?

Log in

Цветаева по следам воспоминаний - Перемена участи [entries|archive|friends|userinfo]
Alika

[ website | artalika ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Цветаева по следам воспоминаний [May. 5th, 2012|10:41 pm]
Alika
[Tags|, , , ]

Интереснейшая картина встает из кусочков воспоминаний о Цветаевой. Например, внешность.

Романтическая поэтесса обязаны быть красивой или иметь интересную внешность. Поэтому из все-всех фотографий Цветаевой выбрали одну, где она выглядит лучше всего - и смотрит большими глазами прямо, и слегка улыбается (жалобно), и волосы, коротко остриженные, взвиваются углом с одной стороны. Ее и стали тиражировать, а еще перерисовывать - и в процессе делать глаза больше, волосы кудрявее, щеку уже, а шею - длиннее.

На самом деле она не была ни красивой. ни даже женственно-привлекательной. В детстве упитанная плюшка с немного сонными близорукими глазами, в юности и молодости круглолицая и щекастая, с дурацкими круглыми очочками на невидящих глазах, плотная и коренастая, с лохматыми, обстриженными волосами. Тогда она вытравляла волосы пергидролем и люди вспоминали хотя бы "золотые" легкие летающие волосы. Позже, видимо, перестала - и волосы оставались фирменного русского цвета - бесцветно серо-коричневыми, потом быстро поседели.

Вспоминающие рассказывают, что лицо у нее было широкое, крестьянское, щеки, судя по фото, одутловатые - не романтические, нет. В лице ее не было цвета, оно было странно и неприятно однотонное, без кровинки, либо серое, либо изжелта коричневатое. Волосы она стригла жестоко, по прямой - высоко горизонтально и брутально отмахнутая челка и на уровне ушей в кружок обстриженные остальные волосы. Перестала их красить, никогда не делала причесок, просто волосы квадратной скобкой.

Она перестала носить очки и почти ничего не видела. Глаза у нее были большие, в моменты незаинтересованности бледные, бесцветные, "слюдяные". Зеленели, если она была оживлена. Все отмечают, что она не смотрела в глаза людям, прямо в лицо во время разговоров - с опущенной головой смотрела в сторону, уводила взгляд. Мало кому это нравилось в разговоре с нею. Людям высокомерным, наверное, казалось, что она застенчива и неуверена в себе до оглушенности, людям неуверенным в себе она казалась высокомерной, не смотрит в лицо, делает вид, что тебя нет, подчеркивает, какое ты ничтожество. Нос большой и с горбинкой, восхищал некоторых на профилях. Рот сухой и повернутый скорбной скобкой вниз.

Она была ниже среднего роста, очень прямая - стройность выправки, небывалую выпрямленность фигуры отмечают все - и при этом ничего женственно-аристократичного в этой выпрямленности не было, это была не стройная гордая осанка дамы, а деревянная жесткая выпрямленность, придававшая ее движениям стиснутость, не плавность, а рубленность, мужиковатость. Коренастая и угловатая, она никогда больше с детства не была округлой или полной, всегда худой, но прямоугольной. Никаких попыток украсить себя, сделать женственной - она не испытывала надобности в красивой одежде или украшениях, не делала попыток следовать моде. Квадратное платье в талию с насобранной юбкой или квадратная блуза и квадратная юбка, перетянутые ремнем ( все отмечают тонкую талию), тусклые ткани, ничего игривого. Вспоминающие пишут - серое и коричневое, унылые тряпки, унылость и поношенность, серость и землистость - основные характеристики ее одежды.

При этом пальцы ее были унизаны толстыми серебряными перстнями и кольцами, а на запястьях были широкие браслеты. Я подозреваю, что это не было для нее женскими украшениями. Все отмечают что руки у нее были грубы и широки, с толстыми грубыми короткими пальцами, неожиданно крестьянские - плюс она никогда за ними не ухаживала, сухие, коричнево загорелые, в угольной пыли, в следах работы.

Зато она была неутомимым ходоком, и походку ее все описывают как особенно легкую, точную и летящую.

У нее не было вообще зрительной чувствительности, она не любила и не понимала любое изобразительное искусство - очень странно для дочери основателя, собирателя и директора музея изящных искусств. Не любила она и музыку, хотя ее мать была страстная и талантливая музыкантша. От этого, наверное, и не украшала себя, не видела надобности в женском и прелестном, в наглядном. Основной канал ее и приема и передачи был словесный, чисто словесный.

Люди рассказывают, что она была блестящим собеседником, сыпала цитатами, мыслями, умозаключениями, строчками, колкостями - с такой интенсивностью, что общение с нею выматывало. Удерживать нить, понимать и не пропускать все ее мысли, логику и идеи было напряженной работой. Она очень много знала ( читала массу). Но любви ее были ограниченными - немецкая готика, да, но античность или возрождение ее практически не интересовали.

Она не любила и не умела работать - вообще ничем и никем - и никогда. Сначала были родители с достатком и няни сменялись у детей как перчатки. Потом в нищете она все равно не работала даже в самые трудные времена. Только писала стихи или продавала вещи. Не знаю, гордилась ли она этим, но во всяком случае не пыталась ( кроме самого последнего заявления - на работу посудомойки). Не давала уроков, не работала корректором, не присматривала за детьми - ничего практически за всю свою взрослую жизнь. С полуотвращением делала минимально необходимую домашнюю работу, потому что некому больше - готовила полунесьедобную еду, стирала тряпки. Ни в одном ее жилище не было даже попытки уюта, попытки сделать его удобным или красивым, женским. Ей было все равно, в чем она живет, что носит и что ест.

При этом помощь людей она принимала по-королевски - не замечая и не благодаря за то, что эти смерды для нее незаметно делают. Многие пытались ей помогать, но она принимала, не замечала и жаловалась насколько она одна, нет никого и никому до нее нет дела. Любовь ее к себе была гипертрофированной, но не счастливой и легкой - такой, за которую и окружающие любят этого человека больше. Нет, она была преисполнена колоссального самомнения, самоуважения, преклонения перед собой. И писала стихи, выговаривая себя, обговаривая себя так, что это было на грани неловкости - почти мания величия. Из этой мании вытекало и отношение к людям. Обычное добро ею практически не замечалось, любовь к ней казалась обязанностью. Она мечтала о человеке фантастически несуществующем - чтобы он был полностью как она - любил те же тексты, исповедовал те же взгляды, восхищался теми же идеями, писал о том же - и чтобы вдобавок ко всему у этого человека не было другой жизни, как любить, обожествлять и заниматься только ею - всецело, без остатка.

Из этого страстного желания, я думаю, росли все ее воображаемые романы и ее воспитание дочери. Дочь она воспитала в страстном преклонении к себе, разговаривающую в свои маленькие года высоким, выспренным, пафосным языком. Дочь казалась вундеркиндом - столько сложных слов, стихов, взрослых разговоров. Но скорее всего это была просто маленькая обезьянка, любившая мать, но натасканная на этот взвинченный вундеркиндеризм. ( Я читала письма к матери ее из приюта - их неловко видеть, страстный молящийся так не разговаривает с видением богоматери). Обожание это долго не продлилось, девочка выросла, вундеркиндство исчезло, девочка как девочка. Затем в эмиграции она увлеклась советским союзом, залюбила страшно социализм, мать была побоку, даже живя вместе они реже виделись. И между тем в крайнюю нищету, когда отец был болен, а Марина, как всегда, ничего не могла, жила вся семья на копейки, вырученные за связанные Алей шапочки и шарфы.

Маленькая Ирина даже не упоминается в мемуарах людей, многие пишут - она страстно любила своих детей - Алю и Мура.

В Муре она опять пыталась возродить существо предельно близкое ей по духу и страстно ее любящее - но не вышло. Он был не по годам развит, начитан-натаскан, но мать в грош не ставил, прикрикивал на нее, чтобы она заткнулась и не молола чуши - и так же как отец и сестра загадочно свихнулся на невидимом ему советском союзе.

Во всех романах ее ( с мужинами) и во всех страстных дружбах ( с женщинами) было одно и то же. Она неспособна была видеть людей, общаться с ними в реальности. Либо они как у лягушки не оседали на сетчатке ее глаза и она не видела того, что они для нее делают. Либо, если они попадали на сетчатку - они там вспыхивали как на сетке под током. Ей начинало мерещиться, что человек этот какое-то немыслимое светило всех великолепных качеств, сияющий рыцарь, сгусток страсти и взрыв всех чувств. Она придумывала, как сумасшедший в трансе, несуществующего человека и обрушивалась на него, как кит, сотнями тонн восхищения, восторга, тоннами слов. Очень скоро либо человек уставал не соответствовать и сбегал, либо она обрушивалась на него негодованием, что он не такой как "обещал" - но дружбы расстраивались через полгода, "любви" испарялись.

Ее единственный, как считается, роман за пределами брака, описывается его героем в тонах уклоняющихся, слегка раздраженных и очень дружеских. Герой его говорит, что это была прекрасная дружба, но никаких любовных чувств он не испытывал, перейти границу не в состоянии был и не мог отвечать на ее чувство. У нее же внутри бушевал свой параллельный "роман". И когда он женился на женщине, милой и хорошей, которую полюбил, Цветаева обрушилась на него своим чуть ли не самым известным стихотворением - "Попытка ревности".

В нем такая сила самовозвеличивания, такая убежденность в своей грандиозности, что любая другая женщина - это пошлая, стыдная, омерзительная ошибка:
После мраморов Каррары
Как живётся вам с трухой
Гипсовой?

При этом она всю жизнь любила мужа. "Любила". Они говорили друг другу "вы", что еще не криминал - но после воссоединения в Чехословакии и рождении сына Мура им было совершенно нечего друг с другом делать - вообще! Он не интересовался ее стихами, она не интересовалась его политикой, у каждого была свою жизнь, которые не только не пересекались, но и не зацеплялись даже за столом петлями рассказов о своем, дорогом. Ни взгляды, ни вкусы, ни интересы их не имели никаких общих зацепок для разговоров. К этому времени отошла от общения старшая дочь и стремительно вырастал сын, тоже почти презиравший мать.

С сыном еще интересное. Он родился с обвитием пуповиной, его долго пытались оживить, он рос не похожим на родителей. Старшая дочь тоже не походила на нее - с огромными светлыми голубыми глазами и маленькой нижней челюстью - такой приплюснутый диснеевский олененок, но взявший что-то от отца. Мур же рос гигантским жирным ребенком. Отец его был высок и худ, как лезвие шпаги, мать коренаста и круглолица, а он был маленьким дирижаблем с золотыми кудрями. Интереснейший кусок там есть, касающийся вскармливания младенца. В три месяца Мура Цветаева пишет: «Мур перед каждой едой получает по чайной ложке лимона, живого, без сахара, а есть пережаренную дочерна муку на масле, разведенную в 200 граммах воды и молока (125 воды, 75 молока — разовая порция). Это — система германского профессора Черни,спасшая в Германии во время войны сотни тысяч детей." В ссылке на имя написано - Адальберт Черни (1863–1941) — педиатр, один из основателей современной детской терапии. Ввел масло и муку в кормление грудных младенцев; питание получило название «Butter-Mehl-Nahruntg» («буттер-мель-нарунг»).

Еда такая пошла ему на пользу, или на физиономию - все вспоминающие в один голос говорят об огромном не по летам ребенке с жирным лицом и ангельскими кудрями. Вот, например, он среди одноклассников - гаргантюа. А тут ему девять или десять лет, слева стоит седая Цветаева из прямоугольников. ( тут еще много фото)

В воспоминаниях есть рассказ Лидии Чуковской - про последние-последние встречи с Цветаевой. И там хорошо видно ее полное безразличие к людям. Она думала о самоубийстве - и у нее были основания, незадолго до этого советская система перемолола и утянула на дно и мужа ее и старшую дочь. Напрасно одна так радостно рвалась в советскую коммуну, а второй совершил убийство ради старой новой родины. Аля села в лагеря на 18 лет, Эфрона убили. Мура обожала с последней страстью Мура, но выцелованный сынок вытирал об нее ноги. Ей было в общем-то не для чего жить. Но если читать Лидию, видно, что люди вокруг делали усилия держаться на плаву, и эти люди помогали Цветаевой - заступались за нее, организовывали ей прописку, принимали у себя, искали ей жилье. Она же поступила, как поступала всегда - только теперь несчастья ее казались ей стократно оправданием поведения - она не заметила помощи, не заметила рук протянутых, чтобы остаться и делать что-то - она посчитала, что никого вокруг нее нет, никому нет дела, а она не может, не умеет и не хочет что-то делать для себя.

Какая-то страшно изломанная дисфункциональная семья - что ее родительская, что ее собственная, помноженная на ее гипертрофированную психику - и сверху положен дар стихосложения. Причем сама она никогда не имела идеи божественной - и божественного дара - это всегда был ее талант и просто ремесло, требующее огромных усилий. Ей нужно было прожить жизнь в психлечебнице, поместье с садом вокруг, никаких детей и мужей, маленькая комнатка со столом, без украшений и излишеств, тетрадь с ручкой, чтобы кормить принудительно выводили, а остальное время пусть бы писала и писала, да участвовала в бурных воображаемых романах с Наполеоном из 12-й палаты и рыцарем Роландом из 18-й...

upd. Я поспать, возможность коментов пока закрою. Френды попадут сюда еще неоднократно, а случайные пробегатели из топа сегодня не смогут побаловать себя, рассказав мне мой диагноз - а завтра уже забудут и побегут за новыми погремушками.
upd2. открыла.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>
[User Picture]From: anfa
2012-05-06 05:47 am (UTC)
подписалась на комменты о "волосы оставались фирменного русского цвета - бесцветно серо-коричневыми" :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 07:37 am (UTC)
Это, правда, фирменный русский цвет. У нас у всех в семье такой. Внутри семьи я его еще точнее называю, здесь не стану:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: hnyu
2012-05-06 08:21 am (UTC)
Лучше задуматься и почитать все-таки сами воспоминания, а не опираться на одно суждение)
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: np_morozova
2012-05-06 06:02 am (UTC)
Марина-гений поэзии, а гении нормальными не бывают.Ей нужно было прожить жизнь так, как она прожила-в сумашедшем доме стихи не пишут-там пишут бред. И в ней было не только то, что здесь написано. Сейчас читаю дневники ее сына, у меня нет ощущения, что он мать ни в грош не ставил.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: linia_o
2012-05-06 06:37 am (UTC)
Соглашусь. Тоже читала и о Муре и его - не сложилось впечатления, что он плохо относился к матери и об нее ноги вытирал. Просто он был мальчишка, подросток, вот и не выражал ярких восторгов, и не все ее поступки одобрял. Если сравнить с подростками, о которых в пси-беби пишут - так он вообще ангелом был.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: saga_zp
2012-05-06 06:13 am (UTC)
Прочитала "одним махом". И ведь правда, мы зачастую даже не задумываемся о том, каким был человек. Это не значит, что он хуже или лучше, просто в совокупности с творчеством получается несколько иная картина, чем привычное "усредненное"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 10:31 am (UTC)
Или романтически приукрашенное:)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: meamia
2012-05-06 06:20 am (UTC)
Интересно, что она вела себя просто по-мужски, как сотни гениальных литераторов до нее - не замечая никого и ничего, кроме своего творчества,не имея страсти к самоукрашению, и при этом о любви писала тоже с позиции "верхнего", не забывая и того, что "я - только девочка", реальности своего положения. А предъявляют ей претензии, как к "womanly woman", которой она никогда и не пыталась быть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: sati_tro
2012-05-06 07:06 am (UTC)
Согласна с вами. Что сразу предполагает разный формат требований по гендерным критериям. Что к гениям, что к обывателям.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: svinkavoblakah
2012-05-06 06:27 am (UTC)
Я о Марине читала воспоминания только Анастасии. И у меня по ним сложилась похожая на описанную Вами, картина. А ведь писала любящая ее сестра... Саму Анастасия я, по совокупности ряда черт, всегда нежно любила. А вот Марина, и еще другой большой русский поэт, Есенин, во мне всегда, еще до прочтения биографий, вызывали какую-то смутную антипатию (по-человечески, не как поэты), которую биографические подробности только укрепили. А о Есенине писал тоже его любящий друг, Мариенгоф...
В воспоминаниях Анастасии многое казалось прекрасным: картины детства, а многое очень и очень странным. Думалось: как это у них так... очень жестко, недружелюбно поставлено в семье то и то... все какие-то - иглами вперед, что ли...
Начиная с первого: няня Марины, цыганка. растоптавшая подаренные серьги...
Крайне неприятно, помню, поразила идея отца их написать портрет покойной супруги в гробу. Правда, потом я узнала, что вообще существовала мода на "посмертные дагеротипы" - бррр...
В целом я согласна по последнему абзацу, но, возможно, в такой обстановке она бы ничего не написала...? Она же стремилась впечатляться, а в замкнутом пространстве призраков впечатления слабее, чем в жесткой реальности...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 07:20 am (UTC)
Там по ссылке, что я дала, есть в начале воспоминания их старшей сестры, от первого брака отца.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rina_liddell
2012-05-06 06:27 am (UTC)
Большое спасибо за этот пост!
Это мало того, что очень интересно, но еще и проясняет это странное настроение, которое меня всегда от Цветаевой отталкивало.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rogovsky
2012-05-08 03:34 am (UTC)
Цветаеву не читал и горжусь этим!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: bay_of_joy
2012-05-06 06:32 am (UTC)
на фотографиях, ссылка на них как раз дана в этом тексте, видно, что Марина вовсе не коренастая и квадратная, а узкая, грациозная и изящная, по-моему...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: obormotkina
2012-05-06 06:43 am (UTC)
по-моему, тоже
читаю и диву даюсь
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
(Deleted comment)
[User Picture]From: arpad
2012-05-06 06:44 am (UTC)
Забавно что такая же социальная дисфункциональность у Мандельштамма но ему ее спокойно прощают. В том числе в воспоминаниях.

Женский шовинизм страшнее мужского :)
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: izba_shitalnja
2012-05-06 06:50 am (UTC)
как много похожего с Ахматовой
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: synthetic_opal
2012-05-06 06:51 am (UTC)
очень интересно спасибо
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: gordoshka
2012-05-06 06:54 am (UTC)
все это ерунда, лишь одно имеет значение - Цветаева гениальна, она великий поэт, а другое можно забыть и\или простить.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 07:26 am (UTC)
Ей нужны были условия для творчества - только оно одно было важно, а приходилось ей заниматься кошмарно не теми вещами:(
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: obormotkina
2012-05-06 06:56 am (UTC)
мне Цветаева неприятна как человек и неблизка как поэт.
Но считаю, что что справедливости ради надо привести цитату из воспоминаний сестры.
Анастасия Цветаева описывает Марину, какой она увидела её после недолгой разлуки в 1911 году:

"Я никогда за всю жизнь не видела такой метаморфозы в наружности человека, какая происходила и произошла в Марине: она становилась красавицей. В ней все менялось, как только бывает во сне. Кудри вскоре легли кольцами. Глаза стали широкими, вокруг них легла темная тень. Ни в одной иллюстрации к книге сказок я не встретила такого сочетания юношеской и девической красоты. Ее кудри вились еще круче и гуще моих. Я никогда не была красавицей, а Марина была ею лет с девятнадцати до двадцати шести, лет шесть – семь. До разлуки, разрухи, голода"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 07:27 am (UTC)
Она еще очень красиво ее описывает в Чехии, с маленьким Муром. У меня описанное ею платье стояло в глазах много лет. Теперь я его увидела на фото.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rupasov
2012-05-06 07:00 am (UTC)
Был бы я Цветаева, у меня бы тоже бы мания величия началась. ))
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: hungarianl
2012-05-06 07:12 am (UTC)
Теперь я понимаю, почему вы так любите готовить еду впрок, замораживать ее, а потом доставать по маленькой порции из морозилки, и потреблять - не различая прелести свежего, вкусного и натурального.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: jalynski
2012-05-06 07:17 am (UTC)
:)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: allekta
2012-05-06 07:12 am (UTC)
Мне всегда было странно, как мало Цветаевой готовы были прощать - в то время, как другим, более удобным и социализированным прощалось многое. Не говоря уж о Муре - выцелованного мальчика просто вмесили в землю под Полоцком, а ему все вспоминают, как он жирен был и надменен.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: timoniere
2012-05-06 10:51 am (UTC)
Думаю, ей прежде всего Ирину не простили. Все остальное просто довеском пошло.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 07:31 am (UTC)

Re: Зачем так много слов?

Это вы можете оставить в отзывах под книгой воспоминаний. Они могут устыдиться, зачем так много слов, внять вам и изъять книжку.
Но я бы сильно не расчитывала, честно говоря.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: sfed
2012-05-06 07:37 am (UTC)
Если покопаться в каждом человеке, то можно найти много недостатков и странностей. Но "каждые", как правило, неинтересны.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: homyakaze
2012-05-06 07:43 am (UTC)
Грустно это все очень. Да, похоже, не создана она была для семейной жизни совершенно. И в этом ее своеволии было что-то болезненное. И плоды воспитания, да. Определенно справлять какие-то даже базовые, минимальные "женские" нормы ей было тяжело. Такой ребенок требовал мягкой, но постоянной социализации и, возможно, внимания специалиста. Признаться, при осознании ее странности и эгоизма, испытываю к ней некоторое сочувствие, так как не имею ни малейшего постоянного интереса к стирке, готовке и устройству домашнего быта (кроме, пожалуй, украшательства дома и элементарных "чтоб было самому чисто и приятно"), поэтому с особым удовольствием наблюдаю, как люди с этим красиво справляются, оставаясь собой. А для не приученного ко всему этому харАктерного неадеквата с убежденностью в своем призвании и сосредоточенностью на одном - даже эти малости, наверное, казались пыткой и каторгой. Про заработки: пришлось пережить ситуацию, где могло спасти только умение найти кардинально другой выход, а мысли упрямо катались по одним рельсам, делая жизнь безвыходной. Спустя время: бац! Надо было лишь смотреть шире! Может быть, у нее как раз этих "бац!" и не могло случиться, в силу опыта, мышления, характера, воспитания, чтобы найти другие способы "крутиться".
К слову, иногда очень интересно было бы переселить разных талантов и гениев в наше время в разные места и обстоятельства и посмотреть, что бы получилось. Какую сферу избрал бы Моцарт? Какую профессию все-таки выбрал бы Шопен (есть варианты!)? Как жилось бы Пушкину? С кем из моих современников их можно сопоставить? Цветаеву - в том числе. Некоторые жизни представляются мне более счастливыми, и она - не исключение.
Про неумение считаться: почему-то кажется, что это не злой умысел, а какое-то убийственное непонимание чужих нужд почти на молекулярном уровне. Вспомнился анекдот, который сейчас процитирую:
"Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: "Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц". Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: "Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 07:46 am (UTC)
Я думаю тоже, что неумение думать о других у нее было какой-то дисфункцией, может у нее было что-то вроде аспергера, соединенное со страстной любовью к слову. Но я не спец в разделах социальных дисфункций, только знаю теперь, что не все человек может выбрать, какие-то вещи - просто в мозгу впечатаны.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kroshkaboo
2012-05-06 07:44 am (UTC)
Мне с детства не было близко практически ни одно ее стихотворение, зато я обожала (и до сих пор) Ахматову. А потом я прочитала 800-страничный труд Анастасии Цветаевой про них, и поняла почему.

Такое, наверное, любой знакомый мне человек писать постеснялся бы:
"Как живётся вам с простою
Женщиною? Без божеств?"
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 07:49 am (UTC)
Совсем-совсем ни одно?


Да, любой бы постеснялся, а она легко жила в этом осознании себя. Не позировала ведь, не прикидывалась - искренно так ощущала, с таким перехлестом.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: nastasyia
2012-05-06 07:51 am (UTC)
Алика, я тебя очень люблю В частности и за то, что иногда у тебя комментарии собираются чуть ли не интереснее и показательнее, чем сам текст:) Люди реагируют так, как будто ты зацепила что-то лично и родное:)

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 07:59 am (UTC)
Я сама страшно удивилась! Честное слово не ожидала.

Но потом вспомнила одну шапочную знакомую, она считала себя специалистом по Цветаевой и была такая вся внезапная. Я не знала этого, в разговоре что-то упомянула вполне безобидное, но не восхищенное - она на меня инстинктивно замахнулась.
Но при этом не опознала строчек: и если сердце , разрываясь, без лекаря снимает швы, то знай - от сердца голова есть, и есть топор - от головы.

Спросила заинтересовано - чье это?

Это такая фанатская любовь, что знать уже и необязательно.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: hnyu
2012-05-06 08:00 am (UTC)
Очень узко мыслите. Не буду обобщать, но в этой теме проявилось склонность ставить рамки и делать выводы. А знаете, как опасно опираться на одни воспоминания людей и пренебрегать другими или делать выводы просто на эмоциях?
Что за набор клише? Вчера мне прислали ссылку на краткое описание М. Монро - довольно шокирующее. Пошла я читать о ей больше, все ставится под сомнение. И разбираться нужно долго, что же было правдой, но полностью не узнать.
Про "Попытку ревности", например. Нельзя сравнивать лирического героя с автором, сколько же можно повторять эту ошибку? Да, она почувствовала ревность и написала художественное произведение, усилив эмоции, возвысив ситуацию, выбрав типичные свойства ревнивых женщин... Значит ли это, что она и впрямь считала старухой "соперницу"? То, что с писателями трудно общаться и они резкие в обращении, и даже неприятные - такое случается часто. То, что они одиноки и некому разделить с ними их удивительное мировоззрение, - тоже типично. А то, что она не работала... Ну может для вас не считается это таскание воды и дров, печку топить каждое утро для вас не труд? Или все терпели и она должна была безропотно?
Не для кого стало жить, самоубийство совершила. В депрессии помощь чужих не воспринимается, когда близких уже нет надежды увидеть. Разве это странно? Последний абзац - вообще полный бред. Да, это ее дар, помноженный на ремесло. Семья как семья, каждую разобрать семью и не совпадающую с вашим мировоззрением - в лечебницу? В психушке откуда бы она брала впечатления о людях и мире? А без них писать не о чем. И т. д., и т. п.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: meamia
2012-05-06 08:05 am (UTC)
Какой поучительный текст!
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: zaiats_intro
2012-05-06 08:08 am (UTC)
прочитал и подумал: как-то это очень по-женски - разобрать по косточкам, насмешливо, даже пренебрежительно другую женщину, ее внешность, ее неудачную жизнь. и в итоге припечатать - она никогда не имела "божественного дара".. знаете, надо самой быть как минимум божеством, чтобы слегонца эдак, махнув рукой, судить об ушедшей.
пы.сы. противненький постик.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 08:18 am (UTC)
Вы читать вообще не умеете:) Сразу начинаете отвечать голосам в своей голове.

Может начнете с того, что прочтете книгу воспоминаний по ссылке, а потом, уже включив внимание и мой пост?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
From: katyabelyaeva
2012-05-06 08:10 am (UTC)
после прочтения поста пошла в википедию,
оказывается у нее было трое детей, но один умер от голода.

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 08:19 am (UTC)
Она отдала ее в приют и не забирала домой. Это очень страшная история.
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 08:23 am (UTC)
Рисунки всегда украшают, особенно нравящихся людей:) И да, она очень прямо держалась и ходила замечательно легко и волосы были золотые. В коммуне молодых и талантливых людей на берегу крыма все должны были выглядеть загорелыми беспечными красавцами. Но романтичной и тонкой она не была:
(Reply) (Parent) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: combatfrog
2012-05-06 08:18 am (UTC)
Как же это пошло: скудным обывательским умишком пытаться понять и препарировать гениальную поэтессу, ставя ей в вину внешность, отсутствие хозяйственности и практичности, несоответствие авторскому пониманию женственности ("не делала попыток следовать моде") и т.д.
Как же это примитивно: считать, что поэтессы обязаны быть красивыми, следовать моде, ходить на работу, каждый день проводить влажную уборку, печь ватрушки, быть идеальной женой, матерью и милым собеседником.
Большей чуши я давно не читала.
Будто возле злых и недалеких бабок на лавке постояла, сплатни их послушала. Фу...
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: rikki_t_tavi
2012-05-06 08:26 am (UTC)
Это все рассказывали известные писатели,знакомые и современники Цветаевой. Можете им этот отзыв оставить под книгой, ссылка сразу в первой строке поста. Они уже не прочтут, но остальной мир узнает, что вы их искренне считаете скудными обывательскими умишками. ( а себя логично, по контрасту - возвышенным и обширным созданием)
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
(Deleted comment)
Page 1 of 5
<<[1] [2] [3] [4] [5] >>