?

Log in

No account? Create an account
Разборки чердака. Список обид с яростью - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Разборки чердака. Список обид с яростью [Jul. 9th, 2009|08:26 pm]
Alika
[Tags|, ]

Я уже давно-давно писала про составленный "список обид" ( вот тут и тут).
А тут приболела, напилась обезболивающих и прилегла. Читать не могу, а думать вполне способна. Вытащила из стопки на тумбочке этот самый блокнот с обидами, стала перечитывать. Основной признак того, что с ситуацией разобрался, - то, что вспоминая ее, читая про нее, ты не проваливаешься в ту же эмоцию что тогда. Пока проваливаешься, пока все так же пылают от обиды щеки или сжимается горло, пока есть любые физиологические проявления эмоций - ситуация не закончена. А если читаешь напоминание о ней, как литературу - это только слова, когда можешь словами сам себе рассказать ситуацию - и это только слова, только описание шагов и фактов - то тогда молодец, ситуацию можно зачеркнуть и дело считать сделанным.

Я уже писала, на чем запнулась - я никак не могла перешагнуть какие-то детские обиды, никакая рационализация не действовала.
Я снова прочла описание, и вдруг в моем отуманенном вайкодином мозгу возникла неожиданная мысль. ( На самом деле я не была совсем отуманена, просто у меня было ощущение, что пространство внутреннее очистили, все заботы пока отодвинули с глаз, передо мной пустой стол и положенную на него проблему я вижу ясно, отчетливо и не отвлекаясь)
И я увидела ясно общую нить, что связывала все обиды. Увидела ее, когда внезапно и дико разозлилась на вот эту девицу, которая достала из мусора мое разорванное письмо домой, родителям, и нагло улыбаясь несчастной и маленькой мне стала демонстративно складывать разорванные кусочки.
Я поняла, что в основе всех обидлежит наша невозможность рассердиться. Вот я маленькая, а эти девочки сильнее и наглее. Вот я маленькая, а эти взрослые - воспитатели, нянечки, учителя - они больше, сильнее и облечены властью. Вот я не могу потерять лица в ситуации, а эти тетки тыкают и тыкают в чувствительное место, проверяя - дернулась ли я. Вот я его люблю, а он вот так нехорошо и я боюсь его потерять.
Во всех этих историях единственное сильное чувство было жалобное - ну зачем ты так со мной? Ну как тебе меня не жалко? Я же ничем не заслужила такое, ах за что?

То есть, собственно, ты признаешь право другого это делать, просто ноешь, прося причину - за что ты так со мной?
И тут я подумала - а ведь я давно уже не эта маленькая девочка, и давно не воспитанница этих мордатых нянек, и не подруга вот этого придурка. Отчего же я все еще в ситуации, когда я пытаюсь разобрать - за что мне так, осмыслить этих людей, понять, в чем их проблемы, объяснить себе - ты уже большая, что же ты так реагируешь на них. И у меня последовательно не получается!

А я не сделала простого - я не разъярилась, не позволила себе выразить то, что я возмущена и я не прошу - ах, не обижайте меня так, пожалуйста, а вовсе даже требую - а ну прекратил и пшел вон!

Так что я отложила в сторону обязанность вести себя взвешенно и порядочно и стала даже не про себя, а вслух, в ярости, раздув ноздри, обзывать этих людей самыми мерзкими словами, что казались мне подходящими к моему чувству.
Одной из заковык до сих пор было то, что я все время представляла себе этих людей сейчас, спустя годы - и как мне нужно будет нормально с ними разговаривать, а я внутри вспоминаю их как людей отнявших у меня вот это или сделавших вот то. То есть я не смогу хорошо и приветливо относиться к этим людям в гипотетическую встречу.

Ха, подумала я. Вот эта кузина - имею ли я хоть малейшее желание встречаться с нею сейчас? Никакого! Ни ее стиль жизни ни ее семья меня не интересуют ни грамма. У меня нет никакой необходимости сохранять с нею хорошие отношения, возобновлять их или заводить! У меня этих незнакомых или полузнакомых кузенов всего счетом 21. И я не общаюсь даже с людьми, про которых что-то знаю и они мне интересны сейчас. Так что если у меня будут силы на общение - у меня обширный список тех, кто уже безусловно хорош, а я мучаюсь необходимостью натянуть хорошее отношение для человека мне безразличного сейчас, и заработавшего отрицательные очки в прошлом!

Освободившись от необходимости расчистить площадку для гипотетического общения, я отдалась порыву ярости.
Не та маленькая девочка, в слезах смотрящая из садика под окном, как большая дура складывает ее письмо маме, а вовсе даже сегодняшняя весело свирепая я подошла к столу, сгребла свое письмо и бросила в печь в огонь, а после этого схватила наглую ухмыляющуюся рожу за ухо, скрутила изо всех сил, рывком вытащила из-за стола, вывела из дома и с очень экспрессивными выражениями сказала - держи свои грязные лапы при себе, не сметь трогать мои письма и лезть в мои дела, повернула ее и дала ей изо всей сили пинка под зад, проговаривая все вслух и называя место пинка словом на предыдущую букву алфавита.
Наглая девица улетела от пинка на ту сторону улицы, где уже начинались поля с лесом на горизонте.
И я сделала это несколько раз - пока не извела всю ярость и весь гнев.
Боже, какое это было удовольствие - рассердиться, а не расстроиться!

Я не ругаюсь, даже запнувшись о кошку, но за годы в жж я выучила несколько экспрессивных матерных выражений и характеристик.
И вот, в этом пустом лекарственном состоянии, я заперлась в спальне и прошла весь свой список. И в каждом случае вслух сказала что я думаю про его участника. Я не пыталась его оправдать, объяснить или понять, большая часть этих людей мне не нужны и/ или я с ними никогда больше не пересекусь. И с огромным удовольствием я не хлопала несчастными, полными слез глазками, не дрожала нижней губкой - за что ты меня так, а давала и давала пинка под зад со словами - пшел вон и не смей это делать!!

Это сработало! Список, который я мусолю уже года два, закончился за один сеанс. Длинный сеанс, не спорю, но я выразила весь гнев по каждому случаю до того состояния, когда происходит облегчающий полный вздох - и ситуация уже не лежит в эмоциональном отделе моего существа.

Проблема-то главная, как я уже говорила, в том, что вы растете, вы изменяетесь, вы другой человек давно, с другими возможностями, умениями и силами, а все эти обиды они лежат законсервированные, их переживаете не вы сегодняшний, а вы того момента, когда у вас не было власти, сил, умений и возможностей не дать себя обидеть. Поэтому важно время от времени перетряхивать чердаки, осматривать вещь и спрашивать себя - не выкинуть ли это?
Будучи сдержанной и разумной, я пыталась ситуацию рационализировать - опять же не дав себе выразить настоящие чувства. В прошлом не было возможности из-за ситуации, где ты ниже обидчика, в настоящем сама на себя накладываешь обязанность быть разумной дамой. И только дав себе возможность сказать идиоту, что он идиот и м***к, все ставишь на свои места:)

Надо будет через пару месяцев сделать контрольную проверку - перечитать список и отследить, дергает ли что-то эмоционально, на уровне - ах зачем вы так? Сильно надеюсь, что нет.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
[User Picture]From: goodwife
2009-07-10 04:07 am (UTC)
Методика замечательная. Мне так несколько человек рассказывали о способах борьбы с кошмарами - во сне рассердиться и развернуть ситуацию.
У меня вопрос - а что делать человеку, который пережил в детстве насилие, не важно какое - психологическое, сексуальное? Ну , например по образу и подобию санаевского "Похороните меня за плинтусом" - там же явное насилие в семье?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-10 05:30 am (UTC)
Мне кажется, там где явное насилие саморазборками не обойтись. Нужна помощь профессионала. Кто-то должен стоять на относительно твердой земле.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: drugimi_ludmi
2009-07-10 04:08 am (UTC)
будьте здоровы! :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mariasokolova
2009-07-10 04:49 am (UTC)
Пёрфект тайминг - я вчера обиделась на нечто совершенно незначительное. Напомни, расскажу тебе, это довольно любопытно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-10 05:30 am (UTC)
:) интересно-интересно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vero_nika
2009-07-10 04:50 am (UTC)
Ох, как здорово.
Какой практический подход :-)) Мне это тоже просто необходимо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sdelanorukami
2009-07-10 05:30 am (UTC)
о,спасибо Вам. надо сделать так же - вдруг поможет. У меня тоже такая куча=(((

Когда однокурсница увела у меня молодого человека (ну и прочая всяческая грязь) - я даже не смогла ничего ей сказать, так была удивлена, так обижена. Мне потом говорили - молодец, мол, достойно себя повела. А мне хотелось вцепиться ей в рожу, с казать ей, что я о ней думаю. Вместо этого я промолчала. И мне 4 года снилось очень-очень часто, как я душу ее, как я ее убиваю, избиваю и т.д. Я просыпалась и ощущала ту злость, то бешенство - но ничего не могла с ним сделать - поздно, после драки кулаками не машут. и дико жалела, что тогда так "достойно" себя повела, а не дала ей *дюлей.

И 9 лет муз. школы - когда преподавательница каждое занятие орала на меня, что есть сил, а я уходила в слезах и с зубами, сжатыми до судорог. Я сейчас очень часто думаю- почему я просто не встала и не сказала ей, что не надо на меня орать. Ведь я же могла - я никогда не была трусихой, и никогда не лезла за словом в карман - а тут почему-то 9 лет молчала, ревела и не понимала, за что так. Это вызывает сейчас такое изумление собой. Это и то и еще пять-десять таких ситуаций.

Сделаю так, как Вы - иначе все эти ситуации сожрут меня изнутри.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hallyafae
2009-07-10 05:40 am (UTC)
да! почему-то считается, что терпеть - достойно. тебя будут унижать, а ты терпи. и молчи!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: shapoval
2009-07-10 06:21 am (UTC)
Спасибо, Алика. Я как раз с похожими вещами разбираюсь. И со многим другим, прям как по списку "диванной психологии" :) Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-12 06:48 am (UTC)
разборки, как и дома, приходится проводить периодически, никуда не денешься!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: greenrose18
2009-07-10 06:21 am (UTC)
У армян есть такое выражение - муразъ порум мнац, т.е. мечта осталась в животе, неосуществлённой. Его также можно применить к ситуации, когда ты кому-нибудь хочешь что-то высказать, не высказываешь, и потом тебя это мучает, муразъ порум мнац. Допустим, я иногда думала раньше, почему я бывшей свекрови не высказала никогда всё, что я о ней думаю. Даже при разводе. Сама удивляюсь. Ну, т.е. это всё очень далеко от меня сейчас, но первые несколько лет я удивлялась.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-12 06:49 am (UTC)
Какое интересное выражение, нужно запомнить!
О, меня тоже мучает, что я некоторым людям не сказала того, что должна была.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: aprilkatze
2009-07-10 06:57 am (UTC)
Очень здорово!
А вот это:
"Боже, какое это было удовольствие - рассердиться, а не расстроиться!"
" не ругаюсь, даже запнувшись о кошку"
замечательно!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-12 06:50 am (UTC)
Недавно где-то опрос про это был - что из вас вылетает при запинании:) Так что я как раз точно знаю, что ничего из меня не вылетает:) Тем сильнее для меня были эти слова...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: brianika
2009-07-10 07:03 am (UTC)
долго сидела и вспоминала, так ни одной обиды и не вспомнила. То есть какие-то вещи помню, но то все разрешенное, никаких эмоций давно не вызывающее. Интересно, куда ж их память запрятала-то.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-10 07:56 am (UTC)
А может вы так их ловко на месте решали?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: autumn_flavour
2009-07-10 07:44 am (UTC)
Я это называю "защитить своего ребенка". Меня много лет мучило воспоминание о ситуации, когда меня маленькую обвинили облыжно в воровстве, а я не посмела возразить, и потом пошла к якобы обокраденным и под строгими взглядами сопровождавших так и сказала: извините, я у вас украла... Воспоминание было жуткое - я-пятилетняя, а вокруг огромные тени колышутся и гудят: воровка, украла, признавайся, позор... А несколько лет назад, когда это воспоминание в очередной раз всплыло, я написала рассказ, подробно - о том, как, уже взрослой, врываюсь в эту комнату, вижу заплаканного задавленного ребенка, а вокруг никакие не тени, а просто карающих взрослых, и ору: а ну, прекратите, немедленно! Хватаю ребенка на руки и взбешенным ором доношу до осуждающих, что они, идиоты, ничего не поняли, ни о чем не спросили, осудили облыжно и имеют еще наглость издеваться над своей беззащитной собственностью!!!

Теперь, если у меня всплывают воспоминания, я вижу в этой ситуации уже не себя у подножия теней, а себя-взрослую-орущую-защищающую. Такая подмена произошла :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-10 07:55 am (UTC)
Да-да, именно, когда при воспоминании возникает фигура себя, как фигура силы, владеющая ситуацией - считай, ситуация закончена.
Но мне в свое время фигура меня-второй не помогла, пока оставалась я-первая - оставалась обида.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: dimkin_julik
2009-07-10 07:48 am (UTC)
Здорово придумано.
Я довольно мстительный человек, поэтому обид вспомнить не могу, наверное быстро закрываю счета. Но моим френдам такая методика может пригодиться.
Можно дать ссылку у себя в ЖЖ?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-10 07:53 am (UTC)
конечно, можно:)
А мстительность дает возможность насолить сразу и обнулить счет?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-10 09:50 pm (UTC)

Re: а что если с человеком необходимо продолжать общать

Эх, с родителями , мне кажется, сложнее всего.
Обиды от них такие же или более сильные, чем от посторонних, а свободное выражение чувств по отношению к ним обставлено гораздо большими запретами, чем для посторонних людей.

Мне кажется, очень помогла бы возможность относиться к ним как к посторонним, хотя бы временно? Можете вы сказать себе - это только упражнение, это кусок в скобках, я сейчас это сделаю, но остальная жизнь останется как есть. И в этих внутренних скобках, в этом упражнении снимете с родителей все ограничения, посмотрите на них как на посторонних и скажете и разрешите себе почувствовать все раздражение, весь гнев, всю ярость, сказать любые слова. Это трудно, но если именно сказать себе - я внутри замкнутого закрытого пространтсва, созданного только для этого упражнения, внутри этого пространтсва можно все - и на самом деле почувствуйте и скажите все, обзовите как хотите и их самих и поведение их и пожалуйтесь, и можете мысленно пригласить каких-то других воображаемых людей, чтобы они высказались. Пусть кто-то якобы со стороны скажет тоже - свою оценку ситуации.
А потом посмотрите, что выйдет?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: barsa_carta
2009-07-10 08:31 am (UTC)
я вам хочу кое-что показать, кое-что, мелочь, что повергло меня на сутки с состояние тупого бешенства. вы читаете удалённые комментарии?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: eril13
2009-07-10 09:34 am (UTC)
удаленный коммент приходит и к подписавшимся
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: vodolejka
2009-07-10 09:00 am (UTC)
Совершенно замечательно и очень практично. Очень похожим образом я покончила с обидой на сильно пожилого родственника мужа. Только не произнесла, а написала довольно резко то, что думаю о нем и его поступке по отношению ко мне. Потом записку с остервенением уничтожила. Прошло несколько лет. В душе все спокойно на этот счет. Значит, прием работает не на короткое время.
Отличный пост. Спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-10 09:51 pm (UTC)
Я вспомнила! я тоже пару раз писала - очень резкие письма без выбирания выражений - и сжигала их. Тоже помогало:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: hungarianl
2009-07-10 09:42 am (UTC)
Помню одну мелкую обиду:
В 10-м классе я в новую школу ходила через овраг. Я была модной девочкой, приехавшей только что из-за границы. Туфли у меня тоже были модными, осенними на рифленной подошве, и торопясь через овраг я нацепила на них много грязи. Первым уроком была математика, меня тут же вызвали к доске, я блестяще отвечала, писала на доске формулы, и чувствовала, как на меня смотрят наши мальчики... и еще кто-то, по-другому.
Учительница молча поставила мне пятерку, и сунула в руки какую-то записочку, написанную только что. Я, разрумяненная успехом, уже за партой разворачиваю записку, а там: "У вас возмутительно грязная обувь! Как вы смеете в таком виде появляться в классе? Что вы о себе воображаете?"
Меня как будто в той грязи из оврага целиком искупали...
Я никому ничего не сказала...до сих пор. Но мне долго снилась та учительница, и то, как я бросаю ей в лицо: " Нина Степановна! Вы - дура!!!"
Все!!! Спасибо! Сейчас сказала!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2009-07-10 09:52 pm (UTC)
Определенно, дура!:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>