?

Log in

No account? Create an account
Дети и родители - ехидны или тигромамы? - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Дети и родители - ехидны или тигромамы? [Jun. 29th, 2012|12:55 am]
Alika
[Tags|, ]

Что влияет на детей в воспитании? Мне кажется, я уже как-то рассказывала эту историю, сегодня опять ее вспомнила. Был такой эксперимент - в комнату, полную всяких увлекательных вещей - книг, игрушек, игр, приспособлений запускали родителей с ребенком. Им нужно было там подождать чего-то. То есть им ничего не говорили, что можно или нужно делать в этой комнате, просто они неопределенное время ждали.

И дети и родители вели себя по-разному, их снимали на камеру. А потом сопоставляли поведение и уровень ребенка, его развитие и социальные умения.

Так вот, самые развитые, активные и умные дети были у родителей, которые сами бросались с увлечением листать книги, крутить колесики и рассматривать устройства. Они не "занимались" ребенком,не воспитывали его в этот момент - просто пропадали сами в своем интересе.

На втором месте были родители активные и направленные на детей - а давай покрутим это колесико, а смотри какая книга, о, какая игрушка. Они читали детям, играли с ними игрушками и всячески их развлекали.

На последнем месте, самыми неразвитыми умственно оказались дети, родители которых принуждали сидеть смирно. Эти родители сели в указанное им место и просидели там смирно, заставляя смирно и вежливо сидеть своих детей, шепотом пресекая все попытки что-то потрогать или взять. Причем они были убеждены, что учат хорошему - слушаться, не брать "чужого" без спроса, не делать ничего без разрешения.

LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: wollsen
2012-06-29 08:15 am (UTC)
Можно своровать?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-06-29 08:22 am (UTC)
Рассказ?:) конечно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: ircon
2012-06-29 08:15 am (UTC)
Один раз наблюдала такую картину. Бабушка лепила в песочнице внуку куличики, внучок их сломал, бабушка его наругала и забрала из песочнице и они ушли.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: anna_cornelia
2012-06-29 09:13 am (UTC)
Типичная история...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: veruchka
2012-06-29 08:15 am (UTC)
я помню описание этого исследования. Самое печальное то,что когда дети идут в школу все происходит ровно наоборот: школа поощряет родителей и детей 3го типа и всячески порицает первые 2( я не знаю как в америках,я про российские реалии еесно)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-06-29 08:24 am (UTC)
Любая организация поощряет управляемое поведение. С другой стороны она просто функционировать не сможет, если все абсолютно будут в лес и по дрова.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: diletant_xpenob
2012-06-29 08:31 am (UTC)
Черт, а ведь глубоко сидит, что чужое без спросу трогать нельзя! Я представила себя сейчас, взрослой, в таком месте. Мне страшно бы хотелось "поиграть", но я бы только и позволила себе аккуратно, по возможности не трогая, рассматривать. То есть, если не предупредили, что можно трогать-играть, то и значит по умолчанию нельзя. И будь я не одна, а в компании ребенка, я бы честно ему сказала, что да, ужасно хочется поиграть, но без разрешения же нельзя :(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: frisss
2012-06-29 08:41 am (UTC)
а у меня включается "этожеребенок" - если штуки не под стеклом, значит они тут для развлечения ожидающих детей. Главное, чтоб не сломал.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arta_nika
2012-06-29 08:40 am (UTC)
у меня по этому поэтому поводу вопрос - а проверялась ли как-нибудь версия, что это генетическое?

что у умных родителей - умные дети, у не очень - соответственно.

т.е. корреляция есть, но есть ли причинно-следственная связь?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: cloudcat
2012-06-29 08:33 pm (UTC)
У меня та же мысль возникла
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: isole
2012-06-29 08:51 am (UTC)
Эксперимент хороший, но все-таки условный. И дети, я думаю, разные. Одни умеют себя занять, другие нет - их нужно заинтересовывать. Это ведь обычные маленькие люди, с разными характерами.

Кстати вот об этом "самые развитые оказались... - самые неразвитые умственно оказались" - это как удалось измерить?
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arta_nika
2012-06-29 09:53 am (UTC)
измерить развитие как раз довольно просто - есть специальные тесты, проверяющие соответствует ли развитие возрасту.

просто эта история - по крайней мере так, как она описана в посте - на мой взгляд, ничего не доказывает.
это вполне может оказаться вопросом наследственности.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: taoky
2012-06-29 08:51 am (UTC)
Я замечаю то же самое по Максиму: мне интересно резать и клеить - ему тоже, лепка меня не вдохновляет - и его заинтересовать толком не могу(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: metka_chornaya
2012-06-29 09:03 am (UTC)
Они были убеждены, что учат хорошему - не брать чужого без спроса....

Тут что, подвергается это сомнению? Брать чужое - хорошо?

Логика-то понятна - те, кому все интересно, они открыты новым знаниям, соответственно нейроны в мозгу размножаются, создают новые связи и тд. А те, кого регулярно одергивают, они теряют интерес к новому, интерес учиться и понятно, что мозг без нагрузки хиреет. Это хорошо видно на примере детей в детских домах, где послушность ставится на первое место, а развитым интеллектом обычно обладают неудобные дети.

Хорошие манеры еще никто не отменял. Отсутствие уважения к чужой собственности еще ни к чему хорошему не приводило )) При всем наличии ума.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svinkavoblakah
2012-06-29 09:11 am (UTC)
Заинтересовала история, т.к. показалась похожей на эксперимент Криттенден, но с другим акцентом. В Вашей истории - на развитие познавательной деятельности, а у Криттенден исследовалось формирование привязанности. http://rudocs.exdat.com/docs/index-43224.html

Вот прямая цитата (просто это целый курс лекций):
"В рамках изучения стратегий воспитания потенциально одаренных детей и связи их с наличием познавательного интереса у их родителей интересны наблюдения В. С. Юркевич, которые указывают на то, что одаренные дети, как правило, вырастают в семьях безусловно интеллигентных, скорее даже в семьях интеллектуалов. И дело здесь не в особых генах, а в атмосфере в семье, стиле детско-родительских отношений, в системе ее основных ценностей. Для одних семей главное — потребительские интересы, а в других семьях у родителей были , есть и будут при любой политической и экономической погоде духовные интересы.

Проводился эксперимент, в результате которого у детей 8—9 лет выявляли познавательную потребность, а затем и способности. А параллельно выделились и некоторые стратегии поведения в воспитании детей в зависимости от познавательного интереса, свойственного родителям (в данном случае мамам) потенциально одаренных детей . ( Для этого эксперимент проводился вместе с мамами детей.) Проходил он следующим образом: в большой комнате было собрано много самых разнообразных игрушек, машинок, книг, альбомов, туда пригласили мам с детьми и попросили подождать минут сорок, им разрешили делать все, что им нравится, обращаться к экспериментатору за советом также разрешалось. Экспериментатор же мог видеть все происходящее в комнате через зеркало Гезелла.

Мамы и дети вели себя, естественно, по-разному, и в результате можно было выделить четыре основные стратегии поведения мам и детей.

Первая — мама начинала усиленно воспитывать свое чадо. Прямое воспитательное воздействие.

Вторая — мама, оглядевшись, видела, что в комнате много непонятного, и начинала звать экспериментатора, чтобы он рассказал, как и во что им играть, чем заниматься в этой комнате. Стратегия — «возложение ответственности».

Третья — мама, тоже оглядевшись, вдруг замечала что-то давно ее интересующее, и прежде всего сама погружалась в познавательную деятельность, предоставляя ребенку возможность самому найти подходящее занятие. Стратегия — саморазвитие.

Четвертая — самая незамысловатая: мама просто ожидала начала эксперимента, призывая к тому же ребенка, иногда даже одергивая его, хотя им разрешили вести себя свободно.

Именно четвертая стратегия наименее благоприятна для развития познавательной потребности, а значит, способностей. Именно у этих мам чаще встречались недостаточно развитые дети со слабо выраженной системой интересов. Часто у этих детей основными интересами были потребительские.
346

Мамы второй стратегии считают, что воспитывать их ребенка должны специально обученные люди, и с большой охотой отдают своих детей в разного рода группы развития. Эти группы — хорошее дело, но они никогда не заменят семейного воспитания.

Самой же благоприятной является третья стратегия — саморазвития. Дело в том, что дети в этих семьях живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры.

Но здесь существует опасность навязывания родителями ребенку своих интересов, не замечая его. Родители же должны как бы идти за ребенком в развитии его интересов, не навязывая своих (Юркевич)."
http://psychlib.ru/mgppu/SPs/SPs-001.HTM

И еще вспомнила эксперимент с игрушками, но без родителей - исследование формирования агрессии. Нам о нем рассказывали на лекциях, но я сейчас навскидку не нашла источник.
Одной группе детей показывали привлекательные игрушки, дети могли смотреть на них, но не могли взять и поиграть. Вторая же группа имела такую возможность. При вторичном попадании в комнату с теми же игрушками дети второй группы так же играли по своему выбору, а дети первой "отыграли" свою фрустрацию сломав и испортив прежде недостижимые вещи.
Тут я вспомнила цитату из Набокова "Балуйте своих детей, балуйте. Вы ведь не знаете, что их ждет впереди." Вобщем, тоже об отношениях детей и родителей с другого угла )

Edited at 2012-06-29 09:57 am (UTC)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: lyamur
2012-06-29 09:27 am (UTC)
Не, там не совсем так. Там не три, а четыре группы было родителей, по итогам эксперимента.
На первом месте по результатам тестирования были дети тех родителей, которые кидались сами играть в игрушки, радостно крутя колесики. На втором - дети родителей, которые садились и мирно читали журнальчег, пока ребенок сам себя развлечет (ребенок осматривался, понимал, что ничего страшного, мама рядом - и начинал вертеть колесики в свое удовольствие). На третьем месте,причем с огромным отрывом от первых двух групп - были дети, родители которых истерически их развивали: "Васенька, глянь! Колесики вертятся! А вот у куклы ручки поднимаются!". Ну и на последнем месте по успехам, предсказуемо, были дети, которых родитель бил по рукам с криком: "А ничо тут не трогай! Сиди спокойно! Ровно сядь и жди!!!"
То есть, разрыв между первой и второй группами (детьми увлеченных родителей и родителей-пофигистов) был небольшой. Также небольшой разрыв показали группы детей, которых "насильно развивали" и детей, которых "били по рукам". А вот между первой/второй и третьей/четвертой группами был разрыв как раз большой-пребольшой.

Там в исследовании психологи делали вывод, что никого не надо насильно развивать, оно само разовьется. Интересно вам - играйте, неинтересно - обеспечьте ребенку спокойствие и защиту и ради бога, ради бога не лезьте никого развивать. Ребенок должен сам исследовать мир, на свой вкус. А те, кого насильно развивали - как раз мало отличались от тех, кому запрещали все. Это такая мягкая форма насилия - делать все за ребенка, жить за него его жизнь.

Я вот это читала про тот эксперимент.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svinkavoblakah
2012-06-29 09:40 am (UTC)
Прямо над Вашим мой развернутый коммент со ссылками (поэтому, пока Алика не открыла, невидим)- я нашла описание эксперимента и исследование, т.к. сама заинтересовалась.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: amirairina
2012-06-29 09:38 am (UTC)
ой,спасибо!! вы меня так успокоили!! а то вечно сижу - то шью,то украшения,то рисую...конечно с сыном и паровозики возим, и кубики строим, и книжки читаем,а все равно червоточит в душе: вот мало ты с сыном занимаешься... :) спасибо огромное!!!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: annarakhmanina
2012-06-29 09:49 am (UTC)
Да! Именно так! Утащила к себе через "плюсик"! Спасибо!
В школе у меня всегда была тройка или даже двойка по поведению. И я всегда везде лезу... Интересно же!
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: svinkavoblakah
2012-06-29 09:52 am (UTC)
Я, пока мой предыдущий коммент закрыт, не могу на него ответом написать, а добавить хочется уже от себя.
Я из семьи с насыщенной развивающей средой... и могу оценить недостатки. Ну, достоинства ее очевидны, вроде бы... Недостаток большой возможен (не обязательно) в том, что увлеченные родители мало замечают ребенка в принципе и на щедром развивающем полигоне ребенку может не хватать каких-то "простых" человеческих вещей вроде теплоты общения и близости. Навыков общения в социуме. Также родители (там в описании эксперимента указано) могут невольно склонять ребенка в поле понятных им увлечений и не замечать его индивидуальных склонностей и тут возможно проблема, если ребенок "заточен" подо что-то совершенно другого порядка.
В целом оно показательно и верно, но, короче, подводных камней и там хватает...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: nastasyia
2012-06-29 11:10 am (UTC)
А что с детьми тех родителей, которые просто сидят и втыкают в одну точку? ;)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: arta_nika
2012-06-29 01:24 pm (UTC)
отдают родственникам, пока родители не выйдут..:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: wasilisa
2012-06-29 02:10 pm (UTC)
Меня в детстве очень волновало, почему в поликлинике в кабинете у врача все игрушки стоят на каком-то высоченном шкафу, до которого нельзя дотянуться. В скучной очереди просидишь долго-долго, потом заходишь в кабинет - там наконец-то есть игрушки, но взять их всё равно нельзя. Потом я подросла и стала утешать себя мыслью о том, что эти игрушки на шкафу были для очень капризных и непослушных детей, и для тех, кто отчего-то врачей боится. Но осадочек остался, да.
И я бы в такой ситуации попала в четвёртую категорию, тут не указанную. Мама читала бы свою, принесённую с собой книжку, а мне разрешила бы аккуратненько на всё посмотреть, потрогать, но оставить всё в первоначальном состоянии.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>