?

Log in

No account? Create an account
Книга Яны Франк "Муза, где твои крылья?" - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Книга Яны Франк "Муза, где твои крылья?" [Jul. 10th, 2013|02:38 am]
Alika
[Tags|, , , , ]

А кстати, к Джулии Кэмерон. Разговариваю как-то со знакомой, упоминаю, что издательство  вместе с книгой Остина Клеона прислало мне книгу Миумау "Муза, где твои крылья". Собеседница моя говорит - нет, я ее покупать не стану, это же сплошной "Путь художника" Кэмерон, лучше оригинал.

Я книгу наконец дочитала и могу собрать впечатления. Скажем так, у них очень похожие темы - как разрешить себе заниматься чем-то творческим. Кэмероновская, конечно, значительно обширнее, с кучей упражнений, с последовательным путем по выходу из творческого кризиса, творческого блока, перегорания, отказа когда-то давно от любимой мечты.

У Яны книга очень легко и увлекательно читающаяся. Почти все рецензии упоминают это - ощущение разговора с другом. В книге множество историй из жизни - а кто не любит разговоры с примерами - а вот еще у нас был случай? Вот эти многочисленные истории и оставляют ощущение разговора за столом с другом. И истории и советы все направлены на ободрение - профессия как профессия, ничего страшного, кругом люди это делают - почему бы и у вас не получилось бы?

Направлена книга, на самом деле, не на широкий круг творцов - не на то, что вы симфонию напишете, роман века или станете выставляться в знаменитой галерее. Она скорее обращена к почти домашнему кругу людей, очень современной прослойке - молодых людей, зарабатывающих своими декоративными рукодельными вещами. Кэмерон, которая была замужем за Мартином Скорсезе и писала сценарии к голливудским фильмам, конечно встречала за жизнь суперзубров творческих профессий, и ее ободрение на творчество включает в себя пьесы для Бродвея, картины и книги, музыкальные произведения для больших залов.

Книга Яны полна опыта ее самой - человека успешно торгующего товарами с собственными иллюстрациями в собственном магазине. Хотя она сама большей частью товары руками не производит, советы и сведения подойдут любому, кто делает и рукодельно все, небольшими тиражами. Правильно посчитать затраты времени и сил ( история, как они клеили несколько деталей на 50 наборов из семи блюдечек - и насколько это неожиданно больше, чем пятьдесят кружек с одной наклейкой), выделить деньги на начало бизнеса, организовать дом под производство или хранение - все это то, с чем столкнется любой хэндмейкер, решив зарабатывать мало-мальски серьезные деньги, а не на карманные расходы.

В книге много историй преодоления отрицательного отношения окружающих. Пожалуй, из психологических аспектов проблемы, как заняться творчеством, это в книге самая главная - то, что та же Джулия  Кэмерон называет "токсичным окружением". Главный адресат книги Яны- это, скорее, всего молодая девушка или женщина, намерения которой заняться чем-то творческим не одобряются иногда родителями, но чаще всего действующим бойфрендом или мужем. Одобрение родителей во взрослом возрасте не так критично, как одобрение и неодобрение, вставление палок в колеса, психологического давления мужчины рядом. Одно дело, если вы пишете картины как Рафаэль ( или Дюрер в книге). Другое - если хотите продавать картинки с ежиками в фартучках или расписанные шарфы с птичками с ягодками. На этом месте мужчине рядом легко задавить вас чувством вины, что это не Дюрер, презрительным отношением к несерьезности занятия - пусть оно уже приносит неплохой доход.

Творчество ведь не только симфонии и романы - вязаные бусы, футболки с картинками, керамические чашечки, сладости из полимерной глины - многочисленные виды скромного творчества в последние годы возникли как на дрожжах. Возник спрос на них, появились покупатели, есть возможность делать это напрямую в интернете, существует и развивается рынок всевозможных материалов и технологий - и появилось множество людей, которые не производят классическое искусство, но и не всегда занимаются традиционными прикладными искусствами (которые требуют дорогих материалов и сложного оборудования). Они занимаются творчеством в своей нише, расходы и оборудование у них зачастую простые и большую часть вклада вносит именно удовольствие от творчества, придумывания, исполнения и реализации того, что они могут.

С этой точки зрения, книгу бы нужно позиционировать именно в ряду книг из раздела "как зарабатывать своим рукотворным бизнесом". Здесь я прочла уже массу книг про это, в России тоже таких книг в последнее время выпустили несколько штук - мало, но зато не переводных, на отечественном опыте и материале. Книга Яны не про конкретный бизнес - а про то, как преодолеть боязнь, ощущение, что именно тебе это нельзя, преодолеть сопротивление близких - и заняться чем-то творческим, что приносит тебе удовлетворение, как начать летать - но не отрываться от земли в смысле - не стать голодным неудачником.

К ней в пару, мне кажется, отлично подходит книга Ады Быковской "Бизнес своими руками", про которую я не так давно рассказывала. Все книги разные, потому что авторы приносят в них свой уникальный опыт, знания своей области и угол рассмотрения одного и того же у них разный. Что помогает читателю получить более объемную картину. У Ады множество советов для тех, кто уже решился сделать творчество, рукодельное творчество своим занятием. Ведь преодолеть страх и сопротивление, пройти этап учебы и развития своего стиля - это только начало. Нужно найти и удержать своего клиента, заказчика, ценителя. Даже самые творческие и талантливые вещи должны как-то дойти до покупателя. Значит нужно поддерживать место, где выставлешься и продаешь - и нужно донести вещи до публики, сделать зрителей клиентами.

Первую половину как раз описывает книга Яны. Ада рассказывает уже про маркетинг плодов своего творчества, правильное умение продавать, очаровывать клиентов, грамотное взаимодействие с миром. На примере самой Яны мы видим, как важно иметь этот канал взаимодействия с покупателями - в ее случае суперпопулярный блог, где множество читателей привлекается и удерживается постоянной информацией - полезной, развлекательной, трогательной. Если вы удивляетесь отчего у вас нет стольких продаж, как у Яны, спросите себя - сколько сил вы вложили во взаимодействие с потенциальными покупателями, сколько раз в день вы их вдохновляете, заинтересовываете, развлекаете, даете им участвовать в увлекательнейших обсуждениях чужих проблем или жизненных историй? Умеете ли вы вкладывать столько усилий? Блоги, фейсбуки и твиттеры сейчас одни из самых больших средств для привлечения клиентов или получения популярности у людей что-то создающих. Читайте у Ады, как грамотно себя подавать, смотрите у Яны отличный пример этого на практике.

Я не вполне понимаю любимую Янину концепцию муз, я уже писала об этом. То есть красивую удивительную женщину, как музу художника или модельера, я вполне понимаю. Все остальные области для меня как-то смутны. Но я вполне представляю себе, что я вообще не склонна к созданию кумиров, а вдохновение в моей жизни идет от произведений и жизни других людей (но это из серии восхищаюсь художником как другой художник). Но у нее это любимая концепция, постоянно возникающая ( даже в реальности - мужчины, если не сатрапы и угнетатели, то музы:)). Глава про муз очень интересна как истории, практически я не думаю, что она какое-то отношение к адресатам книги имеет - но все может быть!

Отдельно радуют маленькие котики, иллюстрирущие тексты, на полях страниц. Я и вообще люблю книги с картинками, а такие из серии советов и помощи с картинками веселее.

Книги из этого поста:
"Муза, где твои крылья?" Яна Франк.

"Бизнес своими руками" Ада Быковская.

"Artist's Way" Julia Cameron

"Путь художника." Джулия Кэмерон.

"Кради как художник" Остин Клеон.

Посты про американские книги о рукодельном бизнесе.
LinkReply

Comments:
[User Picture]From: fluenta
2013-07-10 10:18 am (UTC)
А мне Кэмерон — фу, сплошная вода.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 10:21 am (UTC)
Вполне верю, что она у вас создала такое впечатление. Особенно в русском варианте. Никакого сравнения с легким и живым языком у Миу.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shantimora
2013-07-10 04:36 pm (UTC)

Можно ваше мнение

Вы считаете, что перевод проигрывает сильно и принципиально?
Просто у меня дилемма: читать на русском (скорее всего смогу осилить), читать на английском (не знаю, какой там язык, но очевидно потребуются дополнительные усилия и не уверена, что хватит мотивации прочитать, учитывая, что уже лежит несколько начатых книг).

ПОэтому интересно, стоит ли читать на русском (если потенциально есть шанс прочитать оригинал). Или при таком раскладе все же стоит попытаться осилить английский вариант?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 10:17 pm (UTC)

Re: Можно ваше мнение

Перевод, насколько я вижу, не имеет сильных ляпов, то есть говорит то же самое в сути. Просто она довольно художественно сама описывает разные чувства, в переводе это становится более тяжеловесным (и скучным). Если у вас есть оба варианта, я бы вам посоветовала читать по-русски, скользя и выбирая смысл основной - и время от времени смотреть те же куски на английском - особенно, если по-русски фраза кажется какой-то туманной и многозначительной - практически стопроцентно на английском она была понятна и более проста.

Задания вообще читать только на английском! Именно там нюансы очень важны, а перевод от них может уклоняться.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shantimora
2013-07-11 01:30 am (UTC)

Re: Можно ваше мнение

Ага спасибо. Наверное придется на английском, надеюсь там не слишком сложный язык.
Можно еще спрошу?
В английском издании есть две книги - сама книга и рабочая тетрадь. Тетрадь и есть задания?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-11 01:53 am (UTC)

Re: Можно ваше мнение

Все задания есть в самой книге, просто вам нужно их записывать в выбранном вами месте ) тетрадке или файле). А в рабочей тетради те же задания, только с местом для выполнения. Приятно тем, кто любит одинаковый дизайн и все в комплекте, но никакой необходимости нет. Готовые тетради вообще могут вам не подойти - вы, например, пишете больше, а там отведено меньше места.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: shantimora
2013-07-11 05:28 am (UTC)

Re: Можно ваше мнение

О. спасибо! ОЧень ценная информация!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: violet_sac
2013-07-10 10:24 am (UTC)
Спасибо:)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: trans_for_real
2013-07-10 10:35 am (UTC)
Я очень далека от любого рукотворного творчества, но зато я фанат Яны и ее книг.

"Муза, где твои крылья" мне показалась интересной и полезной книгой для всех, кто хочет начать делать что-то новое и неизвестное, не очевидное в его среде. В моем случае, например, это решение в 30 лет стать юристом :)))) полезного масса. А то, что все премеры творческие, не мешает.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 11:34 am (UTC)
То есть для вас она мотивационная в первую очередь?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: 7ya
2013-07-10 12:12 pm (UTC)
Вот для меня тоже она мотивационная.
Я не занимаюсь прикладным творчеством.
Но книга помогла мне решится запланировать и начать осуществлять то, за что я боялась взяться.

Кэмерон в этом смысле тоже очень хороша, но она для «тяжелых» случаев. Книгу Яны я прочла за несколько дней, и она дала мне заряд мотивации и вдохновения. По «Пути художника» я занималась долгое время, и он вытащил меня из какой-то бездны ужаса (это было пару лет назад). То есть обе хороши, но Кэмерон - это как более мощное лекарство.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trans_for_real
2013-07-10 12:23 pm (UTC)
Скажем так, морально поддерживающая. Рассказывает как быть, когда страшно и не понятно, но хочется. То есть, когда не проблема не в том, что не могу придумать новую картинку, а в том что не знаю можно ли с этой картинкой что-то сделать, кроме как на стенку повесить.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: trans_for_real
2013-07-10 10:35 am (UTC)
Не могу вспомнить на каком языке читала Камерон (возможно, что на русском), но мне кажется там как раз про творчество в чистом виде.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: mzwonko
2013-07-10 10:49 am (UTC)
мне после Камерон "Муза, где твои крылья" показалась какой-то неконструктивной что ли. Нам рассказывают про огромную кучу проблем, рассказывают-рассказывают, но каких-либо практических советов не очень много.
Психологическая подоплека и разные творческие задания у Камерон больше побуждают к действию :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 11:36 am (UTC)
Да, у Камерон же именно курс разблокирования творческого начала, проверенный на практике - на себе и других людях, поэтому там прямо программа с упражнениями и постепенными шагами.

В "Музе" по моим ощущениям тоже большую часть книги составляют описания того, кто и как может ставить вам палки в колеса.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tai_smoke
2013-07-10 11:46 am (UTC)
Мне "Муза где твои крылья" пришлась очень кстати, при том, что я вовсе не рукодельник, а музыкант. :) и, что интересно, не только мне, но и паре моих очень академичных друзей-музыкантов. Показалось, что большинство советов очень универсальные, можно перевернуть для любого вида творчества.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 12:02 pm (UTC)
А в чем вам кстати пришлась?

и что для этих друзей-музыкантов оказалось полезным?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: tai_smoke
2013-07-10 12:30 pm (UTC)
Во-первых, просто очень логичным обоснованием того, что творчеством заниматься не страшно и не убийственно.) У музыкантов все так же, наверное, в этом плане, как и у многих художников - когда твои близкие узнают, что ты намереваешься поступать на музыкальный факультет, начинаются стоны ужаса: "ты умрешь в нищете!", "ты сопьешься и станешь наркоманом, потому что в музыке все такие!" и так далее. К последним курсам учебного заведения родственники постепенно смиряются, но все равно очень приятно и обнадеживающе прочитать что-то вроде: "да ну и чего тут страшного? до тебя люди смогли, значит и ты сможешь!", причем так логично выстроенное. :)
Ну и конкретно в плане зарабатывания денег - друг-начинающий композитор впервые серьезно задумался о музыкальных стоках, начал потихоньку грузить туда свои зарисовочки, а так же ищет различные способы поучаствовать в каких-либо проектах, рекламе со своей музыкой, пусть даже пока бесплатно. У него границы восприятия расширились что ли? хотя и до этого было известно, что так можно, но книга его подтолкнула, это очень радостно, по-моему.
Я на практике ничего не использовала, так как пока занимаюсь только учебой, но вижу, как применить советы из книги в будущем. Например, планирование времени и верный расчет затраченных усилий тоже очень актуальная штука - в звукозаписи это более чем важно, ты платишь деньги студии и каждый лишний час влетит в копеечку.
Поиск аудитории - где, как не в интернете, с помощью блогов, фейсбуков и так далее? Так что это тоже подходит. :)
Концепция с вдохновением других мне очень понравилась! Вот конкретно эта мысль, что вдохновению свойственно преумножаться, и если ты кого-то воодушевил, то оно непременно возвращается к тебе. Тысячу раз да, и в музыке тоже.)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: r_deco
2013-07-19 12:38 pm (UTC)
Слушайте, вы мне сейчас целый мир открыли))
Я бросила музыку именно из-за непроходящего ужаса родственников, что я умру в нищете. Я сама в это поверила..
Правда, никакого таланта в композиторстве у меня нет, я чисто технарь-исполнитель. Была.)))
Вся жизнь, вся жизнь под откос!!!! ))
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: clamys_shell
2013-07-10 11:57 am (UTC)
Очень понравилась фраза "токсичное окружение". Только из-за нее я теперь хочу книгу прочитать и даже попробовать советы и упражнения Кэмерон. С творческим началом проблем нет, но вот с окружением... пора определяться.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 12:04 pm (UTC)
Мне самой это англоязычное выражение нравится.

А у Кэмерон очень много упражнений на то, что если вас не любили в нужное время, нужно научиться своего ребенка-художника любить и подкармливать самому.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: clamys_shell
2013-07-10 12:31 pm (UTC)
Ну что ж, попробуем. Лишним не будет, в любом случае.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: oksani
2013-07-10 03:00 pm (UTC)
Я не читала книгу Яны, но про муз, ты видела ТЕД автора "Eat, Pray, Love"? Там есть про "музу", и очень мне понятно.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 10:28 pm (UTC)
Спасибо, сейчас послушаю!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sunflower_juice
2013-07-10 06:29 pm (UTC)
я как раз обе книги одновременно, и они отлично в месте идут, это правда!
очень довольна осталась обеими, хотя мне практически не приходилось сталкиваться ни с чем таким, что описано у Яны (я имею в виду отношению окружающих), но там и без того масса полезных мелочей, и читать очень интересно)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 10:30 pm (UTC)
Да, обе книги еще лучше, чем по отдельности:)

А что вам полезным оказалось?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sunflower_juice
2013-07-11 06:50 am (UTC)
ну во-первых, и это забавно, меня как-то очень воодушевил процесс чтения части про демотивирующих людей, который сопровождался постоянными мыслями "боже, да как же мне повезло-то! у меня этого не было. И этого тоже. Да я такая везучая"=)))

Во-вторых, тоже какая-то параллель с Кэмерон у меня вырисовалась, и все задания захотелось сделать, чтобы посмотреть - так ли оно все, как я представляю себе.

А еще важная штука - задумалась над тем, чего же на самом деле хочется, и одну штуку, которой не хочется, но пытаюсь освоить, вычленила.

Вообще вот тут писала про книгу по свежим следам.
http://sdelanorukami.livejournal.com/162137.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hopeless_ya
2013-07-10 09:27 pm (UTC)
Я так рада,что ВСЕ эти книги есть!)
жаль не было в молодые годы под рукой и этих и других)

художники для художников
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-10 10:32 pm (UTC)
Это правда! с книгами перестало ощущаться, что художники это кто-то отдельные от людей существа. Я рада, что множество людей занялись чем-то творческим и принесли дополнительную радость в свою жизнь.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: artsandra
2013-07-11 04:53 am (UTC)
Нужно где-нибудь сделать пометку в рецензиях на книги Яны и Ратковски, что они предназначены для начинающих людей с нулевыми знаниями. Потому что после пяти лет не ахти какого, но художественного образования, эти книги не дали никаких знаний и ничего интересного. Я расцениваю их просто как хлам, единственное, что останавливает от выкидывания "профессии" в мусорку - красивая обложка.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2013-07-11 07:15 am (UTC)
У Ратковски как раз книга рассчитана на человека, который уже умеет рисовать и которого не нужно этому учить. Она про то, как уже умеющему рисовать человеку заниматься коммерческой иллюстрацией, каким образом придумывать то, что он сумеет физически нарисовать.

Я уверена, что есть люди, которых именно этому уже учили в художественных заведениях - и вероятно, вы принадлежите именно к ним.
(Reply) (Parent) (Thread)