?

Log in

Иллюстраторские техники. Eric Carle: Коллажи из вручную покрашенной папиросной бумаги. - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Иллюстраторские техники. Eric Carle: Коллажи из вручную покрашенной папиросной бумаги. [May. 23rd, 2011|10:11 pm]
Alika
[Tags|, , ]

Любимец всех маленьких читателей, автор множества ярких и забавных книг, Эрик Карле ( Eric Carle) выклеивает свои иллюстрации-коллажи из цветной папиросной бумаги, которую сам красит.

Карле родился в немецкой семье в Америке в 1929 г, но мать его перед второй мировой так начала скучать по родине, что семья вынуждена была переехать домой. Они много раз пожалели о своем решении, потому что попали на все трагическое и тяжелое время нацистского режима.

После свободной и любимой школы в Америке, маленький Эрик попал в немецкую очень строгую школу, где учителя считали своим долгом "сломать" непослушных и вольнодумных детей, превратить их в послушных и дисциплинированных юных граждан. Но мальчику повезло с учителем. Герр Краусс презирал нацистский режим и любил немецких экспрессионистов, которых официальные власти считали "дегенератами". Учитель помог понять юному Карле, что его призвание - это искусство. Бросив школу Эрик без экзаменов поступил в Штутгартскую Академию искусства и дизайна - так его портфолио поразило профессора Эрнста Шнайдлера.

Учили его на графического дизайнера и учили сурово. Среди упражнений, которые давал профессор Шнайдлер, одно было постоянное- все четыре года учебы. Все студенты красили свою собственную бумагу.
Брали две банки краски. Сначала закрашивали лист целиком красной. Потом добавляли в красный несколько капель желтого - и снова красили лист. Дальше больше желтого - и снова закрашивали. И так пока на доходили почти до чистого желтого. Пар таких было много, и бумаги получалось много. Затем студенты должны были разрезать или разорвать бумагу на куски и выложить абстрактную композицию, решающую пространство белого листа. Композиции не приклеивались - просто помещались между картоном и листом стекла для показа профессору. Профессор был очень проницательным в определении основных талантов и способностей своих учеников, и когда находил эти главные таланты, заставлял студента развивать их, не мучая тем, что у него не получалось. Так Карле обнаружил, что не силен в проведении тонких линий и выписывании мелких фигур. "Твое дело - смелые крупные решения - сказал ему профессор, - брось все другое, слава богу каллиграфов у нас хватает, обойдемся без еще одного спокойно".

Закончив учебу и наработав себе внушительное портфолио, Карле вернулся в Америку. Там он сразу нашел работу графического дизайнера в рекламном агентстве и с успехом делал карьеру. Пока однажды не понял, что и агентство, и интриги, и клиенты ему смертельно надоели, и хочет он вернуться к картинкам, к образам. Тут и случился его дебют в детской книге - вместе с автором (Bill Martin Jr.) он сделал книгу Brown Bear, Brown Bear, What Do You See? Книга сразу имела успех среди детей.

Первый вариант он сделал из цветной папиросной бумаги. Но затем он обнаружил, что окрашенная папиросная бумага очень нестойкая и легко выцветает на свету. И Карле начал красить свою бумагу. Несомненно, задания в студенчестве пришли ему на память - и он решал книжные страницы, как задания на композицию - коллажи из цветной бумаги, организующие плоскость листа.

С тех пор он совершенствует свою технику и пишет истории уже сам.

Для работы он использует обычную папиросную бумагу из бумажных или художественных магазинов (Tissue paper), белого цвета, и красит ее акрилом. Иногда использует масло или чернила. Техника его проста - лист кладется на гладкую поверхность, акрил разводится водой - и весь лист покрывается одном цветом. Следы от кисти остаются видны и создают основу фактуры. Покрашенные листы аккуратно отделяются от рабочей поверхности и сушатся, разложенные на газетах. Высушенные снова попадают на стол, берется краска другого, часто контрастного цвета - и на лист наносится новый слой - грубой кистью, пятнами, штрихами, губкой, отпечатками фактур. ( слайд-шоу процесса на сайте Карле)





Подготовленные листы складываются по цветам, в отдельные ящики. Когда наступает время работать над новым проектом, Карле запускает руку в ящик нужного цвета и вытягивает первый попавшийся лист. Он не любит "выбирать" и большой сторонник теории случайности. Говорит, что обычно ему попадается совершенно подходящий и красивый лист.


Работы его вовсе не приглушены и скромны по цвету - наоборот, он любит яркие цвета и смелые контрасты.

Иллюстрация сначала придумывается и прорисовывается в контуре, затем контур переводится на прозрачный рабочий лист кальки. Этот лист накладывается на выбранный кусок цветной бумаги, поскольку он прозрачный, сквозь него видно фактуру и можно двигать и выбирать нужное место. Затем ножом вырезается деталь сквозь оба листа. Так вырезаются и наклеиваются все детали рисунка. Каждый элемент намазывается тонким слоем клея ( Карле предпочитает клей для обоев) и приклеивается на нужное место на плотном белом листе . Верхний лист кальки с рисунком служит заодно и "трафаретом", прикладывая который к листу с иллюстрацией, можно определить место, куда наклеивается каждая деталь. Это делает ненужным обрисовывание контуров деталей как на цветной бумаге, так и на листе с окончательной иллюстрацией. (слайд-шоу процесса на сайте Карле - на примере голодной гусеницы.)

Посмотрим на иллюстрации теперь.
Книга про цвета - "Привет, красная Лисица".

Hello, Red Fox


Это книга про дополнительные цвета, поэтому Красная Лисица зеленого цвета.


А это - оранжевый кот:) Из разных кобальтово-синих кусков.



Книга " А у кенгуру тоже есть мама?"

Does a Kangaroo Have a Mother, Too?


Яркие, как во всех книгах у Карле, форзацы.


Заголовки и имена всех животных в этой книге тоже вырезаны из цветной бумаги.


Обычное для Карле решение - простой и яркий фон, динамичная фигура животного, собранная из кусков размашисто покрашенной бумаги.


Деталь крупнее. То, что папиросная бумага тонкая и слегка прозрачная, заставляет краски сиять, когда она положена на белый фон. Иногда Карле вырезает в фоне дырки под верхнюю фигуру, но в данном случае оранжевые куски для кенгуру наклеены поверх зеленого фона и видно, как он слегка просвечивает.


Страница со львицей и маленькими львятами. Вот здесь как раз место под фигуры львов вырезалось из фона.


Деталь крупно. Если приглядеться, видно, что детали в основном лежат на белом фоне, но видны такими призрачными контурами там, где попали на окрашенный фон. Для шкур львов он видимо намазал бумагу чем-то водоотталкивающим, а потом красил жидкой краской. Краска собиралась в капельки и высохла красивой фактурой. На бумаге фона видно, что положив густую более темную краску поверх оранжевой Карле каким-то инструментом ( возможно просто ручкой кисти) провел поверх бурные зигзаги, пока краска не высохла.


Страница с жирафами. Несмотря на обобщенные формы, животные у Карле вовсе не примитивные, упрощенные фигурки - у них очень выразительные и характерные движения и очертания. Недаром шкаф над полками с бумагой заполнен у него разнообразными зоологическими книгами и альбомами.


Деталь жирафов крупнее. Кусочки бумаги с разной фактурой наклеены пятнами на шкурах. Иногда Карле фон не наклеивает, а рисует прямо на бумаге. В этой иллюстрации именно тот случай.


Лисица с лисятами в норе. Карле подбирает такое место для куска аппликации на листе, чтобы там было подобие тени в нужном ему месте. Фоновая бумага очень смело и ярко покрашена.


Деталь. Лисенок в норе из бумаги ярких красных, оранжевых и розовых оттенков.


Овечки. В этой бумаге Карле и размазывал краску, и брызгал, и дела отпечатки чем-то фактурным.


Это уже из другой книги - сборника стихотворений о животных. Страница с морскими существами. Фон сделан свободными прозрачными мазками и до и после приклейки фигур, создавая ощущение прозрачной воды.



Крупно кусок осьминога. Светлые передние щупальца - и более темные на заднем плане. Маленькие кусочки контрастного цвета изображают присоски. У Карле изумительное чувство цвета.


Слон из кусков серо-черной бумаги, которая поверх еще дополнительно покрашена белыми линиями и штрихами.


Крупная деталь. у меня впечатление, что пока краска была еще сырая, к листу приложили что-то гладкое, вроде куска стекла и линии расплющились, стали напоминать рисунок мелом.


Петух на весь разворот. Небо ( в данном случае закатное) изображено кусками не закрашенной, а забрызганной белой папиросной бумаги. Процарапанность на краске хорошо изображает перья.


Видно, что каждое перо на шее - отдельный кусок бумаги.


одна из самых знаменитых и любимых книг Карле - "Очень голодная гусеница".


Very Hungry Caterpillar


У нее яркие форзацы из кусков цветной бумаги, продырявленной кружочками, будто проеденной гусеницей.


Про то, как придуманы книги у Карле, нужно писать отдельный пост - книги у него поразительные в этом плане. Под огромным солнцем маленькая голодная гусеница прокладывает свой путь через одно яблоко, две груши, три сливы, четыре клубники и так далее.


Это одна из первых его книг, решения в ней ошеломительно простые.


Вот так обожравшаяся гусеница превращается в куколку:



Деталь гусеницы.


Деталь кокона. Если бы Карле специально красил каждый кусок под место, у него не было бы такой смелости, а когда покраска идет свободно и стихийно, а потом подбираются как в мозаике нужные куски - получается очень выразительно и с необычными текстурами.


Книга "Мистер Морской Конек"

Mister Seahorse


Миссис Морской Конек откладывает яйца с набрюшную сумку Конька-папаши. Тут бумага под коньков заливалась сразу всеми этими красивыми пятнами и переходами и фигуры вырезались целиком.


Деталь крупно с другой страницы. Карле приблизительно соблюдал порядок цветов для Морского конька на каждой странице.


"С головы до пят" - книга про части тела и движения.

From Head to Toe Big Book


"Я горилла и могу бить себя в грудь." Животных реалистично рисовать можно в довольно ограниченной гамме - коричневых да серых. Но Карле это никогда не останавливало. У его животных насыщенные глубокие цвета, прекрасно сгармонированные. И мальчик какой выразительный.


Крупнее - процарапывание открывает нижний, более светлый слой краски и создает фактуру шерсти.


А тут девочка подражает кошке - выгибает спину. Краски просто сияют.


Мы смотрели иллюстрации из вручную расписанной папиросной бумаги художника Эрика Карле.

Сайт иллюстратора -http://www.eric-carle.com/
Множество других книг Эрика Карле на амазоне.
Другие книги в разделе "Иллюстраторские техники".
Пост про изумительные иллюстрации, вырезанные из цветной бумаги, David Wisniewski.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: marusja
2011-05-24 05:25 am (UTC)
Ух ты :)
Да, детка моя его уважает очень!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-24 06:43 am (UTC)
Я сама его так полюбила!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: russlanda
2011-05-24 05:29 am (UTC)
он прекрасный иллюстратор) у нас про гусеницу и про конька есть книжки
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-24 06:43 am (UTC)
А все, что мне встречались, у него чудесные.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: natalyon
2011-05-24 05:36 am (UTC)
Спасибо большое!
Всегда очень интересно читать посты этого раздела. Настоящий праздник каждый раз!:-)

Цвета действительно изумительные. Мне кажется, особенно сибирской зимой такие книжки надо вообще каждый день пересматривать.)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-24 06:45 am (UTC)
Пожалуйста:) Я этот пост так долго собирала, все тянула и тянула - но наконец взяла себя в руки!

А цвета еще и изучать можно, подсматривать, как он красиво сочетает разные оттенки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: natalyon
2011-05-24 07:54 am (UTC)
Да-да, я тоже подумала, что это как пособие прямо.)
А то у меня вот наоборот часто гамма такая сдержанная получается, возможно, чересчур. А из такой книги можно черпать смелость на яркие краски.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dashkofa
2011-05-24 05:50 am (UTC)
Спасибо большое! У меня есть две его книжки - к сожалению, мой ребенок к ним как-то был прохладен, а вот мне рисунки нравятся очень сильно. И я иногда демала - как они сделаны? Очевидно было, что это коллаж - одни части просвечивали из-под других, но коллаж из чего, непонятно.
Теперь с удовольствием рассмотрела детали в Вашем посте. спасибо)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-24 06:45 am (UTC)
А сколько ребенку? ему истории не нравятся?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dashkofa
2011-05-27 07:11 am (UTC)
Старшему 4 года - ему не то что не нравятся, но я ему прочитала раз пять и он больше не просил. В истории про гусеницу он почему-то страшно переживал и злился, когда она превращалась в бабочку - это его просто выводило из себя. Всю книжку читает с удовольствием - а в конце такая драма.
А потом быстро наступил период богатырей и рыцарей, и гусенички-морские коньки стали не в чести.
А младшему почти два, но он вообще не книжный парень. Так что любуюсь сама)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tallen
2011-05-24 05:51 am (UTC)
Его гусеница - абсолютный хит среди детей и родителей Германии, стоит на полке в каждом детском саду, классикой уже стала.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-24 06:48 am (UTC)
С ее первого издания продано 30 миллионов книг! С первого появления и по наши дни каждую минуту кто-то покупал книгу:) Вот это, я понимаю, успех:))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ksya
2011-05-24 05:54 am (UTC)
очень здорово! спасибо за рассказ!
Я как раз на эти книжки в магазине наткнулась неделю назад, они сразу бросаются в глаза.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-24 06:48 am (UTC)
Да уж, не пропустишь такие:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: janatmutton
2011-05-24 06:03 am (UTC)
Действительно интересная техника. Он не разглаживает раскрашенные листы? Ведь они выгибаются. Хотя всё равно кусочки размочатся клеем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-24 06:07 am (UTC)
Нет, сушит на газетах просто. Я видела фото - все кругом на полу усеяно цветными листами по газетам.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: janatmutton
2011-05-24 06:13 am (UTC)
Мне понравилось, как у него шерсть получается и кожа слона.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _ptica_
2011-05-24 06:08 am (UTC)
Спасибо, Алика! Про конька дивная книга, текста там мало, но картинки такие прекрасные, что моя семилетняя дочь уже многократно их разглядывала!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-24 06:49 am (UTC)
А у вас с прозрачными листами?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _ptica_
2011-05-24 07:29 am (UTC)
да-да! и с прозрачными, и с полупрозрачными! замечательно сделано, я и сама смотрю с удовольствием.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: o_bake
2011-05-24 07:32 am (UTC)
Здорово! Спасибо большое, очень интересно.
У нас довольно много его книг, не меньше десятка, дочка очень любит. А мне всегда было интересно, какую технику он использует, ясно что вырезает фигурки, но что за дивная такая бумага?
Спасибо за рассказ и за ссылки.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: irsam
2011-05-24 08:11 am (UTC)
Только взяв в руки первую книжку (вот не помню, гусеница это была или морской конек?), задалась вопросом, как у него получаются такие фактурные иллюстрации? Спасибо за раскрытый секрет!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nice_beaver
2011-05-24 10:44 am (UTC)
обалдеть!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ludmila_mama
2011-05-24 12:26 pm (UTC)
Мы его тоже очень любим:)
Причем с ребятами разглядывали его иллюстрации и разглядели в "Очень голодной гусенице" в одном из крыльев бабочки - "ка-ран-даш" - я даже вопрос в каком-то из сообществ задавала - это "автограф мастера"? или просто так "случайно сложилось"?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kavery
2011-05-24 01:54 pm (UTC)
О, чудесно как! Вот буквально пару дней назад делал пост о художнице 18 века - Mary Delany , корая из раскрашеной папиросной бумаги делала аппликации в виде гербария. И очень интересно теперь посмотреть на современное воплощение этой техники.
Мне кажеся, что подобные иллюстрации должны побуждать детей к собственному творчеству, если бы я такое в детсве увидела, то неверняка захотела бы сама что-то подбное сделать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kalitanya
2011-05-24 02:01 pm (UTC)
потрясающе интересно!
спасибо большое!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: autumn_flavour
2011-05-24 02:21 pm (UTC)
Спасибо - Варя прочла и была в восторге!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: katia_katia
2011-05-24 04:27 pm (UTC)
мы ходили с деткой на детский спектакль по его историям (про гусеницу и еще про облако и хамелеона) и нам обеим очень-очень понравилось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: pchelochka77
2011-05-24 04:52 pm (UTC)
огромное спасибо! мы с сыном очень любим книги Эрика Карле, наше с ним знакомство началось с гусеницы :). прочитав ваш пост, по другому посмотрела на рисунки Эрика , у него оказывается очень интересная техника !
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enka
2011-05-24 04:57 pm (UTC)
Очень интересный пост, большое спасибо! Мы его тоже любим.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olkab
2011-05-24 06:33 pm (UTC)
Обожаем книжку про гусеницу. Она у нас на иврите.
А Морской конёк лежит ещё не читаный, он по-русски. Там ещё вкладыши прозрачные с листьями и камушками, очень симпатично.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: p_molly
2011-05-24 08:08 pm (UTC)
У нас есть 4 его книги, одна из которых - Снежный сон, входит в число 3х самых любимых книг дочери, следовательно читаем мы ее очень часто, но все равно читать этот пост было очень интересно!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: madame_prokopen
2011-05-25 08:04 am (UTC)
Классик! спасибо за пост. мой воспаленный от недосыпания мозг однако среагировал больше всего на другое.КАКОЙ У НЕГО ШИКАРНЫЙ ШКАФ!!!! ДАЙТЕ ДВА, СРОЧНО!особенно те секции что с листами. Я в Аргентине пыталась себе такое на заказ сделать и не нашла у кого, все отказывались, атут прям мечта - сверху книги, снизу бумага по цветам и сортам, можно разложить работы и все вместе занимает не так уж много места! Только книжную часть я бы еще за стеклянные дверки спрятала от пыли. Это мой пункик. Надо ему написать и спросить где он откопал мебеля.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-25 08:20 am (UTC)
Оо, я в магазине с бумагой тоже всегда на эти шкафы с плоскими ящиками облизываюсь!

( Рада вас видеть:) недосып - он такое дело, не разгуляешься)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madame_prokopen
2011-05-25 01:39 pm (UTC)
Взаимно! поздравляю с новорожденной еще раз! Интересно, можно ли где купить все эти шикарные шкафы не являясь при этом дистрибьютером? мне вчера показали волшебный просто шкафчик для тюбиков акварели и темперы и тоже его им дали в качестве приложения к товару, несправедливость, я считаю!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madame_prokopen
2011-05-26 08:06 am (UTC)
это маразм! второй день лопачу шкафы в интернете... мдааа, за эти плоские полочки хотят ТАКИЕ деньги, что начинаю сомневаться в том, кто из нас безумен. Если бы я умела работать со стамеской - я бы сама построила мебеля и это вышло бы дешевле.Таки напишу Карлю у кого он делал шкаффф!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-26 08:09 am (UTC)
Я думаю, что дорого должны стоить - там же столько мелкой работы и узкой подгонки. Надо подружиться с хозяином худ магазина, может они старые списывают когда-нибудь:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madame_prokopen
2011-05-26 08:43 am (UTC)
http://www.engineersupply.com/steel-flat-files.aspx

это простая штамповка! есть и деревянные, но тоже стоят адские деньги.
Хозяева магазинов не идиоты:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-05-26 08:47 am (UTC)
ну и цены!!!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oksani
2011-05-25 05:29 pm (UTC)
Ой, как прикольно. Про гусеницу у нас есть, но мне никогда не приходило в голову что это аппликации, а не просто рисунки. Правда ни мне, ни детям, Ерик не пошел. Ну да ладно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mattias_
2011-08-31 11:04 am (UTC)
мой 3хлетний сынок уже достал меня с этим морским коньком ) что там читать-то по тысяча первому разу?)
почему-то гусеница в магазинах не попадалась, хотя глаза мозолит в интернете давно
отличная техника. я пыталась делать это с семилетними детьми, правда до меня не дошло про папирусную бумагу - просто ватмановская плотность > монотипия > коллаж- в общем у нас так красиво почему-то не получилось
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2011-08-31 07:09 pm (UTC)
Мне кажется, он очень хорошо уловил детскую необходимость, в таком повторяющемся действии, повторяющихся словах - и детей должно завораживать.

А на сайте у него есть раздел, где он показывает, как работает по шагам, там можно посмотреть для детей полезное.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: silamandarina
2012-08-26 11:44 am (UTC)
Очень интересно и вдохновительно, спасибо большое!
(Reply) (Thread)