?

Log in

No account? Create an account
Уши - и как их не бояться. Советы начинающим. - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Уши - и как их не бояться. Советы начинающим. [Jun. 2nd, 2017|07:04 pm]
Alika
[Tags|]

Не прошло и ста лет, как я пишу очередной пост в помощь начинающим рисующим:)

Сегодня поговорим об ухе. Уху в рисовании лиц особенно не везет - его и помещают в произвольные места  и рисуют произвольными кракозябрами.

Между тем, ухо подчиняется анатомическим пропорциям. О его месте вам нужно знать и помнить две вещи: 1) оно расположено ЗА боковой поверхностью лица и дальше конца челюсти и 2) по высоте оно занимает место между основанием носа и бровью.


Вот на рисунке схематическом из хорошей книги Эндрю Лумиса про то как рисовать голову и руки на правом нижнем профиле мы как раз видим это. Пунктирные линии проведены от брови к верхнему краю уха и от основания носа - к нижнему краю уха. Вот так и определяется место уха и его размер. Если голова стоит абсолютно прямо, эти линии  от лица к краям уха пройдут горизонтально. Если человек подбородок  поднял, уши будут того же размера, но ниже брови и основания носа. А если подбородок опустить - уши будут выше по горизонтали, чем бровь и основание носа.


Вот можете проверить на неправильном рисунке - если мы соединим нужные точки, линии не будут параллельны! От носа к мочке линия пойдет вверх, от брови к верхнему краю уха - вниз.


На следующем рисунке опять же линии между лицом и ухом не параллельны, они сужаются - и ухо намного меньше, чем должно быть при таком лице. Кроме того - посмотрите, где край нижней челюсти и где растет ухо. Ухо заехало на щеку, в то время как должно быть прикреплено ЗА концом челюсти.



 Посмотрим на череп сбоку. Нижняя челюсть, которая образует такой характерный угол под ухом, прикреплена свободно мышцами - потому что ей нужно двигаться. Естественно, на ней не может расти никакое ухо. Ухо все организовано раковиной дальше челюсти. Видите за краем нижней челюсти круглое отверстие в черепе? Это как раз слуховое отверстие - место, куда уходят звуки на различение и узнавание. Место его в наружнем ухе легко найти - от лица в сторону уха идет треугольный толстенький выступ, если вы нажмете на него пальцем, он как крышечкой прикроет слуховое отверстие. Можете сделать это прямо сейчас на своем ухе. А потом ощупатьвсю раковину и заметить, что она вся дальше и этой "крышечки" и угла челюсти.

А узкая и длинная скуловая кость, которая идет от щеки под глазом, ниже виска в сторону черепа, примазывается к черепу сразу над слуховым отверстием и на лице с мышцами и кожей подходит к верхней, округлой части уха.


вот тут хорошо видно распределение света. Скуловая узкая "ножка" подходит к самой широкой части уха - круглой  верхней части "запятой". Поскольку она выпуклая, свеху на ней лежит свет и мы видим, как эта светлая полоса идет через бок лица к завитку уха. Под нею мы видим тень - потому что это дырка, пропуск между скулой горизонтальной сверху и боковой частью нижней челюсти ниже.


 Вот картинка, иллюстрирующая место ушей при поднятой и опущенной голове. Если вы пытаетесь нарисовать опущенную вниз или задранную голову, не просто рисуйте видимые носопырки или опущенные глаза - всегда обращайте внимания на уше. У человека глаз неосознанно натренирован на то, чтобы по месту ушей определять поднятость или опущенность головы, и если вы нарисуете все правильные дырки ноздрей и выгнутость глаз и рта, но не поставите на место уши - зритель будет теряться и не видеть нужного вам наклона головы.


А теперь можете потренироваться - смотрите на фотографии  и по месту ушей - ниже они линии бровей и носа или выше - замечайте - поднял человек голову и смотрит в камеру сверху или опустил и смотрит снизу.

 Вот вам еще схема как ухо соотносится с черепом. Ухо - не плоский овал, оно как бы выпуклый тазик с полями. Сам тазик начинается от черепа за ухом, приподнимается на ту часть ушной мисочки, в которую можно что-то "налить", а затем расходится в бортики этой "тарелки", которые мы видим как непосредственно "ухо".  Мочка уха внизу прирастает не к черепу под ухом, а  к краю нижней челюсти. ( это все вы можете ощупывать, пока читаете:))



Форма самой раковины уха рисующего может сбивать с толку. Но если разложить его на детали - ничего сложного там нет. Вот художник Jeff Searle  нарисовал схему, которая вам поможет. Внешняя выпуклая часть уха, вот этот рулик по краю называется завиток. Джеф предлагает увидеть его как вопросительный знак. Внутри завитка идет  другая выпуклая часть - противозавиток, наверху он расходится на две "ножки", и между ними мы видим вмятину. Противозавиток Джеф предлагает  увидеть и нарисовать, как букву Y. Затем внутри всех этих вогнутостей нужно нарисовать линию от ножки завитка к нижней части противозавитка - тоже как бы рогаткой или двумя круглыми лепестками. И тогда мы получим выступ козелка - это как раз та треугольная крышечка, что закрывает слуховое отверстие - и напротив нее почти симметричный выступ протовокозелка (образованный нижним краем ножки буквы Y).

Ну и не забыть при рисовании, что верхний рулик, вот эта выпуклость завитка, поворачивает внутрь ушной раковины, идет в глубину. А нижний край идет наоборот наружу и образует мочку уха. Если линия мочки идет по кругу, поворачивает наверх и прирастает к коже челюсти - это будет свободная мочка. Если идет только вниз и врастает в бок челюсти , не закругляясь - это будет называться приросшей мочкой.

Теперь вы знаете элементарные сведения про ухо, и гадания, куда его поместить и какое оно по форме, можно заменить знанием:)

Очень полезные ссылки:

Первая схема была из классической книги Эндрю Лумиса Drawing the Head and Hands. Его книги недавно переиздали в очень хорошем и крупном виде, и я их сразу купила.

Вот тут я писала про другую его книгу - про рисование фигуры.

А три нижних рисунка - это схемы художника Jeff Searle, и у него есть хороший и подробный пост в блоге, как раз про то, как рисовать ухо - в подробностях и деталях.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: synchrozeta
2017-06-03 02:59 am (UTC)
Огромное спасибо, очень полезно было узнать!
Теперь я знаю не интуитивно, а и по науке, что значит "ухо не на месте")
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: uta_uta
2017-06-03 05:43 am (UTC)
Спасибо большое!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: dribtnetal
2017-06-03 08:07 am (UTC)
Огромное спасибо.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: enahell
2017-06-03 10:37 am (UTC)
Ого, картинки с разложением уха на части обалденная и просто новый мир открыла!!
У меня маленькие уши высотой с нос, меньше чем на неправильном рисунке))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-03 07:47 pm (UTC)
А сфотографируйте себя в профиль? Мне сейчас как раз интересно про женские лица с маленькими ушами!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: enahell
2017-06-04 07:50 pm (UTC)
Как-то так. Хотя они не меньше чем на картинке, проверила уже)))
https://pp.userapi.com/c637724/v637724656/51c17/z48dWPBuQ1E.jpg
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-04 09:31 pm (UTC)
Да, чуть меньше этого расстояния.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: selja26
2017-06-03 10:49 am (UTC)
Похлопала ушной крышечкой, спасибо) У меня и юпик случайно в тему нашелся.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-03 07:49 pm (UTC)
Точно, в тему:)
Я,кстати, пока уши рассматривала, обнаружила, насколько больше слышно, если ладонь сложить такой раковиной и приставить сзади уха. Если слушать в сторону какого-то звука, такая приставленная ладонь намного усиляет то, что слышно!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: selja26
2017-06-04 09:39 am (UTC)
Я еще в доочковые времена уголки глаз растягивала, чтобы "навести резкость")
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amethyst_grape
2017-06-03 02:07 pm (UTC)
Умилил крючочек на черепе)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-03 07:50 pm (UTC)
Я тоже обратила внимание - и поумала - вау, можно посмотреть, как череп изнутри выглядит!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: amethyst_grape
2017-06-03 10:31 pm (UTC)
Череп изнутри я много раз видела... меня больше привлекла идея почесать мозг, в случае необходимости. Или проветрить его же.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: genuine_elka
2017-06-03 02:37 pm (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: Ирина Осипова
2017-06-03 03:24 pm (UTC)
Вы правы ухо почему-то у большинства учеников вызывает затруднения. Я портрет рисовала всегда неплохо , а вот с ухом были накладки...Нам очень подробно объясняли как сажать его по вертикали, но у меня вызывало затруднение как найти место для уха точно - ближе или дальше к щеке по горизонтали. Тут ничего не говорилось.Мои ученики чаще сажают ухо на щёку, чем на "затылок". Лицо сплющивается и ещё и затылок срезают - "там ничего интересного нет". У Бетти Эдвардс очень хорошие схемы и приёмы истребления типичных ошибок.Наружный угол глаза находится на одинаковом расстоянии от нижнего края лица и от наружного края уха.Мне русские книги очень нравятся своей обстоятельностью, большинство иностранных отпугивало примитивностью. Нарисуют четыре этапа на уровне первого курса Задрюпинского училища и всё! Сейчас уже есть что выбрать. Спасибо за подробности как само ухо внутри рисовать. У вас талант объяснять сложное просто.Кстати я из-за этого Бетти и вспомнила.У неё так точно описаны типичные ошибки и почему их делают и как их избегать. Я сейчас учу сначала по ней сначала "срисовывать точно", У неё легко. А как подрастут русской школой построения дополняю.Они её не сразу переваривают.Уже на первом этапе большинство справляются и начинают верить в себя.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-03 07:40 pm (UTC)
Это точно, уху затрудняются найти место по горизонтали, и всегда затылка не хватает. Если провести линию вдоль переднего края уха, от нее до спики носа и от нее до затылка должно быть примерно одинаковое расстояние. А затылку вечно воли не дают:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madame_prokopen
2017-06-03 04:36 pm (UTC)
Мне кажется, что первый рисунок отличный. Он очень динамичен и экспрессивен, единственный его недостаток - это шариковая ручка, которая выцветает. Положения уха там обусловлено немного более драматично построеной перспективой. Если представить эллипсы, то там всё и со всем впорядке, и кости под мышцами тоже на месте , и глазные яблоки вставлены тоже. Вообще же эти самые уши могут расти как угодно по высоте, быть ниже или выше условных горизонталей, как у парня на фото нижний край уха не дорос до линии с носом. Думаю важно знать хорошо строение черепа и порисовать бошку от экарше во всех положениях. Надо мысленно эти уши чуувствовать как часть внутренней анатомии, как бы пркдставляя их ориентирами креплений мышц шеи, ну хоть пяти шести основных. Для этого и нужно рисовать экарше, с шеей вместе. Само ухо отдкльно порисовать со слепка уха Давида. Положить , поставить, повернуть ы три четверти, посмотреть как козелок себя ведёт по отношению к мочке. И помнить, что все эти штуки это не эталон, а лишь условный усреднённый вариант бесконечно разнообразной и безумно интересной натуры. Иногда именно ухо является самой выразительной частью портретируемого.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-03 07:44 pm (UTC)
Это все правда:) Но ты говоришь уже о следующем этапе - когда человек знает и о пропорциях и о месте - и умеет увидеть, что в конкретном лице выпадает из схемы - или зачем ему нужно исказить пропорции.( у этой конкретной девушки это не прием, а практически во всех портретах ошибка с ушами)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madame_prokopen
2017-06-03 09:56 pm (UTC)
А! а я подумала , что у модели посадка ушей как у Нефертити в её знаменитом бюсте в этом высоченном головном уборе.

Вспомнила смешное про уши - сто лет назад написала огроменное ухо для Паоло. Планировалось для рекламы профсоюза, типа "мы Вас слушаем и слышим" или что-то такое. Но мы уехали в Африку.

https://www.facebook.com/photo.php?fbid=371575849525062&set=a.371572989525348.108159.100000179497297&type=3&theater
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-04 02:09 am (UTC)
Какое розовое!:))))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: madame_prokopen
2017-06-04 07:52 am (UTC)
Вспотело от непрерывного слушанья! Почту посмотри - у тебя там пряник свежеиспечённый.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: scatra
2017-06-08 08:42 pm (UTC)
Еще начинающим полезно будет посмотреть лекцию Александра Рыжкина про анатомию головы) Он там так просто и с юмором объясняет сложные вещи (в том числе и про положение уха), замечательный преподаватель. Алика, вы не видели?)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-06-08 09:39 pm (UTC)
Меня часто спрашивают такие вещи. Про книги или туториалы для начинающих. Но это обычно смотрят и знают именно начинающие:) Меня давно уже этому профессиональные преподаватели научили, поэтому я, скорее всего, не буду такой материал искать и знать специально.
(Reply) (Parent) (Thread)