?

Log in

No account? Create an account
Со списком - и по волнам моей памяти. - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Со списком - и по волнам моей памяти. [Jun. 20th, 2017|06:06 pm]
Alika
[Tags|, , , , ]

Выпало мне кое-что другое и я напишу сначала про другое.Достала сегодня "список обид" Я уже и блокнот выбросила от него, так что это просто вырванные странички, измурзанные и потрепанные, соединенные скрепкой. Там все уже вычеркнуто, то есть я все проработала за это время. Сунула нос в несколько пунктов, чтобы проверить - какие чувства возникнут. Все нормально - от полного равнодушия до пожимания плечами - ну что ж. То самое, что я и хотела. В последние разы я уже прорабатывала вещи, которые и так у меня не вызывали эмоций и не требовали работы - но мне просто интересно было их обсмотреть и обдумать ради исследовательского интереса.

Все случаи со старым мужем, например, отсохли практически сразу - то есть я на словах могу рассказать, как он несправедливо себя вел, но чувств никаких не испытываю по этому поводу. Отсохли все они одномоментно и по простой причине. Когда я пыталась пересматривать произвольные случаи и "переигрывать" их мысленно  в своей игре про переписывание действительности, я вдруг поняла, что ничего переиграть там невозможно. На любом этапе нашей жизни, если бы я начала настаивать на своем - недовольстве ситуацией, например, или своем решении делать что-то для себя, что я считаю нужным - мы бы неизменно в результате расстались. Как я ни переигрывала - каждая ситуация разворачивалась так, что приводила к его или моему уходу. И на этом месте пересмотр или переигрывание, попытки понять "что же там было" - стали бессмысленными. Единственная причина моего развода настоящая - мне не нужно было жить с этим человеком. Ни сразу, ни в середине, ни в конце.

Ну вот, все ситуации с первым браком я вычеркнула сразу из списка. Но когда список закончился, немного поиграла и в них. Игра эта напоминает сцену из "Матрицы". Я рассказываю себе ситуацию, описываю ее - и представляю себе физическую картину этого - место, время, окружение, участников. А потом ее как бы замораживаю - и облетаю вокруг, рассматривая участников, место, вставая на место участников, смотря с их точки зрения - и буквальной, в физической сцене - и внутренней - что они думали, чувствовали, откуда, из какого состояния пришли в эту сцену, и что с ними было потом. Когда все эмоционально значимо, такое тоже можно и нужно делать - но людям дается сложнее, я заметила. Это как укол булавкой - человек вспоминает болезненную ситуацию и испытывает опять боль от того же укола. А если вас сию секунду уколоть булавкой - вы не очень-то хорошо можете осознать, какая температура в комнате, оглохнете и не сможете услышать, кто чирикает за окном, а что звякнуло в соседней комнате. А когда таких чувств нет, облетаешь сцену натурально как в "Матрице" - и разглядываешь сюжет и участников.

А сейчас заглянула в разные пункты в списке. Удивительно, но полностью потеряла остроту та старая детская ситуация с кузиной и выпитой газировкой - а была, наверное, упорнее всех, никак не поддавалась. Еще разные другие истории - и все их интересно сейчас пересматривать антропологически,  они все время расширяются в пространстве, вокруг них нарастает круг большего контекста.

Как, например, история с диваном и креслами. Мелкая история вдруг сегодня для меня нарисовалась, как часть большой - ну вот так вот было в государстве сплошного дефицита.

Я тогда работала в большом художественном управлении огромного заводского объединения. На продукты были талоны, а вот остального в магазинах практически ничего не было. Наш завод покупал в каких-то количествах товары - одежду, приборы и мебель и продавал в своем спецмагазине для своих работников. Но эта фраза вводит вас в заблуждение - строго говоря, ничего там нам не продавали. Все эти ценные вещи распределялись по подразделениям - по одной штуке разномастных вещей, а внутри подразделения уже решали, кому из работников это "выделить". Приходили, например на словах - одни сапоги женские зимние, одна шапка меховая, одна магнитола. Никого не волновало, какого размера и цвета, из какого материала, волновало только наличие. У нас решили это разыгрывать киданием жребия. Выставлялись списки того, что нам выделили, и под каждой вещью записывались желающие. Потом среди них тянулся жребий.

Но и тут все было непросто. Нельзя было просто пойти потом с этим решением и купить. Сразу можно представить, что люди просто автоматически всеми сотнями работников записывались на каждую вещь  - не себе, так бабушке. Неет! У каждого была бумажная карточка-талон, расчерченная на квадратные "деньги", что-то такое рублей на триста в год. И только на эту сумму ты мог купить в этом магазине. От нее в магазине при покупке отрезали, кажется, соответствующие клетки, или проштамповывали их. Поэтому купишь ненужное бабушке - в следующий раз не встанешь в очередь на то, что тебе действительно нужно, не хватит талонов. Поэтому люди обдумывали и записывались только на то, что реально нужно.

Мне никогда не везло, я ни одной вещи - ни чайного сервиза, ни сапог, ни комплекта постели не выигрывала. В коридоре у нас висела огромная расчерченная таблица на ватмане с вещами и розыгрышами и фамилиями. Удивительно, но одна ушлая девица из отдела оформителей выиграла несколько вещей за полгода, а некоторые, как я - ни одной самой мелкой. Ушлая она была независимо от выигрышей - удивительно, что к этому еще и выигрыши добавлялись.  Жребий, вроде бы, слепая справедливость - но когда один несколько раз выигрывает, а ты ни разу, начинает приходить в голову, что может еще какой справедливый способ попробовать? Типа - выиграл один раз? Не участвуешь в дальнейших  розыгрышах.

Пока я так думала, вдруг пришло нам в управление супер-выделенное. Комплект из дивана и двух кресел. Тогда это только-только стало нормой роскоши - не разномастные диваны и стулья, а комлект.  Безумно ценно, очень круто, никто даже не интересовался, какого они размера, какого цвета и чем покрыты. Вычо??? В принципе - диван и два кресла!!!! В магазинах не было ничего из мебели даже по отдельности, а тут комплект, да еще какой-то соцстраны. Да, я забыла сказать - выдавали нам по распределению соцстрановскую роскошь! Чешские сапоги, польскую косметику и прочие югославские сиденья для унитазов.  И тут руководство проявило мудрость и сказало - вот это мы будем распределять справедливо. Только среди тех, кто недавно переехал, получил жилье и у кого нет мебели.

Это было правильно - те, кто жили в старом жилье - у них некуда было ставить новое, а у новоселов не было чего ставить. Новоселов было достаточно в этом году. Когда одному кому-то за выслугой лет давали большую или лучшую квартиру, жилье улучшали еще несколько человек - переезжали по цепочке в оставленное, и так до самого низа, когда кто-то одиночный из общежития переезжал в освободившуюся комнату в коммуналке. И в этом году я была в счастливчиках тоже. Мне по молодости лет ничего не светило из  цепочного жилья, но мой тогдашний муж специально завербовался в какую-то новую спецбригаду технических работников и им в течение трех лет обещали дать квартиры из особого фонда. Вот нам и дали однокомнатный рай, в который мы переехали из крохотной комнатки в коммуналке-малосемейке. Метров семь-восемь была комната, меньше, чем кухня в моей родительской квартире. Мы там пожили довольно долго и тут квартира! Но я заточила все житье под это крохотное пространство и для квартиры с большой кухней и комнатой у меня физически ничего не было. А в магазинах тоже не было. То есть у нас теоретически и деньги были - и утром  и вечером. Стульев не было в природе, вот в чем проблема.

И тут диван и два кресла! Это было бы спасением и райской роскошью. Уже можно было бы спать, читать и принимать гостей! Тут я порадовалась, что моя карточка-талон оставались без выгрызов покупок. Потому что я тоже вошла в этот шорт-лист на жребий. Уже не в числе десятков людей, как на сапоги, а  нас было, наверное, человек восемь.

И я выиграла!

Изумлению моему не было предела. Я не выигрывала даже коробка спичек никогда - и вдруг такое!!! Я вытянула этот жребий и впервые в жизни прямо повезло и прямо с чем-то стоящим и настоящим. Офигела даже не от диванов, а от самого факта. Побежала звонить мужу, чтобы искали машину - магазин находился за чертой города, в тех-пространствах.

Но назавтра меня вызвал начальник и сказал, что они подумали-подумали и решили, что система жребиев несправедлива. Она не учитывает много чего, и может выпасть человеку, который меньше, чем другие, заслуживает. Поэтому они посовещались партсоветом и профсоюзным советом и решили этот комплект отдать нашему главному бухгалтеру - она давно работает, она заслуженный работник, и у нее трехкомнатная квартира - представляете, как у нее пусто и ей не хватает мебели?

Ну и отдали:)


Я нашла сегодня в списке этот вычеркнутый пункт и вспомнила:) Он был сплошной литературой. И тогда без дивана я как-то пережила и потом по жизни ничего ужасного без югославского дивана со мною не случилось. Да и в общем, до сих пор у меня так и нет такого комплекта -  уже и в магазинах их мульоны, но мне надобности нет.

Но я сегодня думала, что с точки зрения других участников такое решение было намного более справедливым - и начальник думал - ну наш главный бухгалтер же! столько лет! Неужели его обделить в пользу девчонки? И бухгалтерша думала - да я тут полжизни отдала этому управлению, ну разве справедливо, что единственная ценная вещь достанется девочке, которая еще ничего не достигла. Да и зачем ей диваны и кресла - подумали все эти старожилы. Мы в ее годы на газетке ели, а им все готовенькое подавай! Ишь, совсем распоясались!

И на самом деле, для каждого из нас свой выход был самым справедливым. Но дело тут такое - в тех условиях невозможно принять стопроценто справедливое решение! Если есть дефицит, если всем не хватает того, что нужно, а не лишнее - кому бы ни достался ограниченный ресурс - все бы было несправедливо. Поэтому выход-то только один - делать так, чтобы вещи были всем доступны. И тогда дело только в заработанных деньгах (что тоже не совсем справедливо выдается людям, но по крайней мере в твоей власти!) И тогда диван стоит в магазине - и деньги распоследнего миллионера и мои стоят совершенно одинаково.

Да, а талон мой так и пропал:)) До конца года я ничего не выиграла, в последние дни умоляла мужа поехать и накупить на него то, что там давали в свободной продаже - а что-то из мелкого хорошего там все равно продавали всем с талоном, без распределения. Этот идиот наивный человек высокомерно сказал, что там очереди и убийства, и что он не верит, что такую большую сумму обнулят тридцать первого декабря - ну конечно же, продлят на следующий год, и он спокойно поедет после нового года и отстрелит там все возможные стаканы, колготки и простыни.

 Но талоны, естественно,  перестали быть действительными в полночь нового года - и оба, и его и  мой, пропали. Се ля ви совьетик:)))


А теперь у меня вот так -  эта штука либо маленький диванчик, либо кресло -переросток, но валяться и читать - самое то.
IMG_8210

*********************
 А другие посты про список и переписывание действительности - по тэгу в посте.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: tukki
2017-06-21 01:36 am (UTC)
ох, я б в такой ситуации рыдала бы наверное неделю не меньше от несправедливости. Какое все же счастье, что советы с их дефицитом и бесконечным доставанием и выбросили, закончились

Edited at 2017-06-21 01:36 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-21 06:38 am (UTC)
А я даже не очень огорчилась. Вся эта ситуация с одними сапогами на управление - настолько абсурдна, что нормального поведения я и не ждала:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: ksenb
2017-06-21 04:54 am (UTC)

Мне кажется что это ужасно: сначала сыграли по одним правилам, а потом переиграли все по другим. Не смотря на общую нужность.
И да, как хорошо, что мы живем в то время, когда купить можно в любой момент и что угодно

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-21 06:40 am (UTC)
и везде по разным правилам распределяли. Говорю же - при дефиците нет идеальной системы никакой.

Да, я тоже радуюсь, что сейчас между вещью и мною стоят только мои деньги, но никто другой не решает, нужно ли мне это, можно ли мне это.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: klausnick
2017-06-21 05:57 am (UTC)
Есть люди, страдающие по совку. Они там не жили.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: prosto_krys
2017-06-21 06:34 am (UTC)

Не, страдают как раз те, кто там жил! Не знаю ни одного молодого страдающего.

(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ivannaf
2017-06-21 06:03 am (UTC)
откликнулось в душе это, аж слёзы навернулись за вас ту, молодую и без дивана с креслами. Собственно, особенно обидно было бы мне во второй раз за год потерять эти талоны 1 января, и все это только из-за решения близкого человека!
Пусть вам вот те обиды возвращаются прекрасными вещами сейчас!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-21 06:43 am (UTC)
ну без дивана:) Это только вещи!
там жизнь сплошняком такая была идиотская. Когда детка родилась - вот было по-настоящему пусто в магазинах. Не во что завернуть. Мне тряпочки собирали всеми знакомыми.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: skeily_ramires
2017-06-21 06:06 am (UTC)
Вот до слёз, так вас жалко стало молоденькую! Господи, какое унижение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-21 06:45 am (UTC)
Не расстраивайтесь:)

Диваном меньше диваном больше. Всем диванов все равно не хватало, кто-то должен был остаться.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: orange_isle
2017-06-21 06:24 am (UTC)
но ведь это же на самом деле несправедливо - если приняли такие правила, то и играйте по ним! а если тетеньке-бухгалтеру нужнее - так и нечего цирк с жеребьевкой устраивать, скажите сразу "решим по революционной справедливости" и нечего честными прикидываться
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-21 06:46 am (UTC)
да, именно так. Что они интересно думали? что жребий ей выбросит?

Но это как с монеткой - бросаешь и понимаешь, что вот этого решения как раз и не хочешь. А до бросания казалось, что все выборы равны. так и они - по результату поняли, что их не устраивает. и отняли:))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: prosto_krys
2017-06-21 06:37 am (UTC)

Ну надо же! Все же жестоко, даже для совка. Я тоже участвовала во всевозможных розыгрышах, а мама сколько всего рассказывала, но никогда о таких финтах не слышала. Все же несправедливость чаще всего планировалась заранее, ну как же про бухгалтера с самого начала забыли?!

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-21 06:48 am (UTC)
Я вон наверху написала про монетку. Поначалу-то они наверное думали, что все хорошо придумали и все согласятся с решением. А когда непонятно кому досталось - поняли, что плохой способ придумали - и давай "справедливость" устанавливать. Абсурдный мир целиком был.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: taffioka
2017-06-21 06:37 am (UTC)

Да, впечатляющая история. Я сама эпоху талонов застала самый краешек - в начальной школе нам в начале месяца давали талоны на питание в школьной столовой, и я там покупала изумительные булочки. А дальше, в 90-е, бесплатно нас уже не кормили. Но это так, в сторону.
Впечатлило вот, как легко люди придумывают аргументы, чтобы оправдать подлость, которую собираются проделать (ваше начальство).
Самое забавное, что у меня в жизни была подобная история - на работе начальство отобрало подарки, которые на Новый год прислали клиенты мне и моему отделу, и сказало, что мол бухгалтерия обижается, им-то не шлют, поэтому будут делить по справедливости. Мне было позволено взять 1 или 2 пакета из общей кучи. А ведь это был 2012 год, не дефицитное время))

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-21 06:49 am (UTC)
опа, как.

Мне всегда кажется, что тот, кому жалко обделенную бухгалтерию, и должен покупать ей подарки:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: autumn_flavour
2017-06-21 07:00 am (UTC)
Я вчера как раз имела разговор на тему, что в условиях дефицита практически невозможно наладить нормальное взаимодействие людей, слишком много возникает конфликтных ситуаций буквально на каждом шагу. И что современное общество решает эту проблему, с одной стороны, установлением достаточности или даже избыточности ресурса, а с другой - введением понятия игры с ненулевой суммой. В дефиците и грызне ничего хорошего не построишь.

А я в 1991, кажется, году приехала к бабушке в Киев, пришла в магазин и увидела там чудесный набор из четырех вязальных крючков в аккуратной коробочке. Крючки были отличные, два толстых черных и два тонких серебристых, из хорошего металла, негнущиеся, мечта, а не крючки! А в магазине надо было платить не только деньгами, но и специальными талонами, которые выдавали всем местным жителям, а у меня их, естественно, не было. И продавщицы сжалились и продали мне эти крючки просто за деньги. Всеми четырьмя я пользуюсь до сих пор, они оказались просто ничем не убиваемые, я связала ими кучу одежды, одеял и прочих разных вещей для дома. Но все эти годы не могу вспомнить - выпросила я у бабушки талоны, чтобы отнести в тот магазин или нет. Надеюсь, что выпросила.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: naughty_cat
2017-06-21 07:31 am (UTC)
Вот меня история про диван прямо так расстроила и разозлила, а от вашей про крючки на душе полегчало :) Спасибо, что поделились! Покажите как-нибудь эти крючки, пожалуйста, если нетрудно. Интересно очень посмотреть на них.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sotrudnic
2017-06-21 07:03 am (UTC)
Яркий пример советской справедливости: я начальник - ты дурак...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dorcygne
2017-06-21 07:14 am (UTC)
Думаете, при капитализме иначе?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: dorcygne
2017-06-21 07:13 am (UTC)
Меня в этой истории больше всего удивляет отсутствие нужных бытовых товаров в свободной продаже. Диван - это не космический корабль или пароход. Наладить производство могли бы прямо на вашем заводе, наверное. Некоторые умельцы и в домашних условиях молотком и стамеской такие шедевры творят
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: himba
2017-06-21 07:47 am (UTC)
Не могли бы. Налаживание мелких производств и торговля были подсудными делами, если Вы не в курсе.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: himba
2017-06-21 07:45 am (UTC)
Меня аж резко затошнило от этой ситуации.
Вспомнила пару моментов.
Мне иногда кажется, что несправедливую нехватку каких-то простых вещей из детства и юношества я до сих пор залечиваю.
Например, периодически хочется купить себе карандаши или фломастеры хорошие, хотя я и не рисую. Просто чтобы быыыылииии. Или дергаюсь на тему красивого постельного белья и одинаковых! полотенец. Вот только недавно перестала нервничать на тему покупки новых книг.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: naughty_cat
2017-06-21 08:12 am (UTC)
Буквально вчера глядя на роскошных дам в каком-то кино подумала: обвешаться всякими брюликами - нет мне это и правда неинтересно, а вот поспать на шёлковом постельном белье мне бы очень хотелось. И я решила, что надо обязательно как-то изыскать резервы. А то жизнь пройдет, а я так и не посплю на шёлковых простынях!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: irina_omelchak
2017-06-21 09:06 am (UTC)
Ох, тоже расстроилась из-за несправедливости с диваном. Но вы правы, ситуация абсурдная, конечно. И хорошо, что сейчас уже так.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: selcha
2017-06-21 09:57 am (UTC)
Когда я рассказываю аналогичные истории коллеге-коренной москвичке, она изумляется: "Мы, как будто в разных странах жили!"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fleearel
2017-06-21 10:04 am (UTC)
Мне вспомнилась ситуация похожая из моей жизни, когда вроде бы сначала дали, а потом подумали - а не слишком ли хорошо ей живётся. Шёл 90й год и я была в первом классе. Наша семья числилась малоимущей и мне полагались талоны на питание в столовой. Я помню как завуч за руку привела меня в столовую и сказала, что эти талоны можно обменивать на что угодно из столовой. Поскольку всем и без того полагался бесплатный обед, предполагалось, что я также буду приходить по окончании уроков и брать ещё один мил и есть перед тем, как пойти домой. Аппетит у меня в детстве был неважнецкий, в меня один-то обед было не впихнуть, что уж говорить о двух. В итоге я стала обменивать талоны на вафли/печенье и пр. "к чаю" что было не всегда доступно в магазинах, а в школьной столовой было всегда. Мне нравилось приходить домой и радовать бабушку вкусненьким, этакой добытчицей себя ощущала. Однажды я по обыкновению пошла в столовую отоварить свой талон, а за мной в очереди оказалась наша учительница ИЗО. Работница столовой меня спрашивает, мол, хочешь обед? А я - нет, мне-б вафель. ИЗОшница вся изменилась в лице, пошла пятнами, на всю столовую начала саркастическим тоном вещать на тему "обед не хочет, а порция вафель её устроит", я до сих пор слышу её голос, всё-таки маленькая ещё была и растерялась, плюс талоны на питание для малоимущих это не то, что хочется на всю школу афишировать. Дома своим я конечно рассказала об инциденте и возможно в школе потом был разговор. Помню только что завуч меня разуверила и сказала, что я могу продолжать поступать с талонами так, как считаю нужным.
Здесь бы истории и закончиться, но учителя на этом не успокоились и две из них начали меня травить. ИЗОшница меня игнорировала всю четверть а по окончании сказала, что я ничего не нарисовала ( естественно, всё было в альбоме нарисовано) - опять скандал, завуч, мои дома переживают. Это не единственный эпизод, другие долго описывать. Всё немного поутихло к пятому классу, но подруга ИЗОшницы и по совместительству ответственная за раздачу талонов, продолжала цедить сквозь зубы и практически швырять эти талоны мне в лицо каждую неделю пока я не перестала за ними ходить. Тогда она пришла к нашему классу на перемене и начала при всём классе орать почему я перестала ходить и "что, слишком гордая стала?" на что я ответила что я забыла зайти а она, в лучших традициях советской школы, парировала "тебе что, память отшибло?".

Читается история хуже, чем было на самом деле. Было много замечательных учителей и одноклассники у меня были супер. Все были в курсе непростой ситуации у меня в семье, но почему-то две взрослые женщины ополчились на семилетку из-за того, что ей выделили больше еды и она ещё посмела вибирать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: natalia_vesna
2017-06-21 12:52 pm (UTC)
Читается и правда ужасно((
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>