?

Log in

No account? Create an account
Поэты и что у них читать - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Поэты и что у них читать [Sep. 18th, 2017|06:15 pm]
Alika
[Tags|, ]

Я в школьном детстве все время думала - зачем нам вечно какие-то социальные и патриотические стихи известных поэтов дают? Зачем их в сборники утрамбовывают? Была бы моя воля, думала я, я бы их книжки делала из одних любовных, веселых, интересных и красивых по рисунку стихов.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: gaz_v_pol
2017-09-19 06:04 am (UTC)
Но ведь в школе учатся не только девочки, которые воспринимают любовную лирику и в 12 лет, а то и раньше. В школе учатся и мальчики, которым хочется играть в войнушку и казаки-разбойники, а любовные сцены в книгах они пролистывают (кто-то до поры до времени, пока не позврослеет, а кто-то и навсегда, увы).
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-09-19 06:07 am (UTC)
вы хотите сказать, что мальчикам бы понравилась книга со стихами исключительно про страдания рабочих, мучения крестьян и любовь к березкам родины?

(заметьте, я про стихи исключительно говорю!)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: klausnick
2017-09-19 06:16 am (UTC)
Да, мальчики обычно вообще стихи не читают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: homelka
2017-09-19 06:21 am (UTC)

Угу, они их пишут :)

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: gaz_v_pol
2017-09-19 08:30 pm (UTC)
Нет, страдания и мучения это неправильная коннотация (если только этим и ограничиться), а любовь к родным березкам это вообще для детей непонятно (мне было непонятно). Борьба, и победа после череды поражений в трудной борьбе -- вот что влечет мальчиков (влекло меня, и сейчас отчасти привлекает моих сыновей). Борьба не за деньги, а по убеждениям, за правое дело. Уже во взрослом возрасте приходит осознание, что дело может быть для одной группы людей правым, а для другой -- противоположное дело тоже может быть правым, и правды в каком-то смысле нет. Но в школьном возрасте ощущение иное -- в любом большом конфликте правда есть, и если вникнуть, можно выяснить, за кем тут правда. С другой стороны, некоторые виды борьбы являются объективно хорошими. Мой прадед был врачом, и еще при царе был в группе добровольцев, которые ездили в зараженные холерой места. Они предпринимали меры, но в те годы гарантированной защиты не было. Мой прадед выжил, некоторые его друзья заразились, кое-кто не выжил. Это переполняло мое сердце, было круче всех других семейных историй.

Возвращаясь к Вашему вопросу. Стихи в обратную сторону, в которых сердце автора против крестьян, тоже хорошо ложатся, если они про борьбу (скажем, "Запад и Восток" или "Бремя белого человека" Киплинга). Я только во взрослом возрасте осознал, что в Гражданской войне 1917-1922 годов в России было не 2 стороны, а все очень сложно устроено. Но и сейчас меня пробирают строки Багрицкого, а в детстве это были любимые стихи, хоть я не понимал (или, точнее, понимал неправильно), кто за кого и о чем вообще разговор:

Не шумит над берегами
Молодое жито
За чумацкими возами
Прячутся бандиты.

Там, за жбаном самогона,
В палатке дерюжной,
С атаманом забубённым
Толкует бунчужный:

«Надобно с большевиками
Нам принять сраженье, -
Покрутись перед полками,
Дай распоряженье!..»

Как батько с размаху двинул
По столу рукою,
Как батько с размаху грянул
По земле ногою:

«Ну-ка, выдай перед боем
Пожирнее пищу,
Ну-ка, выбей перед боем
Ты из бочек днища,

Чтобы руки к пулемётам
Сами прикипели,
Чтобы хлопцы из-под шапок
Коршуньём глядели!

Чтобы порох задымился
Над водой днестровской,
Чтобы с горя удавился
Командир Котовский!..»


Понимание, что в любой лирике тоже может быть ценность, что это не просто учительница говорит ерунду, и послушные девочки вслед за ней притворяются, что им нравится -- пришло много позже.

У меня мальчикам 14 и 13 лет. Если Вы можете посоветовать какие-то любовные стихи, которые на Ваш взгляд подойдут сорванцам такого возраста, буду благодарен. Ибо чувствую, что может быть в этом месте у меня самого перекос в голове (который транслирую и на детей).
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: grrrafomanka
2017-09-19 08:20 am (UTC)
Интересно, а как с этим обстоят дела в англоязычных учебниках? Там тоже стихи в основном на социальные темы или веселых и интересных больше? Насчет любовных - не думаю, что дети лет до 12-14 их поймут.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: blogo_go
2017-09-19 09:42 am (UTC)
Патриотические стихи тоже бывают красивыми. Но составители учебников, конечно, не о красоте думали, а чтоб начальство не придралось.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chudo_v_ladoni
2017-09-19 10:15 am (UTC)
а я и сейчас этим вопросом интересуюсь, потому что у меня сын школьник. Утешаюсь тем что для развития памяти все равно какие стихи учить, а интересное мы в рамках внеклассного чтения прочитаем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sinyaya_tigra
2017-09-19 03:33 pm (UTC)
А я любила Твардовского, например. "Василий Теркин". И еще про заставу и вражескую собаку )) (не помню, чье).
Патриотическое воспитание же) Должно быть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hannas_friend
2017-09-20 07:00 am (UTC)
Меня в детстве больше всего угнетали стихи про природу. Они как-то совсем не уму не сердцу.
Вообще, наверное, по-хорошому, должно как-то очерчиваться разнообразие. Вот есть такой поэт, писал про борьбу, про любовь, что-то философское, что-то мистическое. Каждый может выбрать себе, что ему нравится, и читать именно это.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: caballo_marino
2017-09-20 10:57 am (UTC)
Меня стихи о природе угнетали не сами по себе, а количеством. Куда их столько??? Каждый год - десяток про осень, десяток про весну, дюжина про зиму... :))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nialma
2017-09-30 08:45 am (UTC)
Ох, а мне в школьном детстве как раз социальные стихи нравились и, выборочно, патриотические. Больше всего и тогда, и сейчас я скучала от любовной лирики (за редким исключением): страдания, стенания, метания. А вот весёлые, задорные стихи, действительно, по душе!
(Reply) (Thread)