому что в коментах у меня некоторые читатели долго-долго пытаются объяснить мне, что приведение примеров к своим словам о неудачных результатах рисования может глубоко травмировать авторов, и потому что у Миу в очередном ответе на письма в редакцию поднимается тема критики, и потому что с сестрицей недавно говорили о ее книгах.

И мне, как всегда, легче, когда я записываю то, что у меня в голове толпится. Поэтому я тут и запишу, беспорядочно, но разделяя на отдельные пункты. А потом интересно ваши разные взгляды и мнения услышать.

10 пунктов про критику


1. Я мужчинам, которые за мной ухаживали, всегда говорила : никогда не задавай мне вопроса, если ты не готов услышать самый плохой ответ. - Я честно отвечаю, если меня спросили, поэтому, если нужно комплимент, подбодрение и общее повышение настроения - лучше так и сказать. Такое я тоже могу. Но по умолчанию на вопрос скажу правду.

То есть главная беда человека, спрашивающего мнение, в том, что ему на самом деле не нужны ни честность, ни критика. Если человек женщина, то почти наверняка вопрос: " Что вы думаете о моей работе?" означает " Ну скажите же мне, что такого, в нашем искусстве не было уже сто лет!".

У мужчин есть такое же, но чаще с близкими людьми. Именно от них они ожидают фразу про такое и сто лет. Они вполне спокойно и деловито переживут разбор полетов от посторонних, но если любимая женщина в ответ на просьбу посмотреть недочеты, действительно начнет говорить о недочетах, мужчина придет в крайнее изумление.

И в этом большая засада. Человек, прося о мнении, никогда практически не говорит внятно - нужно ли ему мнение и критика недостатков или ему нужно поглаживание, общее ободрение и, желательно, сильное восхищение. Моя сестрица выходит из положения, спрашивая в лоб, какой ответ нужен человеку - и дает его. Я стараюсь формулировать вопросы и запросы так, чтобы они означали именно то, что мне нужно в данный момент.

2. У меня обсессивные отношения с правдой. Я очень не люблю, когда за меня решают, что мне стоит услышать и в каком процентном соотношении правдивости. То есть, как правило я формулирую вопрос, чтобы именно на него получить ответ. Если вспоминать назад, меня больше всего сердят случаи именно того, когда я задала вопрос, чтобы получить информацию, а получила ответ, в котором человек внутренне за меня решил, что мне приятнее услышать и сказал это.

Хотите пример? Однажды перед занятиями меня черт дернул сделать себе новую прическу. Зеркала у меня не было, я накрутила какие-то бараньи рога, а-ля принцесса Лея, и что-то такое мелкими косичками распустила на висках. Я честно не помню, почему я рискнула делать прическу без зеркала. У меня были в ней сильные сомнения, но результат я посмотреть не могла и я повернулась к своей подруге, честной комсомольской девушке, и спросила ее, как это выглядит, на ее художественный взгляд. Она осмотрела и бодрым голосом сказала, что выглядит хорошо и миленько. Я проходила так весь день занятий, а на большой перемене дошла наконец до тусклого зеркала в раздевалке. Что я там увидела, привело меня в ярость. Идиотские рогалики, сделанные из моих тонких волос, были расположены так, что я выглядела как мартышка, а распущенные мелкие косички стояли дыбом спереди - не кудряшками, а бесформенной куделью спутанной мочалки. Все это было не просто так себе - а совершенно кошмарно и уродски. И я так проходила полдня!!!

Когда я накинулась на подругу, она сказала, что видела, что все некрасиво, но хотела подбодрить меня, чтобы я чувствовала себя хорошо. Я ее чуть не прибила рукой, оторванной у пластмассового скелета Сигизмунда. Мне нужна была правда, а не подбодрение в моем уродстве! Скажи она мне, что идея моя меня не украшает, я бы просто расплела "рога" на ушах, смочила бы в раковине дикий пух вместо челки и оставила волосы обычно распущенными или затянула в хвостик.

Это был, наверное, первый раз ( потом их было много:)) когда я орала, что не надо "думать", надо отвечать на вопрос - и правду, и что я ненавижу людей, которые "думают"

Так вот. Одно из осложнений просьб о мнении - в том, что люди "думают". Они думают, что тебе нужно приятное, или утешительное - и хвалят. Причем не умно хвалят - находя вещи, которые можно в этой работе похвалить, а как идиоты - хваля то, что отчетливо видят, как неудачное и плохое, думая, что оказывают тебе эмоциональную услугу. В то время, как ты, может сам подозреваешь, что что-то не то, уже не можешь увидеть или решить, не доверяешь себе - и спрашиваешь мнение товарища. Все, что ему нужно - это сказать правду - и ты поймешь, что тебе казалось не зря, и это можно переделать, прежде чем отправлять, например, в печать. Но нееет! Замордованные чьими-то советами про бережное отношение к чувствам людей, они тебе врут, явно видя, что в работе не то, и ты, доверяя второму мнению, можешь непоправимо сунуть вещь уже в производство или печать.

3. С детьми взрослая "правда" почти никогда не работает. У них настолько почти все в первый раз, что их лучше хвалить за все. Он в принципе первый раз нарисовал своего медведя или зайца, сам придумал, сам посадил и сам нарисовал. Совершенно незачем говорить ему, что шерсть плохо передана, один глаз больше другого, и что он неправильно сидит в перспективе. Во-первых, этого слишком много за один раз и для одного маленького мальчика или девочки, во-вторых, главнее, что он это сделал и очень радуется. Практически все имеют такие воспоминания из детства, когда в момент чистой радости за сам факт сделания взрослые начинают высказывать свои взрослые претензии к работе.

Для простоты можно принять за правило, что не нужно вообще замечаний за первые три попытки одного и того же! Вот когда он нарисует своего зайца в четвертый раз, можете мягко обратить внимание на глаза разного размера. Тогда ребенок не расстроится и обидится, что вы подорвали его радость, а сможет уже вполне по-рабочему, процессно, хлопнуть себя в лоб и сказать - точно! Это я не заметил.

4. Со взрослыми людьми очень часто бывает то же самое. Он рад, что вообще сделал это, или в первый раз такое сделал - и ему не нужна критика, ему нужно просто признание его свершения в принципе. А его критикуют за детали. Человек с первым разом - не художник в процессе, он инвалид, преодолевший свою инвалидность в первый раз.

Я однажды оказалась в крымском городе на весеннем празднике. Подошла к площади, когда внизу на площадке под оркестр танцевал ансамбль подростков. Девочки в голубых платьях и мальчики в костюмах. Танцевали они плохо. То столкнутся при кружении, то собьются с ритма. Для ансамбля, подготовившего выступление на площади перед городом - просто постыдно. И невпопадность дурацкая и смешная. Я тихо хрюкала в кулак от смеха.

И тут они закончили, и голос над площадью громко объявил, что перед нами выступал ансамбль школы для глухих и слабослышащих. Я от неожиданности закашлялась в тот же кулак. И потом громко-громко хлопала с навернувшимися слезами.

Так вот - для обычного ансамбля это смешно и непрофессинально. Для ансамбля из глухих - достижение само по себе, качество танца при этом дело совершенно вторичное. Начинающий человек - это именно инвалид, преодолевший просто барьер между неделанием и деланием. Поэтому его бессмысленно критиковать, на пользу не пойдет, только обескуражит.

5. Но если человек начинающий - ему не нужно позировать в другой группе, не нужно просить критики, если он не готов именно к рабочей критике. Пусть честно просит ободрения и одобрения, под обещание, что он будет дальше работать над собой и, конечно, будет улучшаться!

А то сначала выставляется запрос - посмотрите, как я танцую, я собираюсь выступать на сцене! - А когда в ответ изумляются: вот с этим, мягко говоря, убожищем выступать? у вас ритма нет, вы нетвердо знаете шаги и не попадаете в музыку. - Начинать слезы и обиженно говорить: да я вообще глухой, для меня достижение, что я вообще хоть как-то музыке соответствую! А вы грубый и бесчувственный, я теперь из-за вас вообще танцевать брошу!

Груб ли отвечавший? Нет, он ответил в рамках ситуации, которая была неверно представлена.

Поэтому просить критику нужно тоже уметь. Желательно донести до спрашиваемого, кто ты в принципе, на какое место претендуешь своей работой и какой ответ хочешь услышать! Телепатии и особенно бережных условий тебе никто автоматически не гарантирует.

6. Непрошенная критика - не нужна. Это не значит, что она не нужна человеку по большому счету. Это значит, что если он ее у публики не запросил - она ему не нужна из его внутренних ощущений.

Почему? А по разным причинам.

Например, он делает что-то для собственного удовольствия, без обязательств улучшаться, прогрессировать, делать правильно или качественно - и стало быть ему совершенно не нужны ваши острые наблюдения и предложения, как сделать лучше. Это как заводить полупородистую собаку, как друга. Вы ее и так любите - как свою собаку, зачем вам неожиданная критика специалиста по разведению породы, что холка у нее не та, прикус с дефектом, хвост бубликом не туда и брудастость ниже всяких стандартов?

Или он сам все хорошо знает, специалистов его уровня мало, а замечания дилетантов: у вас горизонт завален - представляют отрицательную ценность. Что ему спрашивать-то? Про конкретный его занимающий косяк, он может спросит конкретного знающего человека.

Или он подозревает, что у него полно недочетов, но слышать ему об этом не хочется; пока он не спрашивает, можно внутри своего мира считать, что у тебя все не просто в порядке, а прекрасно. Свои товарищи, близкий круг хвалят. А выйди-ка к независимым экспертам, еще наговорят неприятного - и зачем это?

Или он сам себе самый свирепый критик и пока считает, что собственного взгляда и знаний хватает, чтобы накопать столько недочетов, чтобы работы было полны руки.

Или он сам знает, насколько еще слаб и не безупречен, как много работы, чтобы приблизиться хотя бы к маленькому удовлетворению от себя, а если еще и со стороны начнут тумаков давать - у него столько психологической выносливости не хватит.

7. А тут еще возникает вопрос - а судьи кто? Вот запросил человек критику, но кто ее будет выдавать?

Есть критики книжные. Они прочли правила в книгах и шарашат их в любом совете. Не потому что они попробовали, попробовали и правила и нарушения их и креативные применения - нет-нет, они просто их читали. Или слышали. Это те самые которые будут кричать "Горизонт завален" и неумелому новичку, который пропустил этот факт, и Айвазовскому, который рисует бурю на море с точки зрения человека на плоту.

Есть критики эгоцентрированные. Они не различают между недочетами и собственными пристрастиями/антипатиями. " Вот вы здесь собаку нарисовали - фу, не люблю собак! Вся картина испорчена!" Встречаю таких на Амазоне, в рецензиях на книги. Вот книга про сто исторически культовых вещей в современной моде - то есть, понятное, дело недешевых и не всегда подходящих любому типу фигуры. Одна рецензия ставит двойку. Иду читать. " Почему в этой книге ничего не написано про то, как нам, обычным толстым женщинам, одеться недорого или самостоятельно дома сшить что-то даром и со вкусом???" Эээээ.... там еще не написано, как готовить гамбургеры, менять полы в доме, петь в караоке, писать маслом картины - и еще огромное количество вещей.

Есть критики, просто взъевшиеся на автора, по своим частным причинам. Конкурирующие с ним в какой-то области. Обиженные на что-то в личных отношениях. Иногда обиженные на тип людей, которых автор представляет. Им будет все не нравиться в принципе.

И часто среди искренно желающих помочь, бывают эго-художественно-центрированные. Помните старый мультфильм про большую белую корову и маленького зеленого лягушонка? Корова спросила его, что бы он делал, если бы был большой белой коровой. И лягушонок ответил - сначала спилил бы рожки, потом укоротил ножки, потом..., потом... И в результате выходит маленький зеленый лягушонок:) Так вот, многие люди дают советы про то, как убрать бы это, добавить это, нарисовать это вот так - а в результате получилась бы их картинка.

8. Вот и выходит, что критикуемому еще и нужно параллельно анализировать все входящие критические потоки и делить на значимые и незначимые. А он часто сразу под воздействием эмоций и хладнокровно думать не может.

Очень часто попросившие мнения немедленно начинают от этих мнений отбиваться - оправданиями ( у меня не хватило времени), попытками пристыдить высказавшегося ( вот такие, как вы...), попытками выглядеть высокомерным и насмешливым ( да нет, мне просто смешно..., попытками проверить паспорт (а ты кто такой? что-то я не помню ваших шедевров или ответными ударами (сбегал к вам в журнал - человек который так стрижет собаку/ жарит картошку/ покрасил прихожую - тут мне советы дает?.

Хороший еще способ уходить от расстройства от критики, упрекая критика в тоне - вот если бы вы по-другому сказали, вот если бы вежливо попросили, если бы вот так разговаривали... Можно еще документами начать махать - корочками об образовании, дипломами выставок, квитанциями о продажах.

В результате этого отпора не пробиваются к автору даже справедливые замечания. Но, как правило, остается расстроенность, подавленность и обида. В интернете легкий способ справления всегда под руками - пожаловаться своим. Они всегда прибегут и расскажут, что ты золото, никого не слушай, а они а) завидуют, б) дураки и в) опять завидуют.

9. Ну и есть ли какой-то смысл в этом вообще?

А ведь может быть. Когда я преподавала в художественной школе, практически половину времени я говорила о недостатках, о том, что неправильно - вот тут у тебя неверная линия, вот этот эскиз недостаточно хорош, вот здесь ты некрасиво закрасил, сделай лучше. И что интересно - никто не тратил времени на слезы, не дулся, не спрашивал меня, а ты кто такой? - брали и перерисовывали линию, переделывали эскиз и закрашивали красиво заново. То есть даже ребенок, даже при постоянном указывании на ошибки может не впадать в эмоциональную истерику и не упрекать в травме, нанесенной его нежной психике.

Значит теоретически критика и польза от нее возможны.

10. Лучшие примеры отношения к критике для меня герои Торнтон Уайлдеровского "Дня восьмого". Брат там учится быть хорошим журналистом, сестра - оперной певицей. И оба идеально, с моей точки зрения, относятся к критике. Она нисколько вообще не забредает на их эмоциональную половину, оба всматриваются и вслушиваются в критический шум вокруг и делают это топливом для своего развития. Она, когда ее освистывают в театре, опускает руки и спокойно стоит, вслушиваясь, пока в криках толпы не собирается и не проясняется главное, именно это она слушает и принимает во внимание дальше. А он - мальчик без образования, но с чутьем к слову, приносит свои пробы старому журналисту, потом уносит их безжалостно исчерканные, исправленные, надписанные - и тщательно, жадно изучает каждую пометку, каждый штрих, стараясь понять их закономерность, запоминая грамматические правила. И оба становятся выдающимися в своей области.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: cateandreone
2011-06-06 10:51 am (UTC)
я со всем согласна в принципе :)
критика должна быть конструктивной - т.е. не акцентировать внимание на самих ошибках и "как ты мог такое сделать?", а показать где и как исправить, куда смотреть в следующий раз что бы избежать проколов...
Но не все могут адекватно реагировать даже на подобную "работу над ошибками", при чем зачастую я отторжение вижу в людях которые купив коробку красок или научившись применять 2 фильтра в фотошопе, считают что больше никаких знаний им не нужно - они могут сделать не хуже чем ***. И не желают видеть ни косяков в композиции, ни плоскости цвета и отсутствия света...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kukmor
2011-06-06 02:33 pm (UTC)

:)

главное исходя из чего человек критикует
если исходя из любви и искренне то вряд ли ошибется
:-)
ну критиковать наверно надо если попросили...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amethyst_grape
2011-06-06 10:52 am (UTC)
В критике очень важен, помимо прочего, авторитет критикующего. От авторитетного специалиста можно выслушать многое, за что остальных растерзаешь)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 10:55 am (UTC)
Вот да, кстати! Такой, чтобы вопроса " а ты кто такой??" не возникало.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ipheion
2011-06-06 10:54 am (UTC)
самое трудное для критика - помнить, что перед тобой не абстрактное зло - не явление, которое ты хочешь уничтожить, а живой человек. Который тебя прочитает, и ему будет больно, если ты в какой-то момент не поступишься своим остроумием.
А для критикуемого - самое трудное, наверное, отвлечься от своей боли, которую ему наносит безжалостное тыканье острой палкой в нежное заветное (оно, конечно, нефик было нежное и заветное на публику выставлять, не обзаведясь пуленепробиваемым щитом, но об обзаведении щитом творцы почему-то начинают думать, наполучав острой палкой по заветному :))) - так вот, отвлечься от своей боли и извлечь из потока сарказма и прямых оскорблений рациональное зерно. Оно там всегда есть, но извлечь его вручную критикуемому автору бывает невозможно: это как в общественную уборную нырнуть за утопленным рублем :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 10:58 am (UTC)
По идее больно должно быть только от того, кто важен. А на деле это решается не по фигуре критика, а по заветности и трепетности предмета критики...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: gulan_du
2011-06-06 10:55 am (UTC)
Спасибо. Очень люблю Вас читать именно за такие тексты.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tramppy
2011-06-06 11:02 am (UTC)
очень правильно и здраво Вы написали!
Спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: medvedeva_e
2011-06-06 11:07 am (UTC)
Вот эта тема должна быть в линках у каждого творческого сообщества, хотя бы тут, на просторах ЖЖ.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kotik_vorkotik
2011-06-06 11:33 am (UTC)
О, у меня был маленький опыт критиканства год назад на одном из ресурсов, посвященных "Сумеркам". Отдала дань увлечению, так сказать. Почти сразу я поняла, что 13-летние девочки, дающие заявку на критику жаждут, чтобы их заметили, похвалили. Я тоже была в изумлении некотором, что в этом возрасте можно было начать и закончить целое произведение. Поэтому, конечно малочисленные достоинства хвалились, а многочисленные недостатки проговаривались скороговоркой. А вот другая категория девушек постарше - вот это да! И жаждут, чтобы заметили, потому что 2-5 человек для чтения их опусов всегда недостаточно, но при этом чтобы и по шерстке погладили. И да, вот это вот "ну я только начинаю, это мой первый-второй-десятый опыт, у меня не хватило времени" - все в полном объеме было. Так что побаловалась критикой и ушла. Нервы дороже. Да и увлечение спало.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 04:52 pm (UTC)
:)) Думаю, этой категории нужны были только восторги, да:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: genuine_elka
2011-06-06 11:39 am (UTC)
Тоже много об этом думала. Идеальная конструктивная критика - конкретная, раз, и безоценочная, два. Всякие там "не пишите больше" - это не критика, это выплеск агрессии. Ну а если человек обиделся на хорошую конструктивную критику - это его проблемы, и, кстати, она все равно работает.
С детьми и начинающими, конечно, по-другому; мне кажется, делать поправку на первый-второй-третий опыт - это ни разу не ложь. Можно ведь похвалить сам факт. "Ты это сам сделал? Молодец!" или для взрослых - "для первого раза неплохо", "не бросайте, у вас получится".

"ответными ударами (сбегал к вам в журнал - человек который так стрижет собаку/ жарит картошку/ покрасил прихожую - тут мне советы дает?"
Вот это может быть не всегда бессмысленно; как минимум, интересно посмотреть на то, что сам критик считает хорошим и правильным. А то, может, у вас такая разница во вкусах, что искать конструктив в его словах просто бессмысленно (как в 4 случае пункта 7).

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kokoon_art
2011-06-06 03:53 pm (UTC)
не зна... А если человек пишет что-нибудь типа "течет вода из крана, забытая заткнуть?" Может, открыть ему глаза?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: wallas
2011-06-06 12:01 pm (UTC)
Спасибо за хороший пост =)
И тут правильно заметили, что в критикующем важен авторитет. К примеру, авторитет учителя, как правило, непоколебим и на все корректно указываемые недостатки ученики обычно реагируют спокойно. То же касается и признанных гуру. А слыша критику от начинающего, пусть она даже десять раз конструктивная и ты специально выставился, что бы услышать критику, не всегда получается воспринять ее адекватно, потому как недоверие к товарищу и все такое.. и начинается тут сыр-бор... =)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:09 pm (UTC)
Да, точно!
теперь мне понятнее нюанс с преподавателем и детьми в худ школе. Для них ситуация изначально вставлена в рамки, их устраивающие! Они тут - чтобы учиться, а авторитет учитела заранее непоколебим. Всем проще.
И да, я понимаю про критику от начинающего, вызывающую смутное недоверие!

А вы встречали таких людей, которые во внешнем мире довольно хорошо видят адекватную картину и советы могут дать, но по отношению к себе - у них как будто соединительный канал перерезан между пониманием и тем, что они сами делают?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: yaskii
2011-06-06 12:05 pm (UTC)
со всеми рассуждениями про критику я с вами тут согласна. Я также люблю когда на вопрос дают прямой и искренний ответ.
А вот в обсуждениях вчерашнего вашего поста то что более бурно обсуждалось и что меня также более всего задело - не критика сама по себе и не манера принимать критику и давать ее. А такое публичное тыканье пальцем на чужие работы. Можно было показать анонимные примеры "грязного цвета в работе". Это бы не задело напрямую автора.
У каждого - свои границы этичного поведения. Для меня показывать пальцем на людей публично - неэтично. Та ситуация для меня ассоциировалась именно с этим. Человек показал свои работы там не для критики. И не вам лично.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 12:30 pm (UTC)
Заметьте - и я этому человеку лично критику не предлагала.

И даже примеры приводила не в посте - а лично двум людям в ответ на их просьбы.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: elisapeyron
2011-06-06 12:36 pm (UTC)
у нас прошлый раз с вами не вышло разговора, но я тоже много думала о том что вы сказали.

я с вами полностью согласна, что когда спрашиваешь мнения, держись крепко ибо...

но как быть когда не спрашиваешь?

я оказалась перед выбором. есть ребенок, 11 лет, не профессионал и, вероятно, никогда им не станет просто потому что "таких не берут в космонавты". ему не поступить даже в худ школу, не говоря про институт, я не привыкла обманывать себя - органическое повреждение мозга это не мелкая неприятность.

мне нравится то что он делает.
лично. мне. но я не проффи.

мне предлагают устроить ему выставку, купить его работы, называют гением(ну это, конечно, уже перебор, но как матери мне приятно). у меня есть потенциальные покупатели.

и вот вы говорите - как вы смеете продавать слепленное из какашки говно?! и "я просто хочу чтоб говна в мире делали меньше"! то есть мотив у вас самый благородный. и я не знаю что мне делать...

да он ребенок, детей не судят.

но имею ли я право продавать? и если я на это решусь, я вынуждена буду все время подчеркивать что это работы убогого мальчика с головушкой бо-бо, и давить покупателям на жалость? или можно промолчать. а если промолчу и не дай бог найдется критик и возьмет его работу, чтоб разложить в своем блоге по полочкам его ошибки и объяснить почему то что он нарисовал плохо. и если он это увидит...

когда я об этом после нашего разговора подумала и поняла что не всегда смогу защитить его от критиков, непрошеных критиков. мне стало страшно. когда эти рисунки единственная твоя связь с миром слишком больно слышать критику. я не могу этого объяснить, но я чувствую это. он работал с профессиональной художницей - преподавателем худ.школы частным образом год. результатом стал страх рисовать в цвете которого не было раньше. это не тот случай "То есть даже ребенок, даже при постоянном указывании на ошибки может не впадать в эмоциональную истерику и не упрекать в травме, нанесенной его нежной психике". Он не будет упрекать, он просто замкнется еще сильнее в своей раковине. я боюсь этого.

вот и получается что лучше не показывать его работы от греха подальше.

сори за много_букв и поток сознания. вы тут конечно не при чем, просто объясняю почему меня так заинтересовала тема. спасибо.
(Reply) (Thread)
From: olok
2011-06-06 01:13 pm (UTC)
судя по этому и другим постам и комментам здесь и у миу к примеру, вам действительно придется везде говорить, что вот это ребенок (а потом и не ребенок) с ограниченными возможностями :(...
Ну вот как в тексте - ансамбль плохо танцует, всем смешно. Объявили, что это выступали инвалиды - сразу стыдно и хочется похвалить...
Какая-то национальная черта характера - либо покритиковать, либо посоветовать, даже когда не просят. Интересно, у других наций принято сообщать автору, что его работы - это УГ и никак иначе?? ведь раздражает же
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: katia_katia
2011-06-06 01:16 pm (UTC)
Очень мало у кого хватает мужества признаться, что им нужно просто поглаживание-подбадривание. Мало кто готов сказать себе правду из серии "я настолько слаб, что мне нужно внешнее одобрение, но никак не критика".
Поэтому говорят про форму критики и т.д.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:38 pm (UTC)
Мне кажется, это вообще часть общего случая, когда люди в принципе редко говорят, что им на самом деле нужно!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: genish_zurrieja
2011-06-06 01:17 pm (UTC)
Пункт 1. - +++ 1000!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: genish_zurrieja
2011-06-06 01:20 pm (UTC)
Пункт 2. - Законно, но неоднозначно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: genish_zurrieja
2011-06-06 01:23 pm (UTC)
Пункт 3. - истинная правда! Кстати, мне казалось, что как раз наоборот: родителям какую крокозяблу ни покажи, всё похвалят. Но, возможно, это было только в моём детстве...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-06-06 05:39 pm (UTC)
Это вам повезло:)
Я знаю очень много историй, когда родители прямо подрывают детскую уверенность в себе и своей ценности.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>