?

Log in

No account? Create an account
Морская поэма Марины - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Морская поэма Марины [Mar. 26th, 2017|11:41 pm]
Alika
[Tags|, , , , ]

Уже хотела завершить сегодня про МЦ, но пошла читать про нее и море (там странное - она море, и пляж, и купание, и воду и нахожденние у воды терпеть не могла, но у нас есть образ "Марина=морская"). И нашла стихотворение, поэму даже, про море. И вот у меня мысль есть - все девы, МЦ страстно защищающие, мне кажется, любят (и знают) раннюю ее - романтическую, певучую, мнеделоизменамнеимямарина - и вовсе не имеют в виду ее позднюю, с длинными поэмами рубленными, тяжелым продиранием сквозь строки. Не уверена даже, что знают это. Там уже идет такое поэтически профессиональное, не девически выпевальное - со сложностью формы - "вот как еще могу", с тесанием камня.

И нашла поэму, чтобы вам показать - романтичные девы вряд ли ее видят перед внутренним взором, представляя свою любовь к Цветаевой. Вы (если уже профессионально ее не любите как филолог) попробуйте ее прочесть не запинаясь. А при этом понять, о чем там:)

Я вспомнила, что уже подробно писала про это в посте "Про понимание стихов". Там как раз описано, что все эти обрывистые непонятности написаны себе в мозг - где есть полная картина - кто и что, когда и какие вещи лежали - и поэт сам с собою говорит обрывками про то, что он сам знает. Но мы не знаем:) Прочитайте тот пост сначала - ну или потом, он как бы диптих к этому.

Так что поэму, под катом приведенную, я бы, наверное, с четвертого прочтения частично расшифровала, но только оооочень частично.
Enjoy!

С МОРЯ

С Северо-Южным,
Знаю: неможным!
Можным — коль нужным!
В чём-то дорожном,

— Воздухокрутом,
Мчащим щепу! —
Сон три минуты
Длится. Спешу.

С кем — и не гляну! —
Спишь. Три минуты.
Чем с Океана —
Долго — в Москву-то!

Молниеносный
Путь — запасной:
Из своего сна
Прыгнула в твой.

Снюсь тебе. Четко?
Гладко? Почище,
Чем за решёткой
Штемпельной? Писчей —

Стою? Почтовой —
Стою? Красно?
Честное слово
Я, не письмо!

Вольной цезуры
Нрав. Прыгом с барки!
Что без цензуры —
Даже без марки!

Всех объегоря,
— Скоропись сна! —
Вот тебе с моря —
Вместо письма!

Вместо депеши.
Вес? Да помилуй!
Столько не вешу
Вся — даже с лирой

Всей, с сердцем Ченчи
Всех, с целым там.
Сон, это меньше
Десяти грамм.

Каждому по три —
Шесть (сон взаимный).
Видь, пока смотришь:
Не анонимный

Нос, твердозначен
Лоб, буква букв —
Ять, ять без сдачи
В подписи губ.

Я — без описки,
Я — без помарки.
Роз бы альпийских
Горсть, да хибарка

На море, да но
Волны добры.
Вот с Океана,
Горстка игры.

Мало-помалу бери, как собран.
Море играло. Играть — быть добрым.
Море играло, а я брала,
Море теряло, а я клала

За ворот, за щеку, — терпко, морско!
Рот лучше ящика, если горсти
Заняты. Валу, звучи, хвала!
Муза теряла, волна брала.

Крабьи кораллы, читай: скорлупы.
Море играло, играть — быть глупым.
Думать — седая прядь! —
Умным. Давай играть!

В ракушки. Темп un petit navir’a.
Эта вот — сердцем, а эта — лирой,

Эта, обзор трёх куч,
Детства скрипичный ключ.

Подобрала у рыбацкой лодки.
Это — голодной тоски обглодки:

Камень — тебя щажу, —
Лучше волны гложу,

Осатанев на пустынном спуске.
Это? — какой-то любви окуски:

Восстановить не тщусь:
Так неглубок надкус.

Так и лежит не внесённый в списки.
Это — уже не любви — огрызки:

Совести. Чем слезу
Лить-то — её грызу,

Не угрызомую ни на столько.
Это — да нашей игры осколки

Завтрашние. Не видь.
Жаль ведь. Давай делить.

Не что понравится, а что выну.
(К нам на кровать твоего бы сына
Третьим — нельзя ль в игру?)
Первая — я беру.

Только песок, между пальцев, ливкий.
Стой-ка: какой-то строфы отрывки:
«Славы подземный храм».
Ладно. Допишешь сам.

Только песок, между пальцев, плёский.
Стой-ка: гремучей змеи обноски:
Ревности! Обновясь
Гордостью назвалась.

И поползла себе с полным правом.
Не напостовцы — стоять над крабом
Выеденным. Не краб:
Славы кирпичный крап.

Скромная прихоть:
Камушек. Пемза.
Полый как критик.
Серый как цензор

Над откровеньем.
— Спят цензора! —
Нашей поэме
Цензор — заря.

(Зори — те зорче:
С током Кастальским
В дружбе. На порчу
Перьев — сквозь пальцы…

«Вирши, голубчик?
Ну и черно!»
И не взглянувши:
Разрешено!)

Мельня ты мельня, морское коло!
Мамонта, бабочку, — всё смололо
Море. О нём — щепоть
Праха — не нам молоть!

Вот только выговорюсь — и тихо.
Море! прекрасная мельничиха,
Место, где на мели
Мелочь — и нас смели!

Преподаватели! Пустомели!
Материки, это просто мели
Моря. Родиться (цель —
Множиться!) — сесть на мель.

Благоприятную, с торфом, с нефтью.
Обмелевающее бессмертье —
Жизнь. Невпопад горды!
Жизнь? Недохват воды

Недокеанской.
‎Винюсь заране:
Я нанесла тебе столько дряни,
Столько заморских див:
Всё, что нанёс прилив.

Лишь оставляет, а брать не просит.
Странно, что это — отлив приносит,
Убыль, в ладонь, даёт.
Не узнаешь ли нот,

Нам остающихся по две, по три
В час, когда Бог их принесший — отлил,
Отбыл… Орфей… Арфист…
Отмель — наш нотный лист!

— Только минуту ещё на сборы!
Я нанесла тебе столько вздору:
Сколько язык смолол, —
Целый морской подол!

Как у рыбачки, моей соседки.
Но припасла тебе напоследки
Дар, на котором строй:
Море роднит с Москвой,

Советороссию с Океаном
Республиканцу — рукой шуана —
Сам Океан-Велик
Шлёт. Нацепи на шлык.

И доложи мужикам в колосьях,
Что на шлыке своём краше носят
Красной — не верь: вражду
Классов — морей звезду!

Мастеровым же и чужеземцам:
Коли отстали от Вифлеемской,
Клин отхватив шестой,
Обречены — морской:

Прабогатырской, первобылинной.
(Распространяюсь, но так же длинно
Море — морским пластам.)
Так доложи ж властям,

— Имени-звания не спросила —
Что на корме корабля Россия
Весь корабельный крах:
Вещь о пяти концах.

Голые скалы, слоновьи рёбра…
Море устало, устать — быть добрым.
Вечность, махни веслом!
Влечь нас. Давай уснём.

Вплоть, а не тесно,
Огнь, а не дымно.
Ведь не совместный
Сон, а взаимный:

В Боге, друг в друге.
Нос, думал? Мыс!
Брови? Нет, дуги,
Выходы из —

Зримости.

Вандея, St. Gilles-sur-Vie.
Май 1926


Upd. Я прочла второй раз - и все поняла, кто на ком стоял:) Пришлось полностью отвлечься от ритма стихового, выпрямить принудительно фразы, строго следить за запятыми - и поняла, как ребус, нарочно затрудненно изложенный:) Еще пару раз и можно синтезировать обратно - слышать ритм и видеть смысл!
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: futabacho
2017-03-27 06:49 am (UTC)
Не надо считать любителей Цветаевой за идиотов. Мы и то, и другое знаем и любим(с девичьего возраста, да).

Edited at 2017-03-27 06:50 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-03-27 06:55 am (UTC)
вы - это романтичные девы?:)

Я думаю, вы скорее из числа профи - филологов, пишущих. А у филологов другой подход. Обычные люди любят либо Достоевского либо Толстого, если кто-то приходит и говорит, что обоих - практически во всех случаях филолог. По долгу службы полагается.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: sok_granatovy
2017-03-27 06:57 am (UTC)
Ну нет, в такие дебри я лезть не готова. Я до конца-то еле доползла.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stoshagownozad
2017-03-27 07:21 am (UTC)
вот такая, кстати, мне очень нравится. Бешеная такая.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-03-27 07:23 am (UTC)
А вы его раньше читали? А если нет - поняли что-то?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: mama_saty
2017-03-27 08:05 am (UTC)
Я её поэзию (впрочем, как и всю другую), знаю весьма поверхностно, по несколько самых известных вещей, но вот это прочитала, ух! Чистый восторг!
Я не претендую ни на какое глубокое понимание, честно говоря, я вообще мало что понимаю в стихах и мне это неважно. Особенно вот в таких стихах. Они для меня чисто осязательные, их действительно чувствуешь на ощупь, а не смыслом. Кто поумнее, поначитаннее, с филологическим образованием, те видят (или хотя бы ищут) смысл, а я -нет. Слушаю же я песни на французском или немецком, где я вообще ни слова не понимаю, и есть среди них у меня любимые. Вот тут так же.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-03-27 08:17 am (UTC)
А там вполне и смысл существует:)

То есть я бы тоже восприняла как chanting - но автор думал, что все понятно.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: olivia_burton
2017-03-27 08:21 am (UTC)
Не разделяю восторгов, увы... я вижу здесь начало ментал дизиз, которая позже сведет ее в могилу.
вербигерации, персеверации, каким-то духом распада тянет от этой поэзии.

А "Переулочки"? Что она курила?

А -- ю -- рай,
А -- ю -- рей,
Об -- ми -- рай,
Сне -- го -- вей.

Чеснок -- яблочку
Неровня.
Аю-раюшки
Раевна.


Король голый. Извините.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: apshiyakhtu
2017-03-27 08:44 am (UTC)
Ну, она же сама говорила, что у нее единица смысла - слово и даже меньше - слог.
А ее поздние вещи лично мне кажутся мужскими по форме - никакой этой женской плавности, растекания мыслями по древу. На Маяковского похоже: Дыщ! Дыщ! Дыщ!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-03-27 10:03 am (UTC)
Это Пастернак на нее так действовал:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: mona_silan
2017-03-27 09:00 am (UTC)
Да, это очень не женское. Стихия, действительно, как море плещет. Мощь.
Хотя Цветаеву я даже в возрасте романтичной девы не любила, она мне казалась холодной и выпендрежной.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fidafira
2017-03-27 09:04 am (UTC)
А что не так? Ритм на месте, рифмы на месте, гадать как читать - не требуется. Нормальная поэма. ( Я не всё люблю у Цветаевой, но любимое есть из разных периодов творчества)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-03-27 10:04 am (UTC)
Иногда приходится и гадать.
Я бы рАкушки не прочла ни за что.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: l_i_d_y_a
2017-03-27 11:04 am (UTC)
Мне кажется, что этих "романтичных дев", с которыми Вы все время дискутируете, Вы сама и придумали.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2017-03-27 12:03 pm (UTC)
Думаете?
я представляю себе мужчину, любящего Цветаеву за слова, за стихотворный дар. Ему бы было абсолютно все равно, какие у нее щеки, и какая талия, жирный ли у нее сын Мур, и неубрано ли в доме. Он бы не оскорблялся за "поэта" - как вы могли???? Ну да, неубрано, ну да, пальцы квадратные, ну да, сын с лицом римского жирного кого-то. Да, оно все существует, но ему и не нужно, чтобы она была идеальной хозяйкой, чтобы ценить ее поэзию. И какие у нее щеки, ему не приносит страданий.Даже если они толстые.

А любящим девам приносит. Они страдают - не смейте так говорить, нам больно! А вы, а вы... а вы еду замораживаете, вот!!!!

-Ну так МЦ меня бы поняла в этом - холодильник готовой еды, можно не тратить впустую времени, а писать-писать-писать.

- Как вы можете???? Она сама! Каждый день! Ходила на рынок! и готовила!!!! Не то, что некоторые!

( уже не знают, на что обидеться и не знают какую чушь в достоинство ввести! Логика должна сказать, что сдалось М.И. это ежедневное хождение на рынок и житье без холодильника, как собаке пятая нога! Она же поэт? А не вдохновенная кулинарка?)

Но обида за нее несет уже в непонятные дебри. Как, как вы могли сказать, что она ела бы готовую еду???? Так ее оскорбить!!!!

Не дева (а мужчина), не романтическая, (а любящий поэзию) не бросался бы нелепо защищать. И что именно? Поэзию? Нет - свою романтическую розовую картинку.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nuga_nagaina
2017-03-27 01:40 pm (UTC)
Как я нечаянно выяснила, для понимания Цветаевой нужны еще и мозги в хорошем состоянии. )))
Это я с работы ехала и читала "Попытку комнаты". Перечитывала по три раза, добралась до конца - только головой помотала: фигня какая-то!
Утром, по дороге на работу (т.е. отдохнув) решила перечитать. И знаете, это было волшебство какое-то: слова были как заклинание. Повинуясь этому заклинанию, в воздухе передо мной соткалась-собралась комната, как в мультиках иногда рисуют: вот пол появился, вот стена, вот другая... Повисела и к концу поэмы так же медленно растаяла...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arcobaleno_ru
2017-03-27 06:49 pm (UTC)
Не шмогла! :) Даже прочесть до конца не вышло - раздражалась на бессмыслицу. То есть, верю тебе, что смысл есть, но для меня неясен

Edited at 2017-03-27 06:49 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: olkab
2017-03-28 05:37 pm (UTC)
Потому что ты деееееевочка :))))
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: _raido
2017-03-27 08:10 pm (UTC)
Вот именно с этой поэмы стала навязчиво думать, какой фантастической могла бы оказаться переписка Марины Цветаевой и Фернандо Пессоа - случись меж ними встреча и на первых порах переводчик.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: megumi_ikeda
2017-03-29 08:14 am (UTC)
Не знаю, я когда читала в свое время вот это - и "С моря", и "Попытку комнаты" и проч., в общем, понимала. Да, здесь нагромождение образов и ассоциативных рядов, идущих изнутри, от самого поэта. Она так видит. Некоторые ассоциации могут оставаться темными, но в общем-то все понятно же? Настроение тоски, "рвусь к любимому плечу", хоть во сне, "Целую Вас — через сотни Разъединяющих верст" и т.д.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sotrudnic
2017-03-29 09:38 am (UTC)
Жалко, что закрыли комментарии. Но раз это продолжение разговора о МЦ, добавлю кое-что. Цитата дальше:
- Это - не тяжело. Здесь все работы мне - по совести. Помои выливаю -
по совести. Пол скребу - по совести. Золу выгребать, печку топить - ничего
дурного нет. Вот на службах - на службах так не поживёшь. Там надо гнуться,
подличать. Я отовсюду отступал. Не говорю учителем - библиотекарем, и то не мог.
- А что так трудно библиотекарем?
- Пойди попробуй. Хорошие книги надо ругать, дурные хвалить. Незрелые
мозги обманывать. А какую ты назовёшь работу по совести?
Иннокентий просто не знал никаких вообще работ. Его единственная - была
против.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: polet_fantazii
2017-03-30 04:49 am (UTC)
Я считаю Цветаеву гениальным поэтом. Вот от этих ее рифм и созвучий лично у меня дух захватывает, мне не тяжело продираться, а здорово и неожиданно. Мне так никогда не суметь.
Вот это "Валу, звучи, хвала" катаешь на языке, как леденец, это же такая музыка...
(Reply) (Thread)