?

Log in

No account? Create an account
Рисуем волосы - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Рисуем волосы [Nov. 10th, 2017|07:31 pm]
Alika
[Tags|]

Сегодня в рубрике про рисование для начинающих будет ответ на вопрос от читательницы про волосы и линии:

Как добиться уверенной линии? Про "не бросать" линию совет очень понравился, но вопрос не о том. Вот, например, волосы - там надо очертить объём, контур несколькими красивыми линиями + несколько локонов - и очень хорошо видно, что линия некрасивая: тонкая, неуверенная, изгиб нехорош...

Сейчас мы говорим только про умения. Индивидуальный  почерк, индивидуальная манера рисовать - это другое. Умение рисовать (просто грамотно), как я уже не раз говорила, состояит из двух базовых частей: 1) вы знаете, что это за форма и какие у нее закономерности, и как рисуют такие закономерности  - 2) у вас есть физический, двигательный навык рисовать, техническое развитое умение.

И "волосы", разложенные на эти две части, вполне поддаются тренировке. В первой части вы должны научиться видеть закономерности и форму в пространстве. Не знающие или не обращающие  на это внимание рисовальщики всегда буду выглядеть непрофессионально - потому  что волосы у них будут нарисованы отдельно от головы. Неважно в каком порядке нарисовано, но  всегда будет какое-то лицо и над ним некая отдельная масса волос - такой отдельной нахлобучкой. Если вы присмотритесь к многочисленным неумелым рисункам, вы это увидите очень хорошо. Вот вырисовано какое-то личико, а потом к нему приделаны две булочки продолговатых, или одна копна сена сверху. Ни лицо, ни копны не расположены на черепе - который вообще-то круглый и продолжающийся и дальше лица. На круглом черепе очень небольшой кожно-мускульный слой, так что волосы в принципе обрисовывают  его круглую форму, а тени и свет (блики) на волосах повторяют освещенность этого, условно говоря, шара. Так на уровне выше висков почти всегда на волосах освещенное место - потому что это самое выпуклое место шара черепа.  На уровне ушей - самое широкое место в волосах, потому что уши шире черепа и полотно волос их обтекает. А ниже ушей, на уровне шеи, почти всегда волосы закругляются и уходят в тень, потому что шар кончается, уходит вглубь к узкой шее.

Сами же волосы ведут себя похоже на полосы ткани или атласные ленточки. Если они гладкие - можно воспринимать их как  гладкую ткань, если завитые - они ведут себя как волнистые ленты - и мы можем видеть то лицевую, то изнаночную сторону этой "ленты" из волос.

И нужно это знать - и уметь видеть на волосах живого человека.

Второе умение - чисто физическое. Вы должны уметь уверенно рисовать волнистые, округлые, плавные линии. Практически любая нормальная упругая несломанная вещь сгибается очень равномерно-выпуклым образом - полоска бумаги, лента, прутик с дерева, линейка, те же волосы. Поэтому умение рисовать выпуклые линии вам очень пригодится. Если ваша рука будет натренирована рисовать хорошие, упругие, выгнутые линии, не смятые и не сдутые как старый матрас - у вас наработается мышечная память. Без вашего участия ваши мышцы будут знать, где и насколько напрячься, чтобы рука провела не сломанную, не дрогнувшую, не сдувшуюся линию. И вам останется только смотреть на натуру и как можно точнее передавать  характер льющихся или топорщащихся волос, складок ткани, линий мышц.

Обе эти вещи можно тренировать отдельно. Я уже и раньше вам говорила,  как полезно просто тренировать руку, без изображений - просто рисуя круги, овалы, округлые и прямые линии, завитки, спирали, s-образные линии. Этим вы тренируете вашу мышечную память, натаптываете такую дорожку внутри себя, по которой это движение будет катиться без усилий, без того, чтобы вы, пыхтя, его  умышленно пытались вывести ровно. Если скучно, можете взять простые изображение - капли с неба, округлые облака, цветы с округлыми лепестками, волны на море - и заполнять этим страницу.

Умение видеть и понимать форму тоже можно тренировать отдельно. Без всякого скетчбука можно мысленно рисовать. В транспорте, смотря телевизор, в разговоре на работе. Обращайте внимание на непрерывность черепа - с лицом голова не заканчивается внезапно - лицо только "маска" на передней поверхности головы, лоб идет дальше плавно и непрерывно, переходят в верх черепа. И волосы следуют за этим черепом. Обращайте внимание на пробор - это  в реальности просвет, где видна неприкрытая поверхность черепа - поэтому эта  воображаемая линия лежит прямо на поверхности черепа, закругляясь вместе с ним. Не в пяти сантиметрах от головы, не в полуметре от нее  в воздухе - как рисуют те, кто пририсовывают к плоскому личику некое абстрактное облако-копну волос - а прямо по поверхности головы! Обращайте внимание на контур волос - если  в прическе нет начеса, волосы лежат по контуру черепа наверху, обливают его. Проверьте, видите ли вы, как волосы расширяются над невидимыми ушами - и как сужаются ниже них на уровне шеи. Смотрите на освещенность, как рисуется форма волос - где поверхность повернута прямо к источнику света и там глянцевый бликующий свет - а где уходит от света и там волосы становятся темными. Следите за формой локонов - попробуйте увидеть в них змеящуюся ленту - вот она выпукло повернулась к свету, вот округло ушла вниз, в тень.

Если вы немного подготовитесь таким образом - вам легче будет рисовать с натуры. Без этого вы придете к задаче сразу с кучей неумений - не понимаете, какая там форма и рука не в состоянии скоординироваться с глазом. А подготовились - рука хотя бы немного приучилась рисовать уверенные выпуклые линии, а глаз потренировался рассматривать, как волосы лежат на голове и как освещены - можете понемногу соединять умения и рисовать уже осознаннее и увереннее.

Что касается умения рисовать линии именно волос, у меня есть вам неожиданный учебный совет. Чтобы научиться видеть движение, которым рисуется та или иная линия, вам нужно отслеживать это движение. Я вот очень люблю смотреть видеозаписи рисующих людей, потому что в рисунке вижу только конечный результат, а в видео видно, как именно художник проводит эту линию - каким движением, какой выпуклостью, в каком порядке, за один раз или за несколько приемов - и это технически информативнее, чем пересмотреть десять готовых картинок! Но предложить я вам хочу не смотреть на видео, а копировать линии с фотографий или нравящихся вам рисунков.

Возьмите кальку или специальную бумагу для трассирования,  возьмите любые фотографии с волосами, рисунки тех, кто вам нравится ( главное, чтобы они не были темные на темном), положите кальку на фотографию и начните мягким карандашом обрисовывать волосы. Главное - не делайте это механистично, отвлекаясь головой. Делайте это с полным включением. Ведите руку и одновременно осознавайте - как идет эта линия, насколько она наклонная, выпуклая, круто закрученная или  полого волнистая. Рисуйте линии  движения волос, отдельные пряди и локоны - как меняется направление,  с каким изгибом идет эта линия. Копируя так, вы будете сразу рисовать правильные линии - и тренировать свою руку и память, чтобы они помнили, как именно идут правильные линии. Вас многое будет удивлять - как, оказывается, в реальности это расположено, вы из головы явно бы нарисовали не так - больше  плюху над головой или совсем узко надо лбом, меньше гораздо заходя на лицо или вдруг вспушая булками в непонятных местах - а оказывается, реальные линии совсем в других местах.

Тренируйтесь на одной и той же фотографии несколько раз, запоминайте движения и объемы. Главное - не бросайте руку, старайтесь вести уверенную, ответственную линию - и не отключайте мозги, каждую линию вы должны почувствовать и запомнить. Кальку можно приподнять, чтобы рассмотреть подробности - или убрать и нарисовать более точные и подробные линии, уже глядя на картинку. Можно рисовать и поверх планшета или экрана светящегося. Можно распечатать сильно высветленное фото - и обводить прямо по нему. В общем - это отдельная тренировка - и руки и памяти.

Вот я быстро набросала пример такого прослеживания линий ( уж что было под рукой - какой-то рекламный буклет).

Видите, как под всеми волосами прослеживается округлый череп? И как лицо расположено на этом черепе, а не висит в воздухе отдельной маской с пририсованными клоками волос сверху? Видете, как линии волос повторяют округлость черепа на голове?
 И как волосы обтекают  самое широкое место - там где уши? И как отдельные локоны  повторяют форму волнистых лент?


Ну вот примерно так:) То есть  тут три упражнения:
1. Тренировать абстрактные выпуклые линии до уверенности в руке
2. Рассматривать и анализировать, как волосы расположены на голове и какую форму имеют.
3. Копировать поверх фото или нравящегося вам рисунка контуры волос, характерные линии отдельных частей и направление тонких линий внутри этих частей.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: amalgama
2017-11-11 04:29 am (UTC)

Спасибо! Очень-очень полезно!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dom_zay_lesh
2017-11-11 05:17 am (UTC)

Шикарно) вот не хотела, а пошла рисовать

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arttechies
2017-11-11 01:53 pm (UTC)
Спасибо)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: 7echko
2017-11-11 07:45 pm (UTC)
Спасибо!)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tayshabu
2017-11-11 08:54 pm (UTC)
Алика, спасибо огромное, очень ценные советы! Редкое сочетание, когда есть и ясное проговаривание общих принципов и подходов, и нужная детальность-конкретность внутри каждого из них.
А у меня вопрос возник ещё после предыдущих постов... Вот когда вы описываете так выразительно-подробно, к примеру, внешность случайно встреченных людей в "лытдыбровых" записях, вы сначала вспоминаете эту внешность "внутренним взором", а потом облекаете этот образ в слова? Или - как только видите интересного персонажа, сразу мысленно описываете его себе словами, чтобы лучше запомнить детали и потом их воспроизвести?.. Как-то у всех это по-разному работает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-11-11 09:16 pm (UTC)
Какой хороший вопрос!Но я задумалась, в каком порядке я это делаю. Наверное, все-таки глазами смотрю и записываю как на внутренний видеочувствомагнитофон, а потом вспоминаю, не торопясь, и описываю.

Хотя много раз было, что у меня ощущение есть, но подробности я не могу вспомнить. Это значит, что точные подробности нужно разглядеть и назвать на месте - словами, тогда я запомню и картинку. Мне вот рот Джулии Робертс много лет не нравился, прямо такую неприятную дрожь вызывал, но я просто туманно объясняла, что величиной не нравится. А недавно только всмотрелась и сформулировала прямо на нее глядя - и все встало на место. То, что у нее верхняя губа шире, чем нижняя и лишена выемки, вырезанности поверху, лежит такой колбаской-гусеницей ровной по верхней границе рта. Я эту неправильность не могла бы назвать, просто отмечала ощущение неприятности и все.

Так что, наверное, лучше всего я помню тех людей, черты которых как-то описала себе сразу, пока смотрела:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tayshabu
2017-11-11 09:46 pm (UTC)
Если я правильно помню, Дина (ваша сестра) однажды сказала, что она именно так рассматривает интересные для неё объекты: тут же мысленно описывая их словами. И такой вот рассказ внутренний ей бывает даже необходим, чтобы реально Увидеть эту вещь (или человека) в деталях... И я тоже сразу задумалась: а я это как делаю?.. И поняла, что такого спонтанного проговаривания у меня нет, но оно включается осознанно, если мне нужно что-то запомнить (потом кому-то описать или нарисовать).
И ещё был разговор про то, как разные люди читают тексты: одни легко при чтении воспринимают диалоги, но с трудом - описания чего-то (им надо сделать усилие,чтобы эту "картинку словами" перевести во внутренний образ). Другие - ровно наоборот, потому что в диалогах нет картинки, предложенной им извне, и надо создавать свою.
Как-то всё это взаимосвязано, интересно очень.
Сюда же - отношение к комиксам (кто-то любит, кто-то терпеть не может такой способ подачи информации - массу избыточных, с его точки зрения, картинок при минимуме содержательного текста :)
Тут ещё вот что: если такие вот "каналы восприятия" не совпадают у преподавателя и ученика (если один из них не "многоканален", конечно :)), они уже только поэтому могут друг друга плохо понимать.
Прошу прощения, что сильно отклонилась от темы поста.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: milamuza
2017-11-12 04:51 am (UTC)
Благодарю!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sotrudnic
2017-11-12 09:02 am (UTC)
Большое спасибо!

Сразу не ответил, хотел осмыслить, много информации!
Превратили меня в "читательницу" - развеселили.)

Для меня тут две разные темы - и обе очень интересные - про линии и про волосы.
Мой вопрос был про линии, а волосы там возникли между делом, для примера.
А у Вас получился отличный рассказ про волосы, но линии в нём отошли на второй план.)
Прежде всего, конечно - буду тренироваться по Вашим методикам!
Но у меня возникло несколько вопросов, задам их, если позволите, здесь - в развитие темы.

Волосы. Все советуют увидеть волосы как объём, а не как отдельную судьбу каждого из тысяч волосков. Это понятно. Но как это сделать?..
У меня в голове нет названий для таких объёмов. Я смотрел видео, там прекрасный А.Рыжкин объясняет, как рисовать женский портрет. У модели относительно симметричное каре, поэтому художнику удобно схватить геометрию нижнего края причёски как обруч, охватывающий голову. Допустим. Легко говорить и о короткой причёске - тот же объём, что у черепа. Но 90% причёсок не укладываются для меня ни в какую понятную геометрию! Вот обычные прямые волосы. Пока они обтекают череп - всё ясно. А дальше?.. Ведь они вовсе не падают вертикально вниз, как парик на болванке! Плечи, спина, всё это влияет на их направление... И как тут уловить их общий объём? Ладно, разобьём на "ленты" - хотя тут уже речь не идёт об общем объёме. Но если волосы не прямые - а это интереснее всего - тут даже ленты не помогут - тут для меня полное фиаско...

Линии. Понятно, что дело в тренировке. Но неясного много. Как надо ВИДЕТЬ линию? Базовые формы - ясно: С- и S-образные. Но как практически их выстраивать? Что глваное - начало и конец - а между ними линия? Или главное росчерк? А начало и конец на втором месте? Ширина, высота, пропорции? Толщина линии, нажим? А тут ещё такая соблазнительная манера рисовать, набрасывая много линий рядом...

Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sculd
2017-11-17 01:03 am (UTC)
Алика, спасибо вам большое за эту рубрику!
(Reply) (Thread)