?

Log in

Толстой и как не хотеть героинь - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Толстой и как не хотеть героинь [Mar. 18th, 2016|01:32 am]
Alika
[Tags|, , , ]

Я до жж дойти не могла, а в оффлайне думала все про Толстого, и мне пришла в голову еще одна мысль про его героинь!

Вот Толстой гений - потому что он умудряется поверх своих выкрученных личных взглядов все равно создавать такую художественную правду, что остаешься в изумлении и художественном восторге. Но при этом взгляды-то у него есть, и он не может их не просачивать в тексты.

Основной его бедой, на мой взгляд, ( хотя и нескончаемым источником вдохновения)  был тот факт, что он был очень сексуально активным товарищем. Он хотел секса, он получал от секса удовольствие, его тянуло к буйному здоровому сексу, как  здорового крестьянского парня ( каким он  по внешности и являлся). Но при этом он себя всего в бараний рог скрутил своими умствованиями, и как-то внушил себе, что все  в этом плохо - что его тянет к женщинам, что  у него жажда секса, что его секс радует физически. И все с этим связанное стало у него гадким, плохим, недостойным, позорным. Сопротивляться желанию - это очень почетно, а уступать - просто сваливаться в пропасть.

Не было бы у него таких заумей, трахался бы он в свое удовольствие с привлекательными селянками и жил бы в умиротворении. Возможно гениальных произведений мы бы не досчитались тогда, но он был бы лично счастлив - и, возможно, жена его была бы счастлива ( скорее всего, другая - но может и Соня бы ничего). Самым пронзительным образом он описал это в повести "Дьявол", которую до дрожи ненавидела его жена.

И вот - именно потому, что он сражался со своим желанием, как с чем-то позорным, низким и гадким - он и описывал героинь вот так. Никогда хорошая, правильная героиня его, та, на чьей стороне он был, не могла быть сексуально привлекательна! У него рука не  поднималась описать хорошую женщину так, чтобы он ее мог захотеть. Неважно даже, хочет ли он свою героиню - он избегает всего абсолютно, где он мог бы  захотеть. Поэтому  они у него очень искренние, хорошие, совестливые, прекрасные товарищи, романтические восхитительницы - но всегда худы, без женской цветущести, без сочности. Либо подростки-девушки худенькие, как Наташа и Кити ( вы ведь не думаете ни разу, что князю Андрею, Пьеру или Левину их хотелось сексуально? Это прямо как котяток хотеть - ужасно, почти неприлично!) Либо стареющие некрасивые девушки, как княжна Марья - одновременно "некрасивые" и с "прекрасными лучистыми глазами". Либо матери - но тоже худющие, с поредевшими волосами, изможденные - как Долли.

Вроде бы уж семейность-материнство ему бы прославлять - но и тут рука не поднимается описать цветущую, яркую, физически привлекательную женщину ( ужас же, если он в процессе писания ее захочет!) Поэтому у него хорошие достойные матери обычно изможденные и худые - и Долли, и Ростова-мать и даже мать Бориса Друбецкого.

А если женщина цветуща, полна жизни и сексуально привлекательна - она будет шлюхой разной степени, той, что разбивает жизнь хорошим людям - с относительно сочувственного конца Анна  -и через беспутную Бурьенку к отвратительной Элен.

И тут становится понятна загадка Наташи-самки. Отчего рыдают поколение за поколением читательниц  в конце романа? А потому что они безошибочно считывают отношение Толстого. То, что он описал - вовсе не любование. Наташа превратилась в "великолепную самку" - и поэтому для него сразу лишилась души. Неважно, что она примерно в том же положении, что Долли - около тридцати ( Долли старше, наверное), с кучей детей, наседкой о них заботящаяся. Но если  у Толстого какой-то правдой жизни она превратилась в полную, расветшую женщину из цыпленка-подростка - у него рука не может подняться описать ее в привлекательных терминах! Тут все годится, чтобы женщина с телом не выглядела сексуально привлекательной - и желтые пятна на пеленке, и широкие тяжелые шаги, и ее неухоженность, и жадность и скаредность. К Долли он гораздо нежнее относится - описывает ее душевные метания, ее заботы материнские. А Наташа вдруг становится фасадом, без души - потому что толстая женски расцветшая, а не исхудалая. Плохой-дурной-дрянной он ее сделать не может - мы же не поверим, правда? Но набросать разных деталей, чтобы мы не очаровывались ее новой фигурой - это запросто. "Ну и что, что пышная грудь? Зато она петь разучилась!"

То есть раздвоенность из "Дьявола" ( очень, кстати, советую, если вы еще не читали! там еще и концовки альтернативные, очень в современном духе) - если мы ( писатель и читатель) женщину хотим - это нехорошая женщина, а если она хорошая - то будет предельно не вызывающей сексуальных чувств - вот эта раздвоенность у него очень последовательно и искусно выполняется во всех писаниях!

(Мне все время хочется сказать - уж лучше бы трахался вволю, бедняжка. Но я понимаю, что эта  фрустрация и сработала на сублимацию в писательстве. Мы бы явно недочитались многого, если бы он был счастлив и сексуально сыт)
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: asja_nikova
2016-03-18 08:48 am (UTC)
С удовольствием и интересом прочла Ваш второй пост по поводу Толстого.
Я его очень не люблю, хотя его перу принадлежит один из моих лозунгов по жизни: "Счастье - это удовольствие без раскаянья".
Я согласна с Вашими рассуждениями по поводу сексуальность и отношения к ней Толстого.
Мужем он был кошмарным!
Недавно читала биографию его жены. Биография сильно так себе (разбор у меня в ЖЖ), однако ж...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: streletc_art
2016-03-21 05:45 pm (UTC)
Размышляющий муж, безусловно - это кошмар ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: isla_de_mujeres
2016-03-18 08:49 am (UTC)
Ну, наконец-то кто-то выразил то, что я подспудно ощущала в школе при чтении Толстого! У меня настолько к нему развилось недоверие, что я больше его в руки не брала, хотя очень хочется прочитать "Анну Каренину" но боюсь, что там опять его психологические комплексы и проблемы полезут, что меня обманут ими, что я буду читать нечто, наполненное ненавистью человека к самому себе из давления на самого же себя, отчего все герои выходят такими, как хочется ему, а не такими, какие они есть на самом деле, не знаю, отчего, но мне всегда казалось, что он их подвергает "насилию", что не дает им дышать и жить по-своему.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2016-03-18 08:52 am (UTC)
Он дает им дышать:) "Беда" его как гения - искусство властнее его заумей. И Каренина - гениальный роман, одно из моих постоянно повторяющихся чтений.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: time_ofthe_moon
2016-03-18 08:53 am (UTC)
Да, мне тоже давно кажется, что madonna-whore dichotomy у него цвела буйным цветом. Это тогда чаще встречалось, чем сейчас.

Edited at 2016-03-18 10:30 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ihelen
2016-03-18 09:30 am (UTC)
ЛТ петь не умел и не любил (это разные вещи, гг), судя по тому, что Наташа у него петь разучилась.
Потому что счастливая женщина вообще петь склонна, а умеющая, получающая от этого удовольствие, делает это, как дышит, особенно если есть такой повод, как колыбельные.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: streletc_art
2016-03-21 05:54 pm (UTC)
Это совершенно закономерно, что у матери прикрываются творческие способности - а значит, желания - чтобы больше сил шло на детей.
Многие творческие мамы это испытывают. Я, например, последнее стихотворение написала в роддоме. А потом - только через два года, когда из декрета вышла.
Вокал вообще очень много душевных сил занимает, он требует огромных вложений. Там энергия отдаётся вне, в мир.
Толстой именно говорил о занятиях пением, а не просто счастливая мама поёт, развешивая пелёнки во дворе. Конечно, она споёт что-то. И колыбельную споёт прекрасно.
Но Толстой-то не об этом...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rayskiy_sergei
2016-03-18 09:46 am (UTC)
Согласен. На этом романе вообще можно психоаналитиков обучать.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: tata_nyasha
2016-03-22 04:11 pm (UTC)
ага, мое любимое пособие)

Edited at 2016-03-22 04:11 pm (UTC)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: milana_spring
2016-03-18 09:55 am (UTC)
ха-ха-ха :)))
отлично!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: montagnola
2016-03-18 09:56 am (UTC)
Очень толковые размышления, спасибо! Совершенно согласна с вашей точкой зрения на Толстого и его отношение с сексуальности. Вы еще "Крейцерову сонату" не упоминаете, а это вообще, с женской точки зрения ужас ужасный.
Думаю, вы правы - мы бы точно не досчитались многих великих произведений, будь Толстой счастлив в личной жизни. Причем, его несчастие, как многих людей его круга, коренилось исключительно в его голове. Наверно, быть несчастным - это одно из непременных условий гениальности. А в том, что Толстой - гений, у меня сомнений не возникает, несмотря на весьма противоречивое к нему отношение.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: redseagull
2016-03-18 09:58 am (UTC)
ох, как мне всегда не нравилась Наташа, раздражала глупостью на всем протяжении романа, правда я его и не пыталась перечитывать после школы

солидарна, что лучше бы трахался вволю, может не так тоскливо было бы в русской литературе, да и жене его точно лучше бы было))

а в общем, практически вся русская литература, это широчайший материал для психоаналитиков и психиатров
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stoshagownozad
2016-03-18 10:08 am (UTC)
кабы только русская :)))

но все-таки жалко, что вот у человека был такой природный божий дар, крепкая хорошая сексуальность - так нет, надо было его превратить в яичницу, а уже из этой яичницы потом снова божий дар извлекать... Обидно просто!
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: gremlinmage
2016-03-18 10:09 am (UTC)
Полностью согласна с вашей трактовкой.
Причем, он же сам себе в этом не сознавался похоже. И поэтому сексуально привлекательные женщины для него плохие сами по себе, а не потому что у него по отношению к ним такая амбивалентность. Они плохие потому, что пробуждают в нем "гадкие" чувства и желания. Причем источник этой "гадости" он видит в них, а не в себе.

Впрочем, это довольно распространенная бага, у которой ноги растут еще из христианской аскетики. Типа, женщина сосуд греха. Признать что весь "грех" - в тебе, а женщина просто мимо проходила мало у кого даже из подвижников хватало.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stoshagownozad
2016-03-18 11:42 am (UTC)
угу. вот это тоже верно, что не "это со мной чего-то не по парадигме делается" (хотя парадигма, которая отрицает реакцию, ничего не говоря о том, что сама по себе реакция ничто, просто не всякую реакцию нужно немедля осуществлять... - это то еще чудо из чудес), а "это она сука виновата, юбку короткую надела".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: marina_mareika
2016-03-18 10:09 am (UTC)
Зачиталась Вами:) интересно. И за Дьявола спасибо, почитаю.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nadegdavikt
2016-03-18 10:20 am (UTC)
Боже мой!!! Как же верно и как я все время чувствовала у графа то, что Вы описали. Но в словп не складывалось- штампы о великих, как же. Спасибо за этот пост, вот так взять и склеить давно рассыпанные пазлы отношения к Толстому в моей голове. Спасибо!!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nastashdmaa
2016-03-18 10:35 am (UTC)
Интеерсно :) А ведь действительно :) Но судя по биографии автора у него не было проблем с сексом...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: futabacho
2016-03-18 10:41 am (UTC)
Браво, отлично подмечено:)))
А как отвратны его альтер эго в любви и сексе(и Пьер тоже, но особенно Левин).

Edited at 2016-03-18 10:47 am (UTC)
(Reply) (Thread)
From: ekaterina_az
2016-03-18 11:09 am (UTC)
У Льва Николаевича некое раздвоение касалось не только секса.

Самую кровавую свою повесть "Хаджи-Мурат" он написал в тот период, когда проповедовал воздержание и вегетарианство. Проповедовать-то он проповедовал, а страсти кипели в нем.

Как говорила Софья Андреевна, демонстрируя очередного младенца: "Лев Николаевич все целомудрие проповедует, а видите, что делается..."
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: amanestazy
2016-03-18 11:21 am (UTC)
Не знаю, не знаю... Мне кажется, что чем больше автор сексуально раскрепощён, тем легче ему пишется. Вот дети, к примеру, часто сексуально раскрепощены и при этом без всякого секса, даже без понятия о нём. Ну и темперамент я себе представляю таким образом: либо ты поспеваешь всюду, либо тебе просто никуда не надо... Правда, если секс не входит в понятия "любимые занятия", то его и не будет ни при каком темпераменте.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: ne_koshka_cat
2016-03-18 11:25 am (UTC)
Ох, какой для меня в школе был удар - няша-Наташа превратилась в нечто совсем не привлекательное. Мне так обидно было, ну как же, была такая девушка, почему же супружество и материнство всю её прелесть убило?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: stoshagownozad
2016-03-18 11:39 am (UTC)
согрешила потому как!!! потеряла чистоту!

в другую категорию богинь перешла, а поклоняться этому началу в женщине он как-то не очень мог, видимо, не позволяло что-то.
хотя отцом становился неоднократно же...
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: arpad
2016-03-18 11:58 am (UTC)
А ведь это было бы чертовски здорово если бы мы всего этого недочитались...

Лев Толстой приносил в жертву своим комплексам плавно переходившим в БОЛЬШИЕ ИДЕИ всё - сюжет, героев, историю.

Чем дольше я живу тем чаще удивляюсь - как такая унылая проза вообще смогла существовать после "Евгения Онегина" и "Героя нашего времени".
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kotik_vorkotik
2016-03-18 12:06 pm (UTC)
абсолютно согласна, хоть Дьявола не читала)). Но Наташа Ростова точно стала одной из благополучных матерей, которые любили своих детей, что в тем времена было не так уж и часто. И да, гений часто сопровождается больной головушкой.
с вашего разрешения можно перепостить это на литературный портал?

Edited at 2016-03-18 12:40 pm (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: genuine_elka
2016-03-18 01:13 pm (UTC)
Ну, по многочисленным отзывам современников, там все еще хуже было. То есть, он и сдерживать себя не особо сдерживал (особенно с крестьянками), и принять свою сексуальность не мог. Вроде современной девы, у которой то жесточайшая диета, то пять гамбургеров в один присест, но после этого надо непременно всем рассказать, что гамбургеры страшное зло!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: zu_zanna
2016-03-18 02:10 pm (UTC)
Как признавался сам Толстой, в молодости он много распутничал: по его собственным словам, он "был "неутомимый ..." А вот после женитьбы переключился исключительно на жену, и Софья Андреевна беременела шестнадцать раз, и это при том, что сама кормила. Ну а когда наш гений вышел из репродуктивного возраста, то принялся обвинять жену, что она его соблазняла и тем препятствовала его духовному совершенствованию. Бедная женщина "проплакала всю ночь", как она писала в своём дневнике.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: petuzik
2016-03-18 01:43 pm (UTC)
А я вот очень-очень люблю Толстого, но и правда смешно, когда читаешь про героя, что он красив и полноват, и сразу всё понимаешь про него)))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mona_silan
2016-03-18 02:55 pm (UTC)
Почему внушил, почему внушил... Воспитанием его занималась тетка, старая дева, прототип Сонечки, а матери своей он не помнил. То есть материнская фигура была полностью асексуальна. И первый опыт был травматичным: приятели затащили в какой-то дешевый бордель.
Тут не надо Фрейдом быть.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2016-03-18 08:24 pm (UTC)
Смотря, что вы просмотрели:)

Если книгу - то там и намеки нужно откапывать. Если советский фильм - там ничего. Если нынешний английский сериал, то там не ошибетесь - как только люди, роняя посуду с обеденного стола, начнут на нем активно трахаться в полный рост, вы не пропустите.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: a_nefiodova
2016-03-18 06:49 pm (UTC)
А мне всегда казалось, что уж Наташу-то все именно хотят, Денисов в особенности. И именно это эвфемистически называется "горевшим в ней огнем жизни, которого так мало было в Соне", или как он там выражается.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: fistik2104
2016-03-18 07:48 pm (UTC)
Да, вам правильно казалось :-) Не знаю, как можно вычитать, что Толстой изображает Наташу сексуально непривлекательной, когда в нее все вокруг влюблены весь роман. И история с Анатолем вся про сексуальное желание - да, Толстой пишет про опасность и пагубность и т.д., но Наташа у него полная жизни и чувств (в том числе сексуальных) молодая женщина, а не какой-то асексуальный подросток.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: aeleeta_a
2016-03-19 10:49 am (UTC)
Хиии... Делаю вывод: Толстому нравились пышные женщины :)))))))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: alexander_pavl
2016-03-19 04:40 pm (UTC)
Вы всё правильно написали, но к сему одну деталь добавлю: Толстой был pregnant fetishist. Он балдел от беременных женщин - в том числе и потому что секс с ними противопоказан.

И ещё деталь: когда Пьер женится на Наташе, он сразу в сторону от неё, к друзьям-мужчинам. Обрюхатит Наташу в очередной раз - и к приятелям.
То есть, Толстой, подспудно ревнуя Наташу к своим героям, даже своим любимцам, старался нагородить чего-нибудь препятствующего. Андрея убил, Анатоля убил, Пьера сделал латентным гомосексуалистом.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>