?

Log in

No account? Create an account
Про сожженную картину и прерафаэлитское братство - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Про сожженную картину и прерафаэлитское братство [Sep. 5th, 2017|12:39 am]
Alika
[Tags|, , , ]

Савонаролу, доминиканского монаха и проповедника, приводили в негодование распущенность, богатство и размах жизни правящих семей возрожденческой Италии. Он яростно проклинал их с площадей Флоренции, призывал гнев Господень на головы жирующих. И в феврале 1497 года устроил огромное сожжение на костре предметов "суетности" - красивой одежды, косметики, зеркал, книг Бокаччо, Данте и Овидия, картин, скульптур, украшений. В ренессансной культуре все это расцветало пышным цветом - и горело адским пламенем. Ботичелли, нежнейший поэтический Ботичелли, поддался влиянию Савонаролы очень глубоко. И вот, говорят, собственноручно принес и сжег несколько своих картин на мифологические темы. Какие они были, мы уже не узнаем. Инстаграма тогда не было, нарисовал у себя в мастерской, вынес один раз на улицу - тут и сжег...

Братство прерафаэлитов вдохновлялось искусством кватроченто -  искусством Италии пятнадцатого века ( у которого в цифрах 14**), совместившего в себе позднее средневековье и и раннее возрождение. То есть как раз тем стилем, в котором рисовал Ботичелли. И представьте себе, Ботичелли в девятнадцатом веке был не то, что не знаменит, а практически неизвестен. Все его "Весны", мадонны и "Рождения Венеры" существовали и их можно было увидеть в Италии, но каким-то образом почти сразу после своей жизни он впал в невидимость. Ну как каким-то образом... Если на смену приходят Микеланджело, Рафаэль и да Винчи, очень трудно удержаться во внимании публики. И таким образом, Ботичелли не было в общественном культурном сознании, как не было и образа "ботичелливская женщина". Путешественники девятнадцатого века не упоминали его картин в своих рассказах и отчетах.

А потом в Англии появилась его картина, которую позже с легкой руки Раскина назвали "Мистическое рождество"

Ботичелли написал ее под влиянием Савонаролы. Там наверху на золоте довольно суровая надпись про тяжелые годы, он верил, что в Европе вот-вот дойдет до последних дней и Страшного суда. Внизу вон ангелы поднимают неизвестных людей из земли. На прямое влияние савонаролы указывают и танцующие в золотых небесах ангелы. Савонарола очень любил на площадях рассказывать свои сны и видения. И вот в одном таком видении ему пригрезилась тяжелая корона, она была окружена двенадцатью сердцами, каждое из которых было обвязано ленточкой. И на каждой ленточке было написано что-то про Марию, на каждой из двенадцати какое-то ее уникальное мистическое качество. Так вот, ангелы на картине держат ветки, обвязанные развевающимися лентами, с подвешенными внизу тернистыми коронами. Надписи на лентах почти не видны, но в инфра-красном свете ученые их прочли - и все они дословно повторяют слова из видения Савонаролы.

Очень большой файл со всеми подробностями можно посмотреть тут.

Картина была написана  в 1500-м году и на три века была забыта совершенно. А в начале девятнадцатого века молодой и очень богатый англичанин Уильям Янг Оттли скупал задешево множество картин итальянского возрождения. На вилле Альдобрандини он за бесценок купил небольшую картину неизвестного ему автора ( эта картина единственная среди наследия Ботичелли подписана автором - но Ботичелли, как я уже говорила, был погружен в полное забвение). Отли привез картину в Англию,  устроил себе домашнюю галерею. Но эту картину, по-видимому, не ценил. Пытался продать, но никто на нее не позарился. После его смерти другой человек купил ее на рапродаже за 80 фунтов - и сдал в аренду выставке "Художественные сокровища Великобритании", проходившую в Манчестере  в 1857 году. И вот тут-то ее рассмотрели! Прерафаэлиты пришли в огромный восторг от Ботичелли и подняли его на знамена. Представьте, в их время "Рождение Венеры"  не было всем знакомой картинкой, практически конфетной оберткой. Они открыли неизвестного художника, который рисовал в революционном в их глазах стиле. Современный им академизм, коричневая грязь цвета, натурализм были им невыносимы, а тут  они открыли для себя необычайно новое ( трехвековой давности новость, да:)) искусство - простодушную выразительность, романтизм, чистые яркие цвета, изысканность линий, красоту складок и выразительность поз.

Картину со временем купила Национальная галерея. К этому времени хозяин за нее запросил полторы тысячи - что тоже немного, учитывая сегодняшнее место Ботичелли в искусстве.

В общем, вот такой путь Ботичелли к запоздалой известности. Савонаролу через год его больших костров уже  самого сожгли на костре, и он не успел уничтожить все искусство Возрождения. А то мало ли как он повлиял бы на стареющего Ботичелли - вдруг тот бы все созданное уничтожил как греховное и слишком красивое.
LinkReply

Comments:
From: (Anonymous)
2017-09-05 09:06 am (UTC)
Это прокопенка. А это случайно не на Фраскатанской вилле Альдобрандини было куплено? Сама вилла переходила разным семьям, там у них затык в наследниках, почему-то все они вымирают. Последний принц уже довольно пожилой и тоже не оставил никого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-09-05 10:00 am (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: himba
2017-09-05 12:11 pm (UTC)
Что в очередной раз доказывает, как много на свете безумцев, которым красота и радость жизни невыносима.
И что не нужно их слушать совсем.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: chyzik
2017-09-08 12:23 pm (UTC)
Как интересно, спасибо!
Я помню, у нас в школе в выпускном классе был курс история искусства, преподавал очень интересный мужчина, именно он показал и объяснил красоту Рождения Венеры Ботичелли.
(Reply) (Thread)