?

Log in

No account? Create an account
История противозачаточной таблетки - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

История противозачаточной таблетки [Apr. 26th, 2017|04:16 pm]
Alika
[Tags|, , ]

Вырезанная из "Тайма" статья про изобретение противозачаточной таблетки у меня, оказывается, пролежала семь лет! Она была написана к пятидесятилетнему юбилею "Таблетки" - по-английски ее так и называют, без личного имени - the Pill.

Я ее читаю и понимаю, что между американскими и русскими женщинами была историческая разница, проблемы немного другие, распространенность таблеток разная, предубеждения разные. У русских, на мой взгляд - медицинские суеверия про ее вредность, у американцев религиозно-консервативные суеверия про ее богопротивность.

(Отдельно замечу - у многих вполне взрослых женщин очень мало представлений или какие-то неверные представления о том, как работает женская часть их организма, как устроены физиологические процессы и как на них влияют разные средства и приспособления. Мне пришлось очень много читать и выяснять для себя - и я помню какие фантастические непонимания у меня были на разных этапах жизни - так что я представляю уровень заблуждений у людей, которые не особо интересовались этим. Сразу скажу - я не медик, у меня нет задачи рассеивать невежество по этой части, но я всем очень советую читать об этом самостоятельно, чтобы лучше знать. Только тексты без джизузса и богинь без трусов, а про нормальное объяснение физиологии!)

Так вот, теперь к самой истории - я тут вольно перескажу статью из майского номера "Тайма" за 2010 год.

Ровно за пятьдесят лет до этого в мае 1960 FDA одобрила выпуск нового средства - орального контрацептива. FDA - Food and Drug Administration - это верховный орган в США, который может признать какое-то средство лекарством. Без его официального одобрения что-то даже в форме таблетки не будет считаться лекарством или официально работающим средством, а будет чем-то вроде "пищевой добавки".

И the Pill - было первым "лекарством", предназначенным для регулярного применения людьми, которые не больны. Его первым изобретателем был ревностный католик, который искал средство для лечения бесплодия и нашел средство, гарантирующее временно это бесплодие. Таблетку обвиняли в сексуальной революции шестидесятых - мол, из-за нее молодежь пустилась во все тяжкие - хотя в подавляющем большинстве случаев женщина должна была быть замужем, чтобы ей выписали эти таблетки. Защитники ее считают, что она укрепляет брак и семью, снимая страх перед появлением нежелательных детей и тяжесть и стресс, когда они нежеланно заводятся. А противники считают, что употребление ее вызывает рост промискуитетного поведения, измен семейных людей и разбитых семей.

В этом же 2010 году были опубликованы результаты самого обширного мирового исследования противозачаточных таблеток - 46 тысяч женщин исследовались на протяжении сорока лет. И хотя многие женщины все еще подозревают таблетки во вреде, исследование показало что женщины, употребляющие таблетки, меньше умирают преждевременно от любых причин, включая рак и сердечно-сосудистые заболевания.

Таким огромным символическим значением - причиной перемен - Таблетку наделили еще и потому, что ее появление совпало с бурной эпохой перемен. Пятидесятые были спокойные и самодовольные, а шестидесятые по контрасту буйные и бунтарские. В Америке беспрерывно что-то революционно менялось в гендерных ролях, в расовых взаимоотношениях, в конфликтах поколений, сшибках церкви и государства. Поэтому Таблетка, появившаяся в это же время, стала символом того, как женщины снимали фартуки, вытаскивали на свет из чуланов свои амбиции и устремления и решительно держали путь в новую эпоху.

Я напоминаю вам, что в России и перемены и застойные течения складывались по-другому! Стэпфордские жены, например, представляют собой очень разные картины в голове американца и русского. И статистика тоже совершенно разная. В 1960-м типичная американская женщина имела 3,6 детей, к 1980 это число упало и стало меньше двух. На момент написания статьи впервые число женщин, определяющих себя, как работающих, превысило число женщин, считающих себя домохозяйками. (С советскими законами о тунеядстве домохозяйки были исключением, а не правилом, женщины стандартно работали). В 1970 70% женщин, у которых были дети младше шести лет, оставались дома и только 30% работали. Сейчас соотношение ровно обратное. ( Хотя я лично думаю, что дело не в Таблетке, а в том, что тогда один работающий член семьи вполне мог семью обеспечить - вплоть до покупки дома, а сейчас это очень проблематично без двух доходов. Ну и про учебу в колледже на примере Барбары Шер я уже тоже писала.)

Сегодня более ста миллионов женщин по всем миру принимают противозачаточные таблетки. А как же это все начиналось?

Автор статьи начинает этот раздел замечанием: На протяжении всего времени человечества, когда люди создавали маленьких людей, они искали способа этого не делать.Способы описывались самые разные. В древнем Египте предлагалось делать шарики из помета крокодилов и засывывать их во влагалище. Аристотель предлагал в качестве спермицида кедровое масло и ладан. Казанова предлагал половинку лимона в качестве чашечки, закрывающий вход в матку. Изобретение презерватива приписывают доктору Кондому, который по рассказам в середине семнадцатого века придумал чехольчик из овечьей кишки для английского короля Карла II (чтобы ограничить неимоверное число его внебрачных отпрысков), хотя идея эта вовсю использовалась и до него. (Помните, я недавно рассказывала про Каренина из последней экранизации - как он вытаскивает коробочку с таким многоразовым презервативом?)

*****
Продолжение >>>.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: mona_silan
2017-04-27 04:44 am (UTC)
Будучи согласна с вами, Алика, по существу, по природному занудству все же хочу внести одно уточнение.
Никакие законы о тунеядстве не применялись к замужним женщинам, они вполне законно писали в графе о месте работы "домохозяйка". Помните повесть "Неделя как неделя"? Муж предлагает героине уволиться, пока дети не подрастут, а это середина 60-х.
Вообще в 50-е годы было вполне обычно, что женщина с маленькими детьми не работает, хотя бы до их трех-четырех лет. Отпуска по уходу не было, а отдавать ребенка в ясли с двух месяцев не всем хотелось, и не везде они были. Одна моя бабушка не работала, пока ее младшая дочь не пошла в школу. Но с другой стороны, прожить семьей на одну зарплату было нелегко, жили, в общем-то, бедно тогда. С третьей - было много вдов, у которых выбора не было. К 1960 году им было 40-50 лет.
Активно и целенаправленно женщин стали вовлекать в общественное производство уже в 60-е годы: в трудоспособный возраст вошло малочисленное поколение сороковых годов рождения, трудовых ресурсов было мало. Ввели отпуск до года: это способствовало тому, что женщина будет отсутствовать на рабочем месте не пять лет, а год всего.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-04-27 05:07 am (UTC)
Я была в советское время женой и как раз изучала возможности, по которым не требовалось устраиваться на работу в течение двух недель после предыдущего увольнения. Домохозяйства там, увы, не было. Декрет был. Переезд по месту назначения мужа был. Вступление в творческий союз было. Других легальных способов не работать не предлагали, увы. Если не работал без уважительной причины дольше этих двух недель - прерывались все блага - стаж, возможности повышения зарплаты, больничный мгновенно скатывался к минимуму. Среди моего окружения я не знала ни одной ровесницы-домохозяйки, и ни одной мамы знакомых-домохозяйки. И уже только в детстве детки ввели частично оплачиваемый отпуск до трех лет ребенка - и совсем неоплачиваемый - но законный - до школы. Но это были девяностые, у нас завод работал два дня в неделю, остальное время рабочие по домам сидели. Так что послабления могли быть из-за отстуствия работ.

( хотя вполне возможно, "тунеядство" применялось только к мужчинам)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _mjawa
2017-04-27 05:36 am (UTC)
Не только к мужчинам. Вы абсолютно правы, Алика. Понятие "домохозяйка" закончилось где-то в конце 50-х. Дальше не работать женщина трудоспособного возраста вне декретного отпуска могла только сильно исхитряясь - получать группу инвалидности, оформляться надомницей (что было непросто), куда-то фиктивно "положить трудовую книжку на оформление", или устроиться на полставки. Но совсем не работать она уже не могла без сильного поражения в социальных правах.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-04-27 05:48 am (UTC)
Спасибо!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mona_silan
2017-04-27 06:39 am (UTC)
//Понятие "домохозяйка" закончилось где-то в конце 50-х.

Это как раз и означает, что в описываемое время, т.е. самый конец пятидесятых, оно еще _было_.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mona_silan
2017-04-27 06:08 am (UTC)
Да, стаж прерывался, а с ним и все блага. Но это не значило, что через месяц приходил участковый с внушением тунеядке, а еще через два следовал суд. То есть причины работать были все же экономические, а не боязнь преследования.
Я знала одну домохозяйку: маму братова приятеля-одноклассника. Это было необычно и странно по тем временам, да. А, не одну! Еще один одноклассник у него был из многодетной семьи, не то десять, не то одиннадцать детей в конце концов, там мать не работала, конечно. Но это было настолько необычно само по себе, что факт домохозяйствования уже удивления не вызывал.

Возможно, это один из случаев компенсации суровости законов их неисполнением, но чтобы замужнюю женщину привлекли за тунеядство, надо было сильно постараться чем-то привлечь внимание власти: диссидентством или явной асоциальностью.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: _mjawa
2017-04-27 06:19 am (UTC)
Если многодетная семья, то мать практически пребывала в непрерывном декрете, наверное. Но если бы совсем нигде не работала вне декрета - были бы проблемы с участковым. Находились способы это обойти - например оформиться фиктивно, положить куда-то трудовую книжку "чтобы стаж шел", а малую зарплату по этой ставке платили тем, кто реально совмещал эти обязанности.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: skeily_ramires
2017-04-27 06:43 am (UTC)
А всякие союзписатели и союзкомпозиторы давали возможность не ходить на службу? Я не знала! Но если так, то понятно, зачем жен и дочерей писателей туда пихали.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-04-27 07:01 am (UTC)
Да, давали! Поэтому туда стремились. Считалось, что человек уже не бездельничает а занимается творческим ненормированным трудом. Еще и дополнительная жилплощадь полагалась - кабинет устроить, чтобы творить.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: varana
2017-04-27 06:59 am (UTC)
Моя мама объясняла, что это не относилось к женщинам, получившим высшее образование. Мол, образование получила бесплатно - изволь отрабатывать.

Но о том, что вообще-то замужняя женщина имеет право не работать, я тоже знала. Не было примеров, чтобы за это преследовали. Хотя случаи были очень редки.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mona_silan
2017-04-27 07:14 am (UTC)
Опять ссылаюсь на "Неделя как неделя". У героини высшее образование, муж предлагает ей уволиться, чтобы самому не заниматься бытом вообще. Героиня не согласна, но вовсе не потому что _обязана_ работать. Правда, три года по распределению уже прошли.
Часто не работали офицерские жены в военных городках, но там просто негде было, даже за место уборщицы в ДК споры были.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-04-27 07:24 am (UTC)
Офицерские жены и жены распределенных в далекие места как раз покрывались трудовым законодательством - им официально разрешалось и стаж не прерывался.

Про "Неделю как неделю" ничего не знаю, не читала.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: varana
2017-04-27 07:34 am (UTC)
Ну я сама не проверяла. С мамой мы говорили о 50-х годах, когда у нее были маленькие дети. Законы могли меняться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aeleeta_a
2017-04-27 02:25 pm (UTC)
Очень интересно, буду ждать продолжения :)
(Reply) (Thread)
From: (Anonymous)
2017-04-27 05:21 pm (UTC)

Я родила второго сына в 1980году, декрет был полтора года. Ребенок рос болезненым и я уволась.Законодательно государством не преследовалась, но стаж первался и льготы все потеряла. Пенсию мне насчитали 5400, при всем притом я выработала общий стаж, но льготы уже слетели. И да на меня реагировали неадекватно,как на тунеядца.Бездельница живушая в свое удовольствие.На мой ответ, что тоже можете не работать и наслаждаться жизнью, возмущались- на что жить. А на зарплату мужа 90 рублей.Вот на 90руб. никто бездельно наслаждаться жизнью никто не хотел))).
(Reply) (Parent) (Thread)